Весной этого года в пустыне Сахара прошел тридцатый Песчаный марафон. Это изнурительное соревнование считается одним из самых сложных в мире. Многие участники сдались и сошли с дистанции, некоторых из пустыни эвакуировали вертолетом, потому что спортсмены не могли идти сами. Но только не пермяки! Среди 1330 человек, которые приняли участие в Песчаном марафоне, было трое наших земляков: фитнес-тренер Наталья Седых, инструктор по горному туризму Дмитрий Кириллов и архитектор Елена Бурдина. К экстремальным стартам участники начали готовиться за полгода.
Горячее солнце, горячий песок, горячие губы…. Забег в пустыне Сахара проводится с 1986 года и входит в список пятидесяти самых сложных гонок на выносливость. Песок под ногами, палящее солнце, от которого нет спасения, и сильный ветер – вот постоянные спутники спортсменов. Воздух прогревается до +50 градусов. Расстояние, которые преодолевают участники забега – «всего» 250 километров.
«Без оптимизма и позитивного настроя в Сахаре делать нечего, – говорит бронзовый призер многодневки Наталья Седых. – В апреле прошлого года я познакомилась с удивительным человеком Дмитрием Кирилловым. Мы вместе занимались в «Краевой школе Медицины катастроф». Когда он узнал, что я – спортсменка, то почти сразу предложил мне бежать в Сахару. Сперва я отшучивалась, но мысль о Песчаном марафоне начала преследовать меня. Я подумала: когда еще по Сахаре побегаю? И согласилась».
Жара, песок и автономность – программ подготовки к таким соревнованиям нет. Остаются только просторы всемирной сети и отзывы участников этого ультрамарафона. Впрочем, даже видео, снятое на пробеге, не передает всех тонкостей: как правильно упаковать рюкзак, как защитить ноги от мозолей, как бегать по песку и как организовать ночлег в песчаную бурю.
«Я – мастер спорта по легкой атлетике, работаю в фитнес-клубе, но тренировки у меня были «любительскими», – вспоминает Наталья. – Тренировалась я с минимальной нагрузкой, работа была в приоритете, но хорошая физическая форма все же помогла вынести нагрузку. Я даже дюны до этого никогда не видела, а потому расчет был – пробежать и как-то выделиться в российской команде. Это была задача максимум. Буквально в первый день я поняла ошибки, допущенные мной при сборе рюкзака. Он у меня оказался слишком тяжелым и на следующее утро я избавилась от половины запасов».
Список обязательного снаряжения проверяется организаторами: рюкзак, спальник, отсос яда (скорпионы и змеи – жители пустыни), свисток, сигнальное зеркало, ракетница, еда. Максимальный вес поклажи – 12 килограммов.
«Чтобы еда занимала меньше места, мы сушили продукты, а потом перемалывали их в порошок, – приоткрывает небольшие хитрости Наталья. – Мы так заготовили мясо и даже сыр. Впрочем, на одном этапе мне пришлось выкинуть не только часть съестных припасов, но даже ложку, потому что был важен каждый грамм лишнего веса. Воду нам выдавали по девять литров в день. Этого, на мой взгляд, было вполне достаточно для того, чтобы и жажду утолить, и облить себя из бутылки. Специфичность нашего быта меня не пугала, несмотря на то, что наш отдых был неполноценным. Спали мы в некоем подобии палаток: организаторы выдавали две рогатины, тент и шерстяной полог. Песчаные бури были постоянными и временами такое убежище срывало. Ночи были холодными, ветер продувал спальники, но все это для меня не казалось каким-то адом. Я отлично помню, как однажды на весеннем сплаве мне приходилось даже отжиматься, чтобы хоть как-то кровь разогнать по жилам».
Новость о том, что она составляет конкуренцию фавориткам марафона, придавала Наталье сил и даже длиннейший ночной этап, протяженностью в 92 километра, удалось преодолеть на душевном подъеме.
«Скажу честно, что это была прекрасная возможность сойти с ума, – вспоминает спортсменка. – Однако позитивный настрой помог сохранить адекватность к финишу. Есть, что вспомнить! Когда я собиралась в Сахару, думала, что все хуже будет. Оказалось, что жить можно».
Нет предела человеческим возможностям, и энтузиасты не устают доказывать это. Один из труднейших маршрутов на планете Наталья преодолела за 29 часов, 54 минуты и 39 секунд. Сейчас спортсменка говорит, что хотелось бы съездить на Песчаный марафон еще раз. Для того, чтобы «по-взрослому биться» за первое место.