Проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства всегда на пике популярности – коммунальные услуги, уборка снега с крыши вашего дома, городские субботники и выбор управляющей компании ежедневно интересуют тысячи пермяков. Поэтому сегодня мы решили поговорить о них, а заодно и о кадровой проблеме городской администрации, трудовых буднях чиновников и российской Олимпиаде-2014 с молодым и амбициозным начальником управления ЖКХ администрации Перми Максимом Зубаревым.
– Сегодняшний рынок управленцев жилищным фондом Перми является достаточно молодым: основная часть местных УК появилась весной 2007 года. Как вы оцениваете его состояние на данный момент?
– Однозначно можно сказать, что в Перми рынок управления жилищным фондом сформировался. Большая часть управляющих компаний – это бывшие подрядчики по ремонту и эксплуатации домов, «выросшие» как правило, из муниципальных предприятий. Основной костяк их руководителей составляют управленцы, которые пришли в отрасль в 60-70 годах. В то же время, сейчас начали появляться более молодые и активные, экономически развитые, с другими подходами к ведению бизнеса компании. Можно примерно поделить сегодняшний рынок в пропорции 60 на 40%: где 60% – это имеющие определенный опыт, а 40% – те, которые только выходят на рынок. Думаю, на качестве услуг последних небольшой срок работы никак не отражается. Вообще, эти компании отличает другой подход к ведению бизнеса, толковый менеджмент, и это хорошо.
– А если поставить Пермь в один ряд с другими городами, регионами?..
– У нас процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства были заложены еще в 1998 году. Тогда был дан старт экономическим и рыночным механизмам работы в отрасли – с выходом не на 100% поддержку и содержание за счет города, а уже с передачей имущества в аренду. В этом смысле Пермь и Пермский край всегда были передовой территорией. Конечно, в отдельных муниципалитетах края еще сохранилось управление отраслью с опорой на местные власти.
Что касается сравнения с другими регионами, то буквально на этой неделе мы вернулись из Нижнего Новгорода, где работает всего семь управляющих компаний, в то время как у нас – более 60. И я считаю, это правильно – заявлять о том, что наш рынок открыт для новых операторов. Конкурентная среда рождается не узким кругом лиц. Именно конкуренция позволяет жителям домов сделать выбор, а у самих управленцев есть стимул к развитию. Не все согласны с концепцией свободного и развитого рынка, но пока опыт показывает, что в России именно он будет действовать. Что касается власти, то пока мы можем влиять на сферу ЖКХ путем ведения тарифной политики, а в остальном предоставляем свободу действий операторам.
– Наверняка способствовать упорядочиванию рынка будет рейтинг недобросовестных управленцев, который, по вашим словам, должен быть разработан уже к лету 2008 года. Будет ли список общедоступным или закрытым, как у ассоциации «Пермские строители»?
– На данный момент мы уже определили показатели и критерии оценки работы управляющих организаций Перми. Показателей будет пять, а критериев – 63. Это будет не рейтинг, а скорее список добросовестных управляющих компаний в сфере ЖКХ.
В соответствии с федеральным законодательством за муниципальной властью закреплена функция организации на территории городского округа тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, водоотведения, а, значит, мы обязаны отслеживать и оценивать деятельность управляющих компаний.
– Естественно, в Перми найдутся организации, которые некачественно обслуживают жилой фонд. Как, по-вашему, бороться с их беспределом? Как наказывать?
– Их должен наказывать сам собственник – рублем. Ведь если вам плохо помыли машину на автомойке, вы не будите платить деньги за некачественно предоставленную услуг? То же самое должно быть с неубранным подъездом, например. Лифт не работает три дня? Придите в управляющую компанию и скажите: «Зафиксирован факт невыполнения обязательств».
Мне это знакомо – я сам живу в ТСЖ, и когда у нас лифт в доме отключали, коляску на восьмой этаж было не очень удобно поднимать. Я приходил к бухгалтеру ТСЖ и говорил: «Будьте добры мне пересчитать стоимость услуг за текущий месяц, поскольку лифт не работал четыре дня». Они пересчитывали. Вообще, я советую пермякам не забывать, что зарплата сотрудников УК целиком зависит от репутации компании в среде простых граждан, поэтому компании есть смысл улучшать свою работу. Когда в сознании руководителей организаций отложится, что им самим нужно, чтобы собственник не наказывал их рублем, тогда можно будет сказать: у нас сформировался цивилизованный рынок.
Есть, конечно, ряд управленцев, которые на просьбы жителей не обращают внимания. Для этого и нужна система консультаций и разъяснений, которые мы сейчас ставим главной задачей управления ЖКХ: на базе пермского Фонда содействия ТСЖ, ОТОСов в 14 микрорайонах города, где любому обратившемуся профессионально подскажут, каким законом регулируются те или иные взаимоотношения между собственником и управленцем, куда обратиться. Мы пытаемся отвечать на возникающие вопросы и здесь, в управлении.
– А не бывает такого, что жильцы оказываются неправы? Скажем, преувеличивают проблему?
– Иногда случается. Например, житель одного из домов по улице Вижайской, некто Юрий, сообщает нам, что мусоропровод загажен. Специалисты управления специально выехали на место, в том числе и по просьбе мэра города, все сфотографировали и выяснили, что ничего этого нет. Иными словами, среди заявителей также есть как добросовестные, так и недобросовестные.
– В нынешнем году выпало много снега, с крыш домов свисали сосульки. Много ли было проблем, обращений к работникам сферы ЖКХ в связи с этим?
– Все это было. В связи с произошедшими в Перми несчастными случаями – пострадала девочка на улице Мира, 76 – информация даже вышла на федеральный уровень. Ее судьбой интересовались общероссийские СМИ. Мы сами не ведем статистики по количеству несчастных случаев, связанных с падением снега и льда с крыш, но данные скорой помощи в динамике показывают, что особого увеличения числа жалоб на падающие сосульки с приходом управляющих организаций не отмечается.
Кроме того, часть опасных участков крыш связана с юридическими лицами – именно на козырьках первых этажей зданий, где находятся их офисы, а также магазины и кафе часто висят сосульки. Есть замечания и к собственникам помещений на верхних этажах, где находятся козырьки балконов – санкционированные или нет, но вовремя не очищаемые. По одному из них был, к сожалению, несчастный случай. Погиб молодой человек на Чердынской, 22. Там уже заведено уголовное дело – будет выяснено по чьей вине эта сосулька на него упала...
– Вообще, какие проблемы и в какие сезоны возникают у работников коммунальных служб?
– Сейчас, весной, главное – полугодовой мусор, который оттаял из-под снега. Есть, конечно, дворники, которые его убирают, но мы и сами не должны портить внешний облик города и двора – это, как мне кажется, в голове у россиян еще не отложилось. Если мы сидим пьем пиво во дворе, давайте не будем портить это место – бросать под ноги бутылки и шелуху от семечек. Мы должны понимать – на следующее утро в замусоренный двор выйдут мамы с колясками и будут гулять с детьми, которые могут оказаться вашим двоюродным братом или племянником. Я сам всегда исхожу из этого – живу в большом доме и считаю, что отношение к месту, где мы обитаем, должно быть уважительным. Ведь можно обвинить всех –управление внешнего благоустройства, управление ЖКХ и жилищные службы – в том, что на улицах лежат горы мусора. Но мы же сами его и создаем!
Возвращаюсь к сезонным проблемам. Первый снег – это всегда спасение улиц от гололеда, зимой – уборка тротуаров и крыш от снега, осенью – от листвы. Летом расцветут тополя –полетит пух, детишки начнут баловаться спичками. Напоминает круговорот воды в природе. Как говорит начальник управления внешнего благоустройства Николай Уханов, это как дежавю: «Я каждый год прохожу – одно и то же: сначала ямочный ремонт, затем «Чистый город», затем – уборка улиц»... Каждый год – однообразные мероприятия.
– В ходе общегородского субботника придомовые территории тоже убирались?
– Да, конечно. Как отметил глава Перми Игорь Шубин: «Белых пятен в городе быть не должно». Каждый участок должен быть под чьим-то контролем. Деньги на это выделяются и добавляются колоссальные: порядка 40 миллионов рублей дополнительно было направлено думой в мае, еще 45 – в апреле... На озеленение города выделено 100 миллионов рублей, так что, думаю, в этом плане районные администрации должны поработать хорошо. Граждан же никто не заставлял участвовать в весенней уборке – это дело добровольное. По опыту скажу, что из 250 квартирного дома выходит обычно процентов 15, не больше – других не устраивает время и так далее. Я лично сам всегда в субботниках участвовал.
– Для чиновников это показательно...
– Действительно, у нас такое отношение к выходу чиновника на субботник – якобы он работает на камеру. На самом деле – никогда, даже губернатор. Он показывает своим примером, что несмотря ни на что он вышел прибраться в своем городе. Его цель не засветиться, а подать пример.
– К вам, наверняка, часто обращаются с вопросом о росте коммунальных платежей – эта проблема постоянно беспокоит пермяков. Скажите, от чего зависит их размер и можно ли как-то спрогнозировать их рост?
– По существующей системе размер оплаты коммунальных услуг растет раз в год. У нас есть федеральный закон, который определяет предельные индексы роста тарифов на услугу. Ежегодно на край приходит лимит повышения тарифов на определенный год. Дальше региональная комиссия распределяет проценты по муниципальным образованиям Пермского края, в рамках этих процентов и определяется рост цены на ту или иную услугу. В нынешнем году ряд тарифов вступил в действие уже с 1 января, стоимость оплаты водоснабжения подросла с февраля, а цена содержания текущего ремонта для собственников изменится в июне. Этот рост неизбежен в любом случае – есть такие факторы, как инфляция и так далее. А вот что будет с ценами после 2009 года – пока непонятно.
– Почему?
– Потому что тогда действие 184 Федерального закона «О предельных индексах платы за услуги ЖКХ», в рамках которого сейчас власть может влиять на тарифные планы, отменяется, и тарифы станут экономически обоснованными. Не факт, что они не вырастут на баснословные суммы.
– В свое время г-н Шубин говорил о том, что, заступая на свой пост мэра, он, по сути, пришел на развалины города. Вы официально руководите городским управлением ЖКХ совсем недавно – с середины ноября этого года. В каком состоянии вам досталось это поприще?
– Объективно говоря, мы плотно работали с городом, когда я еще был краевым чиновником. Потому я прекрасно знал ситуацию в сфере ЖКХ и руководителей на городском уровне. Не скажу, что пришел на развалины – система работала и до меня. Моя задача – сохранить тот коллектив, который работал, немного поправить ситуацию и добавить то, чего не хватает в системе управления. Как ее обозначил Аркадий Кац – необходимо выстраивать систему управления таким образом, чтобы частота смены руководителей не влияла на деятельность функциональных блоков. Поэтому я свою работу оцениваю не как миссию разрушителя-терминатора, который пришел и все уничтожил. Я буду пытаться сохранить то, что существует и предлагать что-то ценное, если это в моих силах.
К тому же не начальник красит коллектив, а наоборот. Ошибочно считать, что раз я – первое лицо, то в ответе за все. Когда нас ругают, то ругают всех. Есть, конечно, мнение, что руководителю нужно все взять на себя и тащить, но необходимо понимать – это просто невозможно. И еще – что-то сломать и построить одновременно и просто, и не очень. У нашего мэра колоссальный опыт хозяйственной деятельности – он прошел все ступеньки карьерной лестницы, поэтому для него это, может быть, легче. А то, что в городе прибрался, выстроил работу административной команды – это замечательно.
– Шубина, тем не менее, часто ругают, как и большинство пермских чиновников. А бывает ли, что вас хвалят?
– Да. Люди приходят, говорят спасибо, хотя я не считаю, сколько раз меня похвалили. Возможно, чем меньше о нас говорят в средствах массовой информации, тем лучше идут дела. Вообще я всегда поражался отношению СМИ к ЖКХ – оно строится исключительно на негативе. Между тем в нашей работе есть и положительные моменты, их тоже надо освещать.
Лично для меня показатель моей работы – оценка моей мамы: она может услышать по радио, например, что где-то в сфере ЖКХ Перми что-то не так, и сказать мне: давай, исправляй.
– Своя семья у вас есть? Жена, дети?
– Да, жена и двое детей – мальчики, одному девять лет, а второму четыре года.
– По каким принципам детей воспитываете?
– Я лично всегда жил по примеру своего отца. Сейчас считаю, что детей никогда не нужно наказывать, зато стоит давать им побольше самостоятельности, подавать им пример своими поступками. У детей ведь мировоззрение формируется до четырех-пяти лет – после этого их уже бесполезно чему-то учить.
И еще, я запрещаю говорить в детском саду и школе, кто их папа. Супруге также запрещаю называть свою должность – иначе мне придется бросить свою непосредственную работу и начать заниматься приемом заявок от соседей.
– Как семья относится к занимаемой вами должности?
– Когда принималось решение о моем назначении на пост начальника управления ЖКХ, я советовался с семьей, и отношение к его принятию во многом было отрицательное. В этом смысле роль играет, во-первых, возраст – в 31 год хочется жить красиво, без забот и находиться дома с шести вечера до утра. С моей работой ты приходишь в 12 ночи, а в семь утра уже уходишь – тебя не видно даже в субботу и воскресенье. Это неправильно, но сейчас у родных есть понимание, осознание того, что чем-то надо жертвовать. Есть такой пример – жены декабристов, которые чем-то жертвовали во благо чего-то. Я не декабрист, но у меня есть преданность тому делу, которое делаешь, и отказываться от него не хочется. Семья в этом смысле меня поддерживает.
– Вы упомянули, что работа отнимает у вас много времени. Между тем, многим кажется, что большие начальники немного работают... Расскажите, как проходят ваши трудовые будни?
– Я, как и многие, часто жалею, что в сутках всего 24 часа. 80% моего времени занимает работа – в течение недели есть много вопросов, которые надо обсудить и решить, и день расписан по минутам – с девяти утра до шести вечера. Это только совещания, выезды. После шести начинаются встречи, которые не состоялись днем. Вечером работа больше связана с развитием: скажем, кто-то пришел и предложил энергосберегающие технологии. Также это почта, которую надо разобрать и дать по ней поручения. После поездок главы города в район идет целая волна обращений граждан, на которые надо ответить, причем все хотят увидеть подпись первого руководителя.
Суббота и воскресенье посвящаются выездам, которые не можешь сделать в другое время. Понедельник – день оперативных совещаний, вторая половина дня посвящена личному общению с гражданами. Вторник посвободней с точки зрения совещаний, а вот четверг-пятница – совсем тяжелые дни. Кроме плановых мероприятий, часто возникают аварийные ситуации по тепловодоснабжению и так далее – по ним также нужно выезжать на место происшествия. При этом мобильный телефон запрещено отключать – возможны экстренные звонки... В итоге времени ни на что не хватает. Я за четыре месяца похудел на 10 килограммов, и как недавно заметил Алексей Храпков: «Седые волосы появились – значит работать начал». Но нервов, в принципе, хватает, не жалуемся.
– Чем занимаетесь в свободное от работы время? Спортом?
– Мое свободное время – это обычно дети, то есть походы всей семьей по местам детского отдыха. Дети всегда очень радуются, когда у меня есть свободная суббота и можно выехать куда-нибудь на отдых. Зимой мы ездим кататься на лыжах, летом – на природу, на дачу. Отпуски у нас нерегулярные, в случае такой удачи семья оперативно собирается за один день и уезжает подальше от города. Главное – вовремя отключить телефон, чтобы не успели вернуть назад, тогда законные две недели твои.
Что касается спорта, то мы любим баскетбол, я даже играл за команду администрации края и города. Сам для себя делаю зарядку, однако, сказать про какой-то вид спорта, что я стопроцентно им занимаюсь, не могу. Есть желание съездить на Олимпиаду в качестве болельщика, – такое событие бывает очень редко. С последней российской Олимпиады 28 лет прошло.
– Вы не раз упоминали о старших коллегах. Какова система взаимоотношений в администрации? Как к вам относятся другие административные чиновники?
– Вообще я свою работу оцениваю как совокупность новых знаний. Мне всегда говорили, что пойти работать можно только с двумя высшими образованиями, а то и с тремя. Я по образованию строитель. Этого образования мне хватило в 1998 году и на всю мою оставшуюся жизнь, и на сегодняшнюю должность. А дальше – любая работа твои знания пополняет. Если, например, я раньше не особенно разбирался в бюджетном законодательстве, с приходом на мой нынешний пост стал в этом направлении понимать что к чему. Я не ЖКХшник по образованию, но это не значит, что я ничего не понимаю в ЖКХ. Что касается высших руководителей, я их всегда оценивал как учителей. Что-то они дают нам, но что-то и берут от нас. Это только кажется, что им нечему поучиться у нового поколения управленцев.
– Вы достаточно молоды и уже работаете на солидной должности. Каким был ваш путь до нее?
– Моя первая зарплата в строительстве составляла 800 рублей, а закончил я свою строительную деятельность с зарплатой в 25-30 тысяч. В 2003 году я пришел на государственную службу с зарплаты в 30 тысяч рублей в строительной деятельности на зарплату начальника отдела капитального строительства департамента агропромышленного комплекса с окладом в 5,8 тысячи. Причины были разные, мне сказали – работай, и все будет. Сейчас я вышел на оклад в 35-40 тысяч, и это, мне кажется, нормально. Надо с чего-то начинать – никто никогда тебе на блюдечке ничего не принесет. Нужно поставить себе цель и обращать внимание прежде всего на будущее, а не на сегодняшнюю зарплату. А то ведь те молодые специалисты, которые заканчивают вуз на юриста, собираются устроиться на работу, говоря: «Я никогда не пойду на муниципальную службу с окладом ведущего специалиста в 3,8 тысячи рублей!» Между тем, есть такой пример, как Денис Ушаков, который начинал простым специалистом в администрации Свердловского района, а в итоге дорос до депутата Пермской городской думы и руководителя «Пермгазэнергосервиса».
– То есть молодым специалистам в администрации и вообще добиться солидной должности реально?
– Более чем. Это зависит от того, как ты умеешь работаешь в коллективе, насколько ты с окружающими людьми порядочен и честен. Причем ты должен уметь общаться не только с непосредственным окружением, поскольку администрация взаимодействует и с другими институтами – по бюджету, вопросам имущественных отношений и так далее. Важно также умение быть дипломатом. Вообще, единомышленники, к которым всегда можно обратиться за помощью – главный багаж, он куда важнее, чем тот капитал, который в кармане – он появится со временем. На самом деле важно то, когда ты берешь любую визитную карточку и, позвонив по ней, получаешь реальную помощь.