В новогодние каникулы британский канал BBC One продемонстрировал мини-сериал «Дракула» от создателей любимого россиянами «Шерлока» — а сразу после показа его начал транслировать американский Netflix. Формат шоу знакомый: всего три серии по полтора часа.
Немудрено, что сотни тысяч зрителей бросились жадно всматриваться в «Дракулу» в надежде получить дозу долгожданного «Шерлока», но — облом. И дело даже не в отсутствии Камбербэтча с Фриманом: актёрский ансамбль тут очень достойный, хоть и без примелькавшихся российскому зрителю лиц. Дело в том, что творческий дуэт Стивена Моффата и Марка Гэтисса действительно по привычке сделал сериал, который уже делал, — вот только получился не «Дракула», а скорее «Доктор Кто» (парочка управляла этим культовым британским шоу несколько лет).
Неподготовленному зрителю, знакомому с британскими телетрадициями исключительно по современному прочтению Конан Дойля от тех же Моффата с Гэтиссом, может быть сложно въехать в происходящее: отлично снятая сцена допроса Джонатана Харкера в самом начале сериала внезапно прерывается совершенно абсурдной репликой — и ошарашенный зритель отправляется смотреть кровавые вступительные титры. Дальше наконец-то появляется граф Дракула (в исполнении датчанина Класа Банга, но это вряд ли вам о чём-то говорит) — мало того, что сам вампир поначалу донельзя комичен, так ещё и когда он говорит «я не чувствую в местных жителях вкуса», зачем-то звучит многозначительная музыка. Тут зритель может и обидеться — совсем, мол, за идиота держат. Но зря: это и есть настоящее британское телевидение, тут абсурд и благородное безумие намного ближе, чем на каком-нибудь HBO (и почти так же близко, как на «России-1»).
Основа здесь, как и в «Докторе Кто», ультрахаризматичный центральный персонаж, любимец сценаристов, который без остановок тащит за собой зрителя через череду стычек с антагонистом (Ван Хельсинг тут монашка, играет её Долли Уэллс — и ругаются с Дракулой они очень мило), небольшие второстепенные сюжеты (потерпите до истории с Люси Вестенра — её прочтение получилось интересным) и череду внезапных поворотов сюжета. Внезапность их, конечно, спорна — многие сюжетные «ружья» маячат перед глазами зрителей задолго до выстрела — но серьёзно, что вы вообще хотели от фантазии на тему романа столетней давности?
Три эпизода заметно отличаются друг от друга и по атмосфере, и по жанру. Первый (глупо называть его «пилотом», если серий всего три и других не будет, да?) сюжетно ближе всего к литературному первоисточнику: мрачный замок в горах, нападение сил зла на монастырь, одержимость и потерянная любовь, вот это всё. Вот только в письме Харкеру от его невесты, с которым мы знакомимся, пока бедняга едет в замок графа, многовато фривольностей — нам сразу намекают, что это очень, очень современный сериал. Абрахам Ван Хельсинг теперь женщина (глядите-ка, прямо как новый Доктор Кто — да и играет Долли Уэллс примерно то же самое), более того — сильная и независимая монашка. Пока она исключительно силой ума борется со всемогущим Дракулой, зрителя развлекают шутками и любовно нарисованными отталкивающими сценами — вроде мух, изображающих тлетворное влияние вампира, или превращения волка в Дракулу (зрелище неприятное и впечатляющее — впрочем, в «Хемлок Гроув» семь лет назад было не хуже).
Странная лёгкость, с которой монашка противостоит древнему злу, сначала настораживает — оказывается, что Дракула-то в этой истории вообще не всесилен. Ухватившись за эту мысль, авторы бережно раскручивают её четыре с половиной часа, чтобы выдать невероятно спорный и обескураживающий финал. Да и весь третий эпизод, самый неожиданный и странный, может вызвать противоречивые чувства. То ли дело вторая серия — бесспорно лучшая часть шоу, классический камерный детектив, «Десять негритят» на борту корабля в открытом море. Как туда вообще попал Дракула? Конечно, ему страшно захотелось туда же, куда стремятся все злые инопланетяне из «Доктора Кто», — в Лондон (в качестве маленького бонуса для фанатов британской телефантастики он даже взял с собой Сашу Дхавана, последнего исполнителя роли Мастера).
Главный герой (окей, антигерой) большую часть времени напоминает инфернального Мориарти, но даже он иногда становится Доктором: в третьем эпизоде ему нужно выбраться из заточения — и помогает ему в этом не тёмная магия или, например, многовековой опыт манипуляции людьми, а банальный «бог из машины». Причём сценарист до того рад этой своей невероятной находке, что презентует вам её лично: выручает Дракулу персонаж, которого играет непосредственно Марк Гэтисс.
При всём своём обаянии «Дракула» вряд ли даст вам именно то, чего вы от него ожидаете, — тем более если вы соскучились по высокофункциональному социопату Шерлоку. Если вас не пугает женщина в роли Ван Хельсинга (если пугает — что с вами не так?), кровь, мухи и легкий флёр абсурда — вам определённо стоит посмотреть первые две серии. После головокружительного (ну тут уж как получится) клиффхэнгера посмотрите титры, обсудите шоу с друзьями — и только потом включайте третью серию, как будто это уже другой сериал, что-то вроде спин-оффа.
Небольшой бонус: англоязычные зрители рассмотрели в третьем эпизоде намёк на следующую жертву Стивена Моффата и Марка Гэтисса — и звучит эта версия вполне логично. Когда персонаж Гэтисса в третьей серии разгадывает кроссворд (получается у него не очень, но, зная сюжет, его можно простить), там есть вопрос: «Unscrupulous physician deployed tanner’s knife (12)». Ответ — Frankenstein (не спрашивайте). «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Дракула» Брэма Стокера и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона — три столпа готической литературы. «Джекилл» Моффата с Гэтиссом в роли Стивенсона вышел ещё в 2007-м, теперь вот досталось Стокеру — деконструировать теперь «Франкенштейна» кажется очевидным следующим шагом.
А знаете, кстати, кто уже играл и доктора Франкенштейна, и его чудовище? Бенедикт Камбербэтч.