Город Александр Григоренко: «Нужна ли нам новая «пионерия»?»

Александр Григоренко: «Нужна ли нам новая «пионерия»?»

История с щенком в Краснокамске, которому неизвестные уроды отрезали уши и сняли скальп, заставляет поставить важный вопрос. Как в нашем обществе могли появиться такие люди? И что сделать, чтобы их не было?

Ответы на эти вопросы, по моему мнению, лежат в системе школьного и семейного воспитания, точнее в необходимости восстановления и перезапуска той и другой.

Со школами все более-менее понятно. Образовательные реформы и экономический кризис 1990-х привел к тому, что существовавшая в советские годы система внеурочного воспитания исчезла. Это касается воспитательной роли классного руководителя и школы вообще, и пионерской организации, которая была мощным источником воспитательных воздействий. Закономерно развалилась система кружков по интересам, связанная со школой и пионерским движением. Особо стоит подчеркнуть роль системы пионерских лагерей с их мощной системой коллективного воспитания.

Во многом эта система работала в интересах государственной и партийной идеологии, но главным в ней все же был воспитательный момент. Да и идеология тоже может быть полезной, если это идеология патриотизма и ее внедрение не осуществляется насильно.

Вместе с тем нельзя сказать, что воспитанием детей сейчас никто не занимается. Есть скаутские организации, кружки, эффективные воспитательные среды в отдельных школах. Но все это фрагментарно и не связано между собой. Единой системы воспитания нет. В результате эффективность любой воспитательной работы снижается в разы.

С семьей сложнее. Образовательная реформа привела к тому, что школы перестали заниматься воспитанием школьников. Экономических кризис 1990-х привел к тому, что родители «забили» на воспитание детей. Не до того было, нужно было заниматься поиском «хлеба насущного» и для себя и для детей.

Причем после экономического восстановления ситуация особо не изменилась. «Старое» поколение родителей уже отвыкло нести ответственность за воспитание своих детей, а «новое» поколение никто этому не учил. В итоге выросло «поколение нулевых» со всеми его особенностями. Предвижу возмущенные крики родителей, как это мы не занимаемся воспитанием своих детей? Еще как занимаемся. Соглашусь с вами – вы занимаетесь. Но вы не большинство – это раз, ваша воспитательная деятельность не встроена в систему и, следовательно, малоэффективна – это два.

Чтобы сформировать в ребенке личность, ориентированную на принципы свободы, нравственности и патриотизма, научить его нести ответственность за себя и окружающих, принимать обдуманные решения и совершать настоящие поступки необходима целостная система воспитания. В нее должны войти: детский сад, школа, кружки и секции, детские организации и родители. Причем роль связующего звена между отдельными элементами этой, системы вполне может выполнять недавно созданное указом президента (пока только на бумаге) «Российское движение школьников».

Пока, правда, непонятно какой вид примет этот новый институт. Но если его созданием будут заниматься профессионалы, а не политиканы, если приоритет будет отдан воспитанию, а не идеологии, если это будет сделано не на скорую руку, а обдуманно, и, при этом будут учтены недостатки советской пионерской организации и воспитательной системы в целом из этого может выйти толк.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем