Семья истории «Шаблон о сиротах сломался». Молодой пермский бизнесмен стал наставником для парня из детдома

«Шаблон о сиротах сломался». Молодой пермский бизнесмен стал наставником для парня из детдома

Павел Федотов стал участником программы Наставничества

Павлу Федотову 29 лет, он признается: раньше у него была «хаотичная практика добра», но однажды он наткнулся на таргетированную рекламу программы наставничества...

Мы завершаем наш цикл материалов про пермских наставников — волонтеров, которые дружат с ребятами из детских домов и готовят их ко взрослой жизни. Герой этого материала — 29-летний бизнесмен, президент Федерации киберспорта Прикамья Павел Федотов. С подопечным 16-летним Костей (имя изменено) они общаются с марта, за это время ни разу не возникало разногласий, а у Павла кардинально поменялось представление о детях-сиротах.

«Наставничество» — проект фонда «Солнечный город», в Пермском крае его реализует фонд «Солнечный круг». Его участники — подростки из детдомов от 12 лет и наставники от 24. Перед тем как стать наставниками (их также в пермском фонде называют «большими друзьями»), добровольцы заполняют анкеты, проходят тренинги и общаются с психологом. После этого их допускают к персональной встрече с подопечными, которые нуждаются в общении и «большом друге» — так наставников называют в фонде. Наставники помогают подготовиться к жизни после детского дома, поддерживают подопечных и участвуют в их жизни.

«Меняет ли наставничество жизнь к лучшему?»


— Это была хаотичная практика добра. У меня специфический график: я поздно ложусь и поздно просыпаюсь. И как-то в 4 утра, листая ленту в Инстаграме, наткнулся на таргет программы, и получился своеобразный ответ на вопрос «Как можно помочь?». Моя мама покупает на Новый год подопечным фонда «Дедморозим» подарки, и у меня всегда возникали вопросы: «Помогает ли это им или это бесполезная разовая акция, которая приучает ребят, что все дает государство, а благотворители приносят подарки? Меняет ли это как-то жизнь к лучшему?»

Ответом, про который говорит Павел, для него стало описание программы, потому что она — о долговременном общении с человеком, который рос в детском доме и в целом социальных связей с обществом у него немного. Время на такую дружбу у Павла было и он сразу заполнил заявку, подумал, что это может помочь подопечному найти правильную дорогу в жизни.

Никаких «но» у наставника не было, он понимал, что дети могут быть разные, однако это не смущало. Уверенности придавал формат взаимодействия. Например, пока у Павла нет цели кого-то усыновить, а ресурсы на дружбу и помощь есть, причем неважно кому — парню или девочке, — возраст тоже не был решающим критерием, он доверился выбору психолога. Говорит, что само название проекта «Большой друг» сильно подкупило.

Потом началась подготовка: вебинары с психологом про влияние на личность разлуки с родителями и в целом про психологию сиротства. Следующий этап — документы — подготовка справки о несудимости; от нарколога и психолога.

Павел отмечает: перед первой встречей с подопечным он волновался

Идеальное совпадение и разрушение стереотипов


— Сам я сильно беспокоился о том, как пройдет первая встреча. В принципе, я склонен прогнозировать ситуацию и думать, как все может произойти. Когда ты знаешь о человеке только имя и фамилию, ты сидишь две недели до встречи и думаешь: что ему будет интересно, будет ли сложно разговорить? Нас предупреждали, что есть ребята, открытые к диалогу, а есть те, с которыми сложнее выстраивать коммуникацию.

Костя, с которым психолог «свел» Павла, оказался из открытых ребят. В первый день они проболтали два часа, просто гуляя вокруг детского дома.

Для наставника было удивительно, что у Кости есть планы и цели в жизни, он мотивирован и имеет бытовые практические навыки, ведь кураторы предупреждали о другом. При этом в детстве опыт общения с сиротами был и у самого Павла. В летнем лагере он видел, как они унижали тех, кто не мог ответить, нарушали дисциплину. Тогда ему казалось, что они «самые отмороженные на свете».

— Я понял: чтобы развеивать эти стереотипы и ложные представления, нужно это прямое общение и знакомства. Костя оказался замотивированным и заинтересованным парнем. И, несмотря на то, что говорили, что тему родителей задевать нельзя, Костя сам в первые 15 минут нашего общения начал рассказывать про них. Некий шаблон о том, к чему надо готовиться, начал ломаться. И стало понятно, что нужно общаться, не пытаясь строить коммуникацию сверху вниз, с первых минут наше общение вышло на уровень друзей.

Павел и Костя сразу поняли, что характерами они сошлись. На первой встрече удалось хорошо друг друга узнать. Например, Костя увлекается ТикТоком, на его старом аккаунте было 30 тысяч подписчиков, но позже его заблокировали за нарушение правил публикаций, и теперь он начинает с нуля. Он хочет продолжать работать в этом направлении и копит себе на телефон с лучшей камерой. Также ребята обсудили коронавирусные времена в детском доме и успели спланировать следующие встречи. Костя показывал места в городе, где находится его детский дом, а потом начались поездки в город — на батуты, прогулку на самокатах. Второй вариант понравился больше, так как можно было поговорить.

— Я обрадовался тому, что Костя — обычный парень и он может быть моим другом, несмотря на разницу в возрасте в 13 лет. У него есть свои цели и представления, что хорошо, а что — плохо. У него нет шаблонных представлений о том, кем он должен стать после того, как оказался в детском доме. Я рад, что он может доверять мне свои переживания. Говорят, что для построения отношений с ребятами, у которых проблемы с близкими, нужно 6 месяцев и больше, но у нас получилось так, что мы сразу могли разговаривать о чем угодно.

Павел предполагает, что такая легкость в общении может быть из-за того, что Костя провел в детском доме не всё детство, а попал туда только в 13 лет. У него есть тетя и бабушка, которые сейчас находятся в процессе оформления опеки. Уже с нового учебного года подросток будет учиться в училище и жить в городе, то есть, по сути, он выйдет из программы «Наставничество». Но Павел уверен, что это не будет мешать им дружить и дальше. К тому же у родственников подопечного есть доверие к наставнику. Этим летом, когда Костя гостил у тети, он выходил покататься с Павлом на самокатах — вопросов не возникло.

Со стороны близких Павла сначала были вопросы: «А зачем?» — они не понимали цели участия в проекте. После рассказа о психологии сиротства и о том, чем полезно такое общение, люди говорили: «Вау! Звучит разумно».

Потребность в доверии и благодарность


Несмотря на такой недолгий срок пребывания в детском доме, потребность в общении и доверительных отношениях у Кости все же была, поэтому он и попросил об участии в программе.

— Думаю, проблемы в адаптации, в общении с людьми были с самого начала, потому что его родителей лишили родительских прав из-за наркотиков. И, по-моему, идея проекта в том, что через длительную коммуникацию можно простроить доверительные отношения альтернативного характера пребыванию в детском доме. Когда они постоянно находятся в одной социальной среде, воспитатель становится родителем, это пребывание в созданной искусственным образом большой семье.

После блокировки старой странички в ТикТоке Костя «перегорел», однако потом начал заново. Увидев это рвение, Павел решил подарить ему селфи-лампу. Но это история не про потребительское отношение, а, скорее, наоборот. С начала знакомства Костя неоднократно говорил, что хочет улучшить качество своих роликов, поэтому ему нужна лампа, на эти фразы наставник не реагировал. И только недавно, перед днем рождения подопечного, они вместе пришли в магазин и выбрали лампу. По словам Павла, Костя был очень благодарен. О том, что нужно выстраивать с подопечными границы, рассказывали на обучении перед входом в проект — кейсы с потребительским отношением есть, и иногда наставники идут на поводу у желаний подопечных. В дружбе Павла и Кости этого удалось избежать.

Наставник не боится, что Костя привяжется и попросит об усыновлении, говорит, у него нет такого запроса — к тому же он скоро перейдет под опеку бабушки. Есть запрос на товарища, друга, наставника и советчика, их Павел удовлетворить может.

Также другие участники проекта пытаются направить своих подопечных на путь, по которому, как они считают, им стоит развиваться. В этом Павел с ними не согласен.

— Мы сталкивались с этим на рефлексиях. Многие участники как наставники, а не большие друзья — они заботятся и стараются думать за своего подопечного. А мне кажется, что делать этого не нужно. Может потому что и Костя сам достаточно самосознательный и понимает, чего хочет. Не думаю, что я должен его направлять. Пока он поступил в колледж на штукатура-маляра, и если путь привел туда, то можно получить образование, понять, интересна ли тебе специальность и что-то делать с этим дальше.

Если у подопечного появляется запрос или интерес к чему-то, то Павел пытается рассказать о возможностях в этом направлении.

— Сам факт этих встреч дает пищу для размышлений. Каждый человек для нас учитель, и Костя в данном случае мой учитель, знающий о вещах, о которых могут не задумываться в моем окружении, — говорит Павел.

Не менее впечатляющая история 24-летнего наставника Димы. У молодого человека тоже подопечный-подросток. На этот шаг Дима решился потому что в один момент осознал, что в основном люди думают и заботятся только о себе, а это не совсем правильно. После входа в проект у наставника изменились отношения с родственниками. Первой героиней нашего цикла была наставник Марина, девушка сама рано осталась без родителей и очень хотела оградить от некоторых сложностей ребят, которые оказались в такой же ситуации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем