После бешеного успеха серии игр «Ведьмак» американский интернет-гигант Netflix экранизировал первоисточник — одноимённый цикл фэнтези-романов польского писателя Анджея Сапковского. Получилось неоднозначно: безусловным хитом сериал не стал. Чтобы помочь читателям решить, стоит ли тратить на него бесценный остаток новогодних каникул, SMM-редактор 59.RU Александр Пастухов разбирает, что вообще происходит на экране, какие у шоу недостатки и можно ли их прощать.
Центральных персонажей трое: британский Супермен Генри Кавилл создаёт вполне харизматичного заглавного героя, ведьмака Геральта; Аня Чалотра (Йеннифер) при Кавилле расцветает (а кто бы не расцвёл); не очень выразительной получилась только принцесса Цири — но из-за особенностей сюжета Фрейя Аллан просто вынуждена весь сезон играть примерно одно и то же, так что сложно иметь к ней претензии. Зато бабушка Цири, королева Калантэ в исполнении Джоди Мэй — определённо звезда шоу (как хорошо, что из-за тех же сюжетных особенностей мы можем смотреть на неё подольше). Бьерн Хлинур Харальдссон, который уже был полицейским при жене-губернаторе в «Фортитьюде», как влитой смотрится в роли мужа королевы. Ларс Миккельсен (вы его знаете: Чарльз Магнуссен в «Шерлоке», президент Петров в «Карточном домике») традиционно играет харизматичного злодея — волшебника Стрегобора, который в первой же серии демонстрирует Геральту и зрителям, что мир сериала жесток и несправедлив. Жесток и реальный: фанаты книг и игр требовали от Netflix взять на роль Геральта Мадса Миккельсена, но получили только его старшего брата — и то в другой роли.
Несправедливость — вообще именно то, на что обращаешь внимание при просмотре пилота. Почему так невыразительна баталия в Цинтре в начале серии, если в конце мы видим совершенно невероятную боевую хореографию в Блавикене? Как у Кавилла и Миккельсена могут получаться скучные совместные сцены? Почему так мало Калантэ? Что за горбатая девочка?
На часть вопросов сериал отвечает довольно быстро. Создатели опираются в основном на первые рассказы о Геральте, но при этом вытаскивают из первоисточника ещё и две полноценные сюжетные линии для Йеннифер и Цири. Изначального материала маловато, поэтому линии по-разному существуют во времени: с первой до последней серии сезона для ведьмака прошли годы, а для Цири — несколько дней. Этакий «Дюнкерк»!
Это делает сериал во многих смыслах неровным: Геральт спокойно прыгает через года между сюжетами рассказов Сапковского; Йеннифер очень надолго задерживается в трудной юности — а потом гигантскими скачками спешит догонять ведьмака; Цирилла, испуганный ребёнок, восемь серий бежит (в основном буквально) от преследователей. С тремя историями трудно держать единый ритм, и создателям сериала это не очень удаётся.
Не всегда динамике помогает и режиссура: уже упомянутая сцена знакомства Геральта и Стрегобора — не единственный пример скомканного диалога. Зачастую не до конца понятно, почему персонажи принимают те или иные решения — не из-за неизвестных зрителю нюансов вселенной, а просто потому, что их мотивация не раскрывается в сцене. Ярчайший пример — бал у Калантэ в честь её дочери Паветты, один из основных моментов в сюжете всей книжной серии (да и игровой тоже, чего уж там). В какой-то момент события развиваются стремительно, эффектно и кроваво — но совершенно неясно почему.
Нюансы вселенной, кстати, сериал тоже разжёвывать никому не собирается. Это может быть серьёзным плюсом: нечасто встретишь массовое шоу, которое не тратит время на постепенное погружение зрителя в сеттинг, а сразу кидает его в гущу непонятных терминов и процессов — это заставляет смотреть внимательнее и немножко напрягать мозги. Важным становится персонаж Джои Бэти — бард, чьё имя традиционно переводят на русский как Лютик (да, это он поёт песню «Ведьмаку заплатите чеканной монетой», от которой в интернете невозможно спастись). Лютик — лучший друг не столько Геральту, сколько зрителю: похоже, он единственный, кто, как и мы, ничего не понимает в происходящем и не стесняется это демонстрировать. В шестом эпизоде он одной шуткой может примирить вас с сериалом как раз в тот момент, когда градус неловкости за происходящее на экране становится слишком высок.
Так как сериал не спешит помогать зрителю разобраться в правилах мира, в котором происходят его события, имеет смысл смотреть его с кем-нибудь, кто уже знаком с книгами Сапковского или хотя бы играми от CD Project RED — задавайте ему уточняющие вопросы, но не допускайте слишком много нытья о том, что «на самом деле всё было не так». Значительная часть негативных отзывов в интернете написана как раз фанатами и знатоками вселенной «Ведьмака»: сюжет искажён, актёры не те. Похожие претензии были и к «Игре престолов», с которой «Ведьмака» невозможно не сравнивать: оба шоу — «тёмное» фэнтези с натуралистичной жестокостью и политическими интригами. В «Ведьмаке», правда, политики пока маловато (даже меньше, чем было в первом же рассказе о Геральте, который стал основой третьего эпизода), зато жестокости даже больше. Уберите детей от экранов.
У «Ведьмака» нет колоссального бюджета «Игры престолов», ритм шоу неровный, порог вхождения высоковат — но никакой «Игры престолов» у нас с вами больше и не будет, зато второй сезон «Ведьмака» уже в работе (и очевидно будет таким же обсуждаемым, как и первый). Все задатки хорошего шоу тут есть: Геральт харизматично ворчит, бои зрелищные, стрыга страшная, саундтрек красивый, монеты чеканные.
Если вы дочитали до этого места, то вот вам песня про ведьмака и монету на 15 языках.
И помните: когда придёт час Белого Хлада и Волчьей Пурги, не ешьте жёлтый снег.