О большом автопутешествии на Черное море я думал последние 10 лет. За это время я успел несколько раз съездить в Крым, Сочи и Турцию, но мысли о поездке на юг на автомобиле не покидали меня с приходом каждого лета. И вот в этом году звезды, что называется, сошлись — я отправился в большое автопутешествие до Крыма и обратно. Но обо всем по порядку.
Очередная идея прокатиться до Черного моря пришла мне в июне после отдыха в Сочи, куда я летал на самолете. Сочи мне понравился, но нехватка впечатлений и восторженные рассказы туристов, которые приехали к морю на машине, заставили меня еще раз подумать: «А не съездить ли мне на юг на авто?» С этой мыслью я прожил почти месяц и в июле все-таки решил воплотить свой замысел. Маршрут я запланировал такой: Пермь, Казань, остановка в Нижнем Новгороде у дяди, затем марш-бросок до Ростова-на-Дону к друзьям, далее Новороссийск и в Крым. И тут вы спросите: «Почему Крым?» Да просто полуостров мне нравится больше всего из нашего побережья. К тому же в Севастополе живут друзья, к которым было грех не съездить.
В конце июля я взял у своего папы Toyota RAV4, а взамен отдал ему свою KIA Rio. Я посчитал, что кроссовер будет безопаснее на трассе. К тому же наличие двузонного климат-контроля и более мощного двигателя, чем у Rio, должно было сделать мое путешествие комфортнее. Компанию в дороге мне согласился составить друг, у которого есть водительские права. Собирались в дорогу мы всего один день. С собой решили взять теплые вещи, палатку, спальники, котелок, посуду, а также набор еды, состоящий из тушенки, макарон, дошираков и других продуктов, которые не испортятся в дальней дороге. Из дополнительного оборудования мы на всякий случай захватили видеорегистратор и радар-детектор (впоследствии от жары этот чудо-прибор сломался да и в целом оказался не очень полезным).
Выехали из Перми мы рано утром 25 июля и направились по трассе М-7 через Воткинск и Ижевск в сторону Казани. Дорога до столицы Татарстана у нас заняла часов 9. По пути нам попалось несколько участков с ремонтом, но больших пробок на трассах не было. Благополучно миновав Казань, мы остановились на берегу Волги, где поставили палатки, отдохнули, развели костер, приготовили макароны с тушенкой и легли спать. Рано утром нас ждали подъем и выезд в Нижний Новгород.
Дорога от Казани до Нижнего Новгорода занимает примерно 4–5 часов. На второй день нашего автопутешествия мы приехали в столицу Приволжского округа и сняли там квартиру на сутки в новом микрорайоне Южном на берегу Оки. Стоимость однушки на известном сайте объявлений варьируется в Нижнем от 800 до 1500 рублей. Мы отдохнули, погуляли по городу и на следующее утро выехали до Ростова-на-Дону. Этот отрезок оказался одним из самых сложных на всем нашем пути. Маршрут был такой: Нижегородская область — Рязанская область — Тамбовская область — Воронежская область — трасса М-4 «Дон» — Ростов-на-Дону. Всего за один день нам надо было проехать порядка 1300 километров.
На третий день пути начинаешь привыкать к дороге. Города сменяются деревнями, деревни — полями и лесами, леса — снова городами и дорожными развязками. В центральных регионах — бескрайние черноземные поля с подсолнечником и пшеницей и местами не очень хорошие дороги. Проехав Рязанскую и Тамбовскую области, мы въехали в Воронежскую область. Навигатор повел нас через деревни и небольшие поселки в сторону трассы М-4. К вечеру мы благополучно добрались до федеральной дороги и направились в Ростов-на-Дону.
Участок федеральной трассы М-4 от Воронежской области до Ростова-на-Дону мы проехали примерно за 5 часов. Это очень загруженная дорога с платными участками. Ехали мы по ней достаточно быстро и к 11 часам вечера добрались до Ростова, где сняли квартиру и легли спать. На следующий день в интернете мы нашли более комфортное жилье и перебрались в него. В Ростове в конце июля было жарко — в тени температура воздуха была около +35 градусов. Встретившись с друзьями, мы погуляли по городу, сходили на красивую ростовскую набережную, прогулялись по магазинам и легли спать, а на следующее утро поехали в Новороссийск.
От Ростова до Новороссийска на машине ехать около 5 часов. В Краснодарском крае на трассах много пробок, местами дороги ремонтируют, и поток легковых машин с грузовиками растягивается на несколько километров. На Кубани мы обратили внимание на стоимость бензина — если в Перми литр 95-го стоит около 49 рублей, то тут его продают в среднем за 53 рубля. Проехав Тимашевск, Славянск-на-Кубани и Крымск, мы добрались до Новороссийска, который встретил нас огромной пробкой и жуткой жарой под +37 градусов. В этом портовом городе я не был 10 лет, и за это время он сильно изменился в лучшую сторону. Жили мы у друга в новом микрорайоне Южном, от которого до ближайшего пляжа Алексино всего 15 минут ходьбы пешком.
В Новороссийске и вокруг него есть много интересных мест. В одно из них мы отправились на следующее утро перед дорогой в Крым. В 20 минутах езды от новороссийского порта есть курорт Кабардинка, а недалеко от него на берегу находится главная местная достопримечательность — выброшенный на мель африканский сухогруз «Рио». Дорога до него не самая простая — в 30-градусную жару приходится идти 5 километров до дикого пляжа по крутым склонам и горкам. Там на берегу и стоит заброшенное судно. Возле «Рио» мы сфотографировались и искупались, а затем вернулись к машине и поехали в Крым.
Дорога от Новороссийска до Крыма занимает всего 3–4 часа. Перед въездом на Крымский мост находится большой пост ДПС, который мы благополучно миновали и оказались в Керчи. И тут можно дать небольшой совет всем туристам, едущим в Крым, — заправляйте полный бак бензина на своей машине на материке — цены на топливо в Крыму поначалу поражают. Здесь нет привычных нам сетевых АЗС, а только местные сети, на которых литр 95-го бензина стоит в среднем 53,50 рубля. А еще заранее подумайте, что делать со связью, ведь в Крыму нет российских сотовых операторов. Например, мой оператор предложил мне подключить услугу безлимитного мобильного интернета в роуминге за 300 рублей в сутки. Для себя я решил проблему покупкой местной симки за аналогичную сумму — но не на день, а вообще.
Сразу после Крымского моста мы выехали на новую федеральную трассу «Таврида». Это отличная скоростная трасса, но со множеством камер фиксации нарушений. По ней мы за 3 часа добрались до Севастополя, где сняли квартиру и жили там следующие 7 дней.
Несмотря на отдельные моменты, о которых я писал выше, Крым остается очень интересным и привлекательным местом для туристов, особенно для тех, кто приехал на полуостров на своем автомобиле. Посмотреть здесь есть на что. В самом Севастополе много разных музеев и интересных мест, куда обязательно стоит съездить. Это Херсонес, Балаклава, севастопольская набережная, Парк Победы и музей 35-я батарея. Город изрезан множеством бухт, в каждой из которых есть свой пляж. Вода, в отличие от июньского Сочи, в Севастополе оказалась теплая, чистая и прозрачная. Цены на жилье в разгар сезона были высокими — хорошую однокомнатную квартиру рядом с пляжем в современном ЖК мы сняли за 2000 рублей в сутки. Что касается цен на продукты, то они в целом не сильно отличаются от материковых. «Магнита» или «Пятерочки» в Крыму нет, но есть свои неплохие продуктовые сети и множество небольших магазинов у дома. К слову, снять наличные можно в банкоматах всего двух банков, но карточки принимают почти везде.
Из Севастополя на машине мы съездили в Форос и Ялту. Дорога по южному берегу Крыма доставляет непередаваемые эмоции. Трасса проходит по побережью вдоль гор. Виды, которые там открываются, — одни из самых лучших во всем Крыму. В Ялте узкие улицы, очень много туристов и машин. Цены в городе соответствуют туристическому потоку — почти всё дороже, чем в Севастополе.
Машина в Крыму дает возможность побывать во многих местах. Кроме Ялты, мы съездили в западную часть полуострова — в Евпаторию, Поповку и на мыс Тарханкут. Поповка известна тем, что в ней раньше проходил знаменитый фестиваль «Казантип». Его закрыли в 2014 году. Последние несколько лет на месте «Казантипа» проводился фестиваль электронной музыки Z.Fest, но за день до нашего приезда туда нагрянули силовики и попытались его закрыть из-за карантинных нарушений. При нас на фестиваль еще пускали за деньги, но многие туристы, специально приехавшие потусить на море, уже собирали чемоданы и уезжали домой.
А еще в Поповке один из лучших пляжей во всем Крыму — длинная и широкая песчаная полоса и теплое и мелкое море. В полутора часах езды от Поповки находится самая западная часть полуострова — мыс Тарханкут. В этом месте на побережье очень красивые скалы, которые можно посмотреть во время морской прогулки на катере. Билет на одного человека стоит около 600 рублей.
Из Крыма домой мы уехали 5 августа и вернулись в Пермь 7-го. Обратный наш путь лежал через Волгоград и Казань. Общая протяженность маршрута составила 7 тысяч километров.
Уже дома я сделал для себя вывод, что если ехать в Крым — то только на машине. Сама дорога оставляет много впечатлений, ты не зависишь от общественного транспорта, всегда можно заехать в те места, куда бы без машины ты не смог попасть. Полуостров пока остается для туристов некой серой зоной, где еще предстоит работать над сервисом и инфраструктурой, но по сравнению с теми же курортами Краснодарского края там есть немало плюсов, которые неискушенный турист обязательно заметит, путешествуя на своем автомобиле.
Согласны с автором?