Историю громкого воссоединения полуострова Крым и Российской Федерации планируют рассказывать школьникам Перми на специальных уроках. «Уроки Крыма» приурочены к годовщине памятной даты. Можно ли занятие назвать полноценным уроком истории, разбирался корреспондент 59.ru.
На этой неделе Министерство образования и науки РФ рекомендовало провести единый урок для учащихся 1-11 классов, посвященный подписанию межгосударственного договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России. В администрации губернатора уточнили, что инициатива проводить данные уроки в школе принадлежит министерству образования РФ и вопрос об их проведении будет решаться уже самой школой – учреждению предлагают план и методику, остальное уже все зависит от учителей. В школы уже высланы одобренные министерством планы урока, материалы для проведения в образовательных организациях классных часов по теме: «Мы вместе», посвященных присоединению Крыма с Россией, а так же презентации для младших классов. «Цель – развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией», – сказано в методических материалах.
Руководство по проведению патриотического урока оказалось в сети. Согласно ним, на «уроке Крыма» учителю необходимо рассказать об истории существовании полуострова – в древние времена, Османские войны, в Великую отечественную войну, а также историю отсоединения-присоединения полуострова. При этом рекомендации снабжаются красочными репликами, которые учитель может сказать, объясняя материал, к примеру, о референдуме в 1991 году по воссозданию Крымской Автономной Советской Социалистической республики – по данным методички за это проголосовало свыше 90% крымчан. «Но воля жителей Крыма была проигнорирована политиками!» – сказано в тексте методички. Кроме того составители отмечают, что на занятие желательно пригласить почетного гостя (представителя законодательной или исполнительной власти), который смог бы рассказать, как был организован референдум по присоединению полуострова в 2014 году. К слову – в рекомендациях нет оценки событий международным сообществом и фактов о том, что последовало за присоединением Крыма.
«Присоединение Крыма к России это, несомненно, большое событие в истории страны и, естественно, школьников нужно информировать – лучше, конечно, чтобы это делали учителя, – прокомментировал доктор исторических наук Олег Лейбович. – Здесь вообще очень много будет зависеть от учителя – в том числе и эмоциональная составляющая. Особая задача, которую педагог должен осуществить на этих уроках – это соблюсти грань, при которой детей не нужно увлекать в политику».
На следующей неделе в министерстве ждет отчеты учреждений о проведении занятий, сообщила в эфире «Эха Перми» министр образования Пермского края Раиса Кассина. «Во-первых, я искренне считаю, что смысл есть, потому что детям надо все разъяснять. Есть еще методические рекомендации – соответственно, мы направляем информацию и о том, как правильно все сделать. Очень важно правильно это все донести», – сообщила в эфире министр. С министром выразил согласие декан историко-политологического факультета ПГНИУ Игорь Кирьянов: «С политической точки зрения такие мероприятия, скорее всего, оправданы – наверное, по-другому быть и не могло, но с точки зрения содержания это все-таки еще не история, и далеко не все оценки произошедших событий могут сейчас расставлены: для того, чтобы оценить современность необходима социология, экономика и политология».
Проследить за событиями, предшествующими началу территориальным изменениям в России, чиновники предлагают начиная с ноября 2013-го. «В ноябре 2013 – феврале 2014 года в Украине разворачивается политический кризис, – сообщают авторы методических рекомендаций. – В феврале 2014 года на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве президент Украины был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России. На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 года верховный совет автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости автономной Республики Крым и Севастополя». Исторический экскурс в недавние события чиновники предлагают сделать обязательной для учителей части, а историю прошлых лет – необязательной. «На данный момент, по-видимому, это главная версия – что будет с ней через пять лет сказать сложно», – прокомментировал Игорь Кирьянов.
Специалисты сходятся во мнении: полноценные уроки по новой истории требуют большой подготовки педагогов к учебному процессу. «Как это было в 90-е, когда у нас открылись новые страницы в совершенно неизвестной истории, когда образовалось новое государство – Российская Федерация были подготовлены методические рекомендации для учителей, где в содержании прописывалось, какие события происходили и как это стоит преподать новую историю», – сообщила декан педагогического факультета РЕНО ПГНИУ Наталья Горбацевич.
«История лучше всего видна на расстоянии – для нее средний срок выдержки это примерно 20 лет: является ли событие историческим или нет – это определяет время, – заметил директор Государственного архива Пермского края Андрей Борисов. – Все то, что относится к современности больше подходит для политологии – здесь всегда присутствует политическая составляющая. Что касаемо того, нужны такие уроки или нет, то я не знаю. Наверное, нужны, потому как государство имеет определенный идеологический корпус и должно доводить свою позицию до государственного института, коим является образовательное учреждение. Другое дело, как это делать и с какими возрастами. Начальная, средняя и старшая школы – это разные вещи. Преподнося такой материал старшеклассникам необходим плюрализм в мнениях. Не знаю, насколько необходимо преподносить события с точки зрения зарубежья, но ведь и внутри РФ сложилось несколько точек зрения на присоединение Крыма. Дети должны разобраться в аргументации: у нормального интеллекта всегда есть «за» и «против». Позиция ребенка, которая формируется на уроках, она становится прочнее, пройдя через дискуссионную плоскость и внутренний конфликт – это аксиома для любого педагога. Навязанное знание по определению отторгается ребенком».
Кстати, дата присоединения Крыма будет отмечена и среди горожан. Завтра, 18 марта, в 17:00 на площади около театра оперы и балета им. П.И. Чайковского состоится тожественный митинг «Крым. Возвращение на родину», посвященный первой годовщине референдума о воссоединения Крыма с Россией. Отметим, что на прошлый митинг солидарности с Крымом собрал по разным подсчетам около 10 тысяч человек.