Город Бои в автобусах: кто защитит пассажиров?

Бои в автобусах: кто защитит пассажиров?

В Прикамье поездка в общественном транспорте может закончится очень трагично. Из-за драки водителя автобуса с подвыпившем пассажиром чуть не произошла авария. Пенсионеры могут подраться за место, а пьяный сын поколотить мать. При этом остальные пассажиры делают вид, что ничего не происходит.

Драка на трассе

ЧП случилось в салоне рейсового автобуса на трассе Кунгур–Пермь. Салон был заполнен, люди возвращались после майских праздников. У Лобаново началась пробка. В салоне духота. Один из пассажиров открыл люки, попытался отворить форточки, сорвав занавеску. На что водитель автобуса отреагировал агрессивно: «Будешь мне автобус ломать, вышвырну на дорогу». Пассажир не сдержался. Ситуация накалялась. Многие пассажиры вели себя, будто ничего не происходит. Неожиданно парень подскочил к водителю. Началась драка. Не остановили даже крики испуганного ребенка. При этом водитель не поставил на ручник машину, автобус поехал. «Машина впереди!» – закричали пассажиры. Один парень разнял дерущихся. Больше никто не решился вмешиваться. У ближайшей патрульной машины ГИБДД водитель остановил автобус и потребовал выйти нежеланного пассажира.

Свою оценку инциденту дал юрист Александр Дозморов. «Если имущество было повреждено, водитель должен фиксировать факт, оценивать ущерб, и в установленном порядке взыскивать, – отметил юрист. – У водителя дополнительный состав, нарушение ПДД, а также правил перевозки пассажиров. Тут уже сами пассажиры могут обратиться как в комитет по транспорту с жалобой, так и в органы ГИБДД для проведения проверки, так и прокуратуру. Он создал аварийную ситуацию и нарушил правила управления транспортом. Драка – это «хулиганка», статья применима к обоим. Вызвать полицию водитель обязан был изначально. А пассажирам можно обращаться в прокуратуру, в ГИБДД, в комитет по транспорту и компании, осуществляющей перевозку».

Перевозчики не защищены

Сами перевозчики признают, что конфликты в рейсах происходят часто. Но водители здесь более незащищены, чем пассажиры. «У нас есть четкое правило: водитель не должен сажать пьяных в салон автобуса, – отметил директор «А-Тур-Транс», перевозчик Александр Богданов. – А вы можете себе теперь представить ситуацию, когда женщина-кондуктор не пускает в салон здорового мужика . Какой будет его реакция? Он в любом случае залезет и устроит скандал. Может даже пнуть. В городских автобусах в салон вваливаются компаниями с пивом в руках. Распивают на глазах детей и женщин. Какие меры воздействия? У нас сейчас такие правила, что мы даже безбилетника не можем никуда определить. Даже штраф выписать не можем. Мы, по большому счету, бесправны».

Как правило, конфликты подогревают сами пассажиры, уверен перевозчик. «Как приструнить буйного пассажира? Мы можем рассчитывать на помощь пассажиров или полиции, – говорит г-н Богданов. – Это сложно представить, нужно остановиться, держать буяна до приезда правоохранительных органов. А сколько по времени эта процедура займет? Связываться с неадекватным поведением пассажиров себе дороже. Потом они подают на тебя жалобы. По нашим историям уже книгу можно писать. На что только не жалуются пассажиры. Хотя сами нагадят, а потом на водителей пишут докладные. Три дня назад поступил в полицию анонимный звонок на нашего водителя автобуса. Якобы он находится пьяным прямо на маршруте. На линию приехал наряд полиции. Остановили автобус. Водителю сказали дыхнуть в трубку алкотестера. Водитель абсолютно трезв. Однако полицейские повезли его еще и на освидетельствование. Оказалось, полиция выехала по анонимному звонку. То есть водителя могут снять прямо с линии. Вот такие у нас "правила"».

Конечно, у водителей есть инструкция как себя вести: не курить в салоне, не говорить по телефону и так далее. Сейчас на городских автобусах появилась тревожная кнопка. Водитель может связаться с ее помощью с диспетчерской службой департамента дорог и транспорта. «Но обычно водители сами разбираются на месте, либо помогают пассажиры, – описывает реальную ситуацию перевозчик. – Водитель в случае конфликта поступает просто: останавливает автобус и говорит: «Я не поеду дальше», соответственно, и все пассажиры ждут. Получается коллективная мера воспитания. Но выпившим гражданам все равно. Мы не обращаемся зачастую в полицию только потому, что это часто бесполезно. Себе дороже, тебя же потом и затаскают. У нас и по стеклам бьют, и стреляют по автобусам. Кого-то поймали? Нет. Я считаю, у нас вообще нет культуры общения. Я принял решение оборудовать автобусы видеокамерами. В каждом салоне стоит по четыре камеры. Это, в принципе, сдерживает буянов. Мы защищаем сами себя».

В свою очередь председатель Общества защиты прав потребителей Пермского края Дмитрий Толмачев отметил, салон автобуса – общественное место, а драка – административное правонарушение. «Водитель осуществляет управление транспортом, а это средство повышенной опасности, поэтому он несет ответственность за безопасность пассажиров, – напоминает общественник. – А за вред и последствия отвечает уже перевозчик. Но и пассажиры сами бывают провокаторами. А вообще уровень комфорта в пермских автобусах и сервис не самый лучший. Я часто слышу упреки в адрес перевозчиков. Но я их не разделяю при стоимости проезда. Она у нас одна из самых низких в России. А ведь нужно понимать, что перевозка – это, прежде всего, безопасность пассажиров. И власти искусственно удерживают стоимость в каких-то политических целях, тем самым подвергая пассажиров опасности. Если тариф неэффективный, перевозчик меньше уделяет внимание техническому состоянию автопарка. А тут уже недалеко и до аварийных ситуаций. При этом у нас такая психология, что все должно быть даром».

Как ведут себя водители и пассажиры в автобусах – смотрите в нашей видеоподборке.

Фото: Видео очевидцев, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем