Дороги в Прикамье рискуют остаться без ремонта в 2016 году, утверждают представители дорожно-строительных компаний. Причина – недавно проведенные аукционы на обслуживание краевых магистралей. Дорожники утверждают, что организаторы торгов отклоняли заявки местных предприятий по формальным причинам. В итоге подряды на обслуживание достались фирмам из других регионов, у которых нет собственной технической базы в Пермском крае.
Недовольство дорожников действиями краевых властей вылилось в масштабный митинг, прошедший 26 апреля на площади перед Театром-Театром. Протестная акция собрала порядка 400 участников – работников дорожных предприятий, входящих в «АДОР-Прикамье» (Ассоциация подрядных организаций дорожно-строительного комплекса Пермского края).
«Я работаю в дорожно-строительной отрасли 54 года, но это первая ситуация, когда мы вынуждены выходить на митинг, чтобы достучаться до власти, – рассказал президент Ассоциации Николай Кошелев. – Ситуация складывается очень тревожная. Ведущие дорожно-строительные предприятия Пермского края в буквальном смысле остаются без работы. Сотни работников ожидают сокращения».
Организаторы митинга утверждают, что конкурсы на обслуживание краевых дорог проходили с нарушениями. К местным компаниям предъявлялись повышенные требования, которых раньше никогда не было. К примеру, чернушинское предприятие «Дорос» сняли с торгов только по тому, что в их документации не указана влажность ветоши, которую используют для протирания стоек дорожных знаков перед покраской.
«Искали любой формальный повод, чтобы снять нас с конкурса, – утверждает главный инженер ООО «Дорос» Сергей Дементьев. – Доходило до смешного: где-то не поставили запятую, где-то не было знака процентов и на основании этого заявку полностью снимали с торгов. В итоге из шести-восьми организаций, которые изначально заявлялись на лот, оставалась только одна и получала подряд по максимальной цене. Никакой конкуренции не было».
Естественно дорожники обратились с жалобами в УФАС. Большую часть этих обращений ведомство отклонило, не увидев нарушений антимонопольного законодательства. Но два заявления из одиннадцати все-же удовлетворили. Проверив документы, антимонопольщики отменили результаты аукционов по трем лотам. В частности по строительству обхода Чусового, где обнаружился картельный сговор двух компаний из Нового Уренгоя, одна из которых выиграла этот лот. Однако официальных документов об отмене торгов заявители до сих пор не получили.
«Официального решения УФАС по этим заявлениям в свободном доступе нет, кроме релиза на их сайте, – говорит замначальника «Мостоотряда 123» Александр Соломатин. – Мы делали письменный запрос, но ответа пока не получили. Надеемся, в течение месяца нам предоставят эти документы. По другим заявлениям нам сообщили, что это не входит в компетенцию УФАС. Мы обратились в прокуратуру и суд. Сейчас ждем официальных ответов от них».
Между тем в дирекции «АДОР-Прикамье» уверены, что на дорожных тендерах процветает коррупция. Заявки пишутся под конкретного заказчика и отдаются по максимальной цене, а за качество конечно работы никто не отвечает. «УФАС раскрыло картельный сговор, отменили итоги аукциона, а что дальше? – вопрошает представитель ассоциации. – Лицензии никого не лишили, не исключили из СРО, не внесли в «черный список» подрядчиков. Сегодня эти компании заплатят штрафы, а завтра вновь подадут заявки на аукционы. То есть проблема осталась нерешенной. Кстати, к вопросу о работе пермских дорожников. Приведу простой пример. Все у нас знают трассу Пермь – Екатеринбург. Первый участок этой дороги, в районе Лобаново, строила компания «Пермдорстрой» и сдала его в 2012 году – на два года раньше запланированного срока. При том, что на торгах она снизила цену строительства на 25%. Второй участок отдали московской компании «СУ-1» по максимальной цене. Сейчас это предприятие проводит процедуру банкротства. Край несколько лет судится с ним, пытается расторгнуть контракт. Тем временем участок трассы в районе Кукуштана стоит без ремонта. Далее, тендер на строительство третьего участка опять достался «Пермдорстрой» и компания выполнила свои обязательства в срок. Но ездить по этому участку невозможно, потому что он упирается в лес. Как это произошло? Очень просто – четвертый участок пути строит не пермская организация. Сроки его сдачи переносятся из года в год».
Самое неприятное во всей этой истории, что подобная участь может постигнуть и другие краевые магистрали. Ведь организации, которые выиграли последние тендеры, в большинстве своем не местные и не имеют собственной технической базы в Пермском крае. «С момента торгов прошла уже неделя, но до сих пор ни одной единицы техники и ни одного рабочего на дорогах нет, – продолжает Сергей Дементьев. – Сейчас эти компании выступают в качестве генподрядчиков и отдают свою работу на субподряд мелким предприятиям Пермского края. При этом цены они снижают на 20% от первоначальных. Эти деньги наши дороги уже точно не получат. Выходит, что имея в Москве контору с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, можно выиграть миллиардный тендер в Перми. Затем положить 20% себе в карман, а на оставшиеся деньги нанять мелких предпринимателей, которые будут за тебя отдуваться».
Добавим, что из-за отсутствия работы краевые дорожно-строительные организации уже начали сокращения сотрудников. В течение года без работы может остаться порядка 30% их нынешнего персонала. Краевой Минтранс до сих пор не озвучил свою позицию по данному митингу и сложившейся ситуации.