– Юля, вы детский фотограф, и первый вопрос вполне предсказуемый: чем отличается детский фотограф от обычного?
– (Смеется.) Наверное, тут должна быть особая реакция, потому что дети очень подвижные. Также нужно уметь находить контакт с любым ребенком. Все дети разные, и, как ни крути, каждый раз нужен новый подход. И самое главное – это любовь к детям. Без этого никак. Не зря детским фотографом довольно часто становятся после того, как появляются свои дети. Например, в моем случае все было именно так. Я стала мамой двух чудесных дочек, и это сыграло решающую роль.
– Принято считать, что фотографировать детей сложнее, чем взрослых. В чем заключается сложность, кроме той, что они очень подвижные?
– Не все дети подвижные. Например, есть съемка новорожденных – малышей, которым всего пять дней от роду. И здесь уже нужна очень большая выдержка. Дождаться того момента, когда родители его успокоят, накормят, положат. Может пройти часа три ради одного кадра. Детки постарше еще не так подвижны, они не разносят все в студии, но там уже нужно уметь заставлять ребенка смотреть в камеру. Это тоже тяжело. Вообще, есть такой секрет: ребенок в любом возрасте, начиная месяцев с трех, реагирует на какой-нибудь раздражитель – звук – один или два раза. То есть, каждый следующий раз нужно придумывать что-то другое. И если съемка длится несколько часов, то после этого бывает достаточно тяжело общаться уже со взрослыми. Можно прийти на съемку и неожиданно промяукать, прокукарекать, привлечь внимание (Смеется.).
– Действительно смешно. Насколько распространена детская фотография в наше время?
– На данный момент появляется все больше и больше клиентов. Я думаю, что это пошло из Европы и Америки. У них так просто принято. Буквально на второй день после выписки из роддома они посещают детского фотографа или вызывают его на дом. Для них это нормально и естественно. У нас же единицы готовы после роддома фотографировать своих детей, но они все же есть. В основном фотографируют годовалых детей в первый день рождения. Вообще, чем старше становится ребенок, тем больше о нем забывают, и в школьном возрасте уже практически не снимают.
– Где чаще всего приходится фотографировать детей: в детских садах, школах, в студии или, быть может, на дому?
– Чаще всего в студии и на дому. Я считаю, что до полугода ребенка нужно снимать в домашних условиях, тем более новорожденных детей. Их желательно снимать при естественном освещении. В школах я практически не работаю, в детских садах если и снимаю, то это не банальные папки, а репортаж в стиле «один день из жизни ребенка в детском саду».
– Есть и такие заказы?
– Да, недавно как раз был такой. Кроме того, если я снимаю школьников, то фотографии также не для банальных папок. Например, на моих фотографиях дети по настоящему веселятся. Один раз даже классный руководитель прыгал. (Смеется.) А папки уже в прошлом.
– Зачастую во время фотосессий люди наряжаются в различные наряды. С детьми тоже самое?
– Да, родители очень любят наряжать своих детей. Иногда они приносят целый гардероб. Конечно, у меня есть свои костюмы, и я расширяю гардероб каждую неделю. В основном я заказываю из-за границы. Кстати, родители довольно часто приходят на съемки только ради этого переодевания. Правда, иногда дети с этим не согласны, порой они очень сильно корректируют желание родителей. Но мы, конечно же, все равно делаем кадры.
– Сколько времени занимает одна фотосессия?
– В среднем, один час, иногда полтора. И то если мы делаем ребенку перерыв: то есть он побегает, попрыгает, разнесет полстудии, и только после этого снимаемся дальше. Больше ребенок просто не выдержит. Поэтому у меня все сеты обычно часовые. Дома, конечно, проще – там и до двух часов можно снимать, потому что ребенок в своей среде.
– Наверняка, у вас есть свои приемы, чтобы войти в доверие к малышу, помочь ему расслабиться. Поделитесь.
– Если это новорожденный ребенок, тогда не нужно его бояться. Необходимо уметь брать его на руки, не дрожать. Дело в том, что новорожденные дети очень гибкие. Они только-только из маминого животика и могут изгибаться, вы даже не представляете как. Иногда даже родители сами говорят: мы боимся, давайте сами. Я просто вспоминаю, как сама боялась, когда у меня родился первый ребенок. Потом все пришло. Дети, которые постарше (2-3 месяца) уже реагируют на улыбку. Здесь важно войти в контакт, посмотреть в глаза, поулыбаться, потрогать, погладить, взять на руки. То есть не нужно сразу хватать фотоаппарат и снимать. Они не видят фотографа, они видят странный предмет – фотоаппарат, а еще хуже – вспышку. Обязательно нужно общаться с первых же минут и в перерывах между кадрами. С годовалыми детишками главное – опуститься на их уровень. Сесть на пол, лечь, поиграть с ними, посюсюкать. Ни в коем случае не нужно разговаривать и снимать сверху. Нужно быть с ними на равных.
– Есть какой-то особенный подход к мальчикам и к девочкам?
– Конечно. Девочки лет пяти – это уже маленькие принцессы. С ними можно пошушукаться, поболтать о нарядах и так далее. С мальчишками можно про машины поговорить. Чем старше возраст, тем сложнее, и простой погремушкой их уже не завлечешь. Там характер. Если ребенок категорически против, сложно что-то изменить.
– И даже приходилось отменять всю фотосессию?
– В моей практике был один такой случай. В студию привели двухлетнюю девочку, и она начала плакать. К сожалению, мне не дали шанса наладить с ребенком контакт. Родители решили, что съемка уже не состоится, и девочку увели. Хотя, я считаю, если бы она поиграла в студии с полчаса, все могло бы получиться. Например, недавно был случай, когда во время съемок на прогулке, после десятого кадра малыш упал и сильно ободрал об асфальт лицо. Но родители повели себя правильно, мы все собрались, пожалели и продолжили съемку. И у нас получились чудесные кадры.
– Самый взрослый ребенок, которого вы сфотографировали?
– В принципе, я работаю с подростками до 16 лет. Но, на мой взгляд, проблема в том, что родители уже меньше внимания уделяют своим взрослым детям. Да и самих подростков бывает тяжело снимать, потому что там уже появляются какие-то комплексы. Вообще, перед камерой человек себя открывает. Про детей так не хотелось бы говорить, но зачастую перед камерой начинают проявляться капризы и другие негативные черты характера. Некоторые, наоборот, очень сильно замыкаются и видно, что в жизни им тяжело находить общий язык с людьми. В то же время, для таких подростков фотосессия – некая психологическая разгрузка. Зачастую бывает, что после двух-трех фотосессий дети становятся более раскрепощенными. Это хорошо видно на детях-моделях.
– Выходит, что фотосессии нужны не только ради фотографий?
– Я призываю родителей учить своих детей позировать перед камерой с одного годика. Не только ради фотографии, но и для умения контактировать с людьми. Это очень пригождается в жизни.
– Широкое распространение начинает приобретать фотография беременных женщин. Это тоже по вашей части или все же больше относится к фотографии взрослых?
– Да, это тоже по моей части. Беременная женщина как модель совсем другая. Здесь и позы другие, и нужно подчеркивать именно внутреннее ее состояние. Мне с этим проще, потому что я дважды мама и сама через все это прошла. Каждую беременность я фотографировалась и знаю, что позировать в беременном состоянии очень тяжело. И физически, и морально. Поэтому я всегда говорю, чтобы женщины снимались на 30-й, 31-й или 32-й неделе, а не приходили за два дня до родов.
– У кого получаются лучшие снимки беременных: у фотографов-мужчин или фотографов-женщин?
– Я считаю, что, поскольку это особенная съемка, то ее должна вести женщина. Во-первых, это понятнее ей, во-вторых, часто женщины обнажаются, и у них возникает неловкость, стеснение.
– Что нужно знать при выборе детского фотографа? На что обратить внимание?
– Если бы я выбирала фотографа для своих детей, начала бы все-таки с портфолио. Если этот человек снимает год, я бы, наверное, не пошла к нему. Дело в том, что за это время очень мало можно отснять детей. Посмотрела бы, в каком диапазоне возрастов работает фотограф и, конечно же, обратила бы внимание на отзывы. В наше время это очень важно. Бывает, что даже очень хорошие фотографы просто не могут быть детскими. Даже о некоторых моих коллегах я иногда слышу, что некоторые из них ворчат, когда ребенок капризничает. Такого быть не должно.
– Вы уже сделали свой самый лучший детский снимок?
– Это сложный вопрос. Каждый раз, когда я просматриваю фотосессии, я отмечаю для себя какие-то снимки, которые мне безумно нравятся. Потом наступает следующая съемка, я влюбляюсь в следующего ребенка. Я не разделяю фотосессии на лучшие и худшие. Они все разные, и всегда есть снимки, которые меня радуют.
– Вы можете рассказать самый курьезный случай, который произошел с вами во время съемок?
– Особых курьезов, в принципе, не было. Бывают дети, которые могут что-то прикольное рассказать, показать, сделать. Например, на одной съемке маленькая девочка разделась догола и отказывалась одеваться. Так и снимали голую девочку, бегающую по студии. Это было по-детски весело и мило.
– И напоследок, что вы пожелаете родителям?
– Снимайте, фотографируйте своих детей часто. Попробуйте! Есть такой замечательный проект «365». Это когда каждый день вы берете обычную «мыльницу» и снимаете. Во-первых, вы удивитесь тому, сколько всего нового происходит в жизни ребенка. Я попробовала как-то поснимать своего ежедневно в течение целого месяца, и у нас получился очень интересный альбом. Поэтому не забывайте про своих детей!