![Александр Пастухов](https://n1s1.hsmedia.ru/57/3e/7a/573e7aebf372b183e71d936ab1bd3df7/1900x2850_0xHjm4Nd2u_3446929376837187097.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/28/15/d9/2815d9f80d695c31a130ebd240ad4c90/656x369_1_556c02e9df518d35f11dc1b42a927afb@1362x766_0xX0JFiyO9_7677730579618021083.png.webp)
За время самоизоляции Семён Слепаков снял для ТНТ 10-серийный альманах об удивительных временах, в которые нам с вами довелось жить: пандемия, удалёнка, социальное дистанцирование и всё такое.
Сериал снят в формате «скринлайф», который уже много лет последовательно популяризирует Тимур Бекмамбетов: это когда зритель видит происходящее как будто с экрана телефона или компьютера — так, как видят друг друга люди, когда созваниваются по скайпу или «зуму» на самоизоляции. Помимо того, что это крайне жизненно (мы все в основном теперь так друг друга и видим), такой формат делает производство сериала чуть быстрее и дешевле — поэтому авторам и удалось оперативно выпустить проект, пока тема не перестала быть актуальной. Впрочем, не только им: Слепаков в интервью признавался, что блестящая идея снять сериал про карантин оказалась лежащей на поверхности, и сразу несколько шоураннеров взялись за такие проекты одновременно. Но не у всех есть столько козырей в рукаве.
У Слепакова, конечно, козырей полно. В одной из серий он задействует главный актёрский дуэт «Домашнего ареста» (16+) Робак — Деревянко, в другой — Фёдора Бондарчука (причём примерно в том же образе, что и в «Годе культуры» (16+)), а когда в кадре появляется Владимир Епифанцев, сюжет сразу ныряет куда-то в пучины безумия. Татьяна Догилева мирит не сходящихся в вопросах идеологии сыновей, Анна Михалкова готовит суп для супруга и массажистки, у которой он случайно застрял на карантине, Юлия Топольницкая и Светлана Камынина делят общего мужа — в общем, компания отличная.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/8b/c0/bd8bc0ead1beb9fb68301c15c960a5b4/656x371_1_00cd63e7296b11cc8c4186dcf74c5722@1356x765_0xOMJI9TdY_6821413033057229978.png.webp)
Формат проекта — альманах, набор короткометражек, связанных только тематически, примерно как в «Чёрном зеркале» (18+). И, кстати, тоже про то, как технологии влияют на нашу жизнь («скринлайф», напоминаем): доставка еды, распитие спиртного по «зуму», выбивание долгов по скайпу (это как раз безумная серия с Епифанцевым). Может случиться, что для наших потомков сериал станет таким же документом «коронавирусной» эпохи, как и «Окаянные дни» Бунина (16+) — революционной. Надеемся, к этому времени они ещё будут помнить, что такое комедия.
Комедия в «Окаянных днях» разная: на 10 серий — шесть режиссёров. Эпизод с братьями «чиновником» и «либералом» (в паре с Бондарчуком играет Дмитрий Лысенков — капитан ФСБ из «Домашнего ареста», помните?), вероятно, задумывался в основном как высказывание о семье, но когда есть шанс от души пошутить на политическую тему, трудно остановиться. В итоге «либерал» получился таким явным издевательством, что серия похожа на один из роликов в поддержку поправок в Конституцию. Зато фамилия «Навальный» звучит так часто, что серия может вызывать беспричинное беспокойство, мигрень и нервные срывы и у сотрудников центральных каналов, и пресс-секретарей разного уровня.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/e8/ed/36e8ed5900762f7d990e2b7a4fb84035/656x369_1_215823d7abc52573965b84ba95a072f3@1365x767_0xig1KiTB4_5228146400290020688.png.webp)
Эпизод «Долг» стремительно вытаскивает сериал из плоскости политической сатиры куда-то в сторону комедии абсурда. Коллектор (Епифанцев) вынужден выбивать долг удалённо, потому что у него мама старенькая, а у «клиента», возможно, коронавирус — нельзя рисковать. Впрочем, он успешно применяет пытки и насилие и дистанционно.
Более «классические» серии похожи на типичную комедию положений — за исключением, конечно, небольшого нюанса: персонажи взаимодействуют друг с другом через экран, то есть актёры не видят друг друга. Но, оказывается, это не проблема: Юлия Топольницкая, например, в эпизоде «Вторая семья» так здорово работает с камерой вместо партнёра, что от их дуэта со Светланой Камыниной не оторваться — даже если развязку этой истории можно угадать в начале серии, ничего страшного.
«Окаянные дни» не просто эксплуатируют горячую тему, а представляют собой что-то вроде эксперимента над жанром. Сценарист и режиссёр помещены в стеснённые условия (прямо как россияне — в карантин): персонажи не взаимодействуют друг с другом физически и не покидают одного помещения. Получилось ли в таких условиях снять актуальную комедию про изменившуюся русскую жизнь? Да, вполне. Составить об этом собственное мнение вы сможете 11 июня — сериал выйдет на видеоплатформе PREMIER.
P.S.: Семён, а когда самоизоляция закончится, можно нам спин-офф «Домашнего ареста» про Виталиков? Заранее спасибо.