Город Кризис: денег нет и не будет

Кризис: денег нет и не будет

Затянуть пояса, переждать и все наладится – предлагают электорату российские чиновники. Нет, говорят эксперты-леваки, не наладится. Экономика будет падать до тех пор, пока правительство не откажется от западной экономической модели развития. После дискуссии, прошедшей в Пермском университете, представления о ситуации в российской экономике у корреспондента 59.ru очень сильно изменились. И не в лучшую сторону.

Нынешний кризис – это всерьез и надолго. Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий уверен, что спад в мировой экономике наблюдается с конца 2007 года. А до России докатился на год позже. Однако в 2010-м этот процесс не закончился, как говорили экономисты и аналитики. В действительности кризис продолжается до сих пор. Об этом свидетельствует рост социальной напряженности в Европе, увеличение госдолга США, а также снижение темпов роста в Китае и Японии.

Одним словом, кризис длится уже без малого восемь лет и будет продолжаться пока политические элиты не признают наличия системных проблем в экономике.

«Нынешний кризис длится дольше, чем стандартные циклические кризисы, – утверждает Борис Кагарлицкий. – Однако российское правительство и чиновники исходят из логики стандартного кризиса. Нам предлагают затянуть пояса, потерпеть год-два и все станет хорошо. Нефть подорожает до 100 долларов за баррель, деньги вернутся, и мы снова заживем как раньше. Фраза российского премьера «Денег нет. Но вы держитесь» стала девизом, который отражает доминирующую точку зрения российской власти на ситуацию».

Не лучше дела идут на Западе, где преобладает смешанный подход к кризису, уверен эксперт.

«Тамошние экономисты уверены, что кризис циклический, но к нему примешиваются структурные противоречия, которые копились много лет. Если их решить, ситуация улучшится. На фоне медленного ухудшения экономики эти доводы звучат неубедительно», – считает Борис Кагарлицкий.

По словам эксперта, основная причина экономического спада, – противоречия неолиберальной модели капитализма, которая преобладает в большинстве стран, в том числе, в России. Эта модель предполагает классовый реванш капитала над трудом за счет удешевления производства. В классических моделях капитализма уменьшение издержек достигается за счет инноваций. В неолиберальной – за счет переноса производства в страны с дешевой рабочей силой. Все это приводит к утечке капитала из Западной Европы и снижению покупательной способности европейских потребителей.

«Противоречие описанной модели в том, что удешевление товаров, за счет переноса производства в третьи страны, «убивает» европейских потребителей, – объясняет Кагарлицкий. – Житель Западной Европы, который считается основным потребителем, уже не может покупать столько же, как раньше. Даже несмотря на снижение цены. Чтобы сохранить спрос, потребителей начинают кредитовать. В итоге, Запад переакредитован, а затем по всему миру переакредитован средний класс. Возникает финансовый кризис, который начинает перекатываться из одного региона в другой: из США в Европу, оттуда в страны БРИКС и так далее. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока в экономике этих стран не произойдут структурные изменения».

Профессор канадского Университета Манитобы Радика Десай соглашается с российским экспертом. Она утверждает, что именно неолиберальный капитализм спровоцировал экономический кризис, однако его нельзя назвать мировым. «Центр экономического кризиса находится в западных странах, преимущественно в США и Великобритании, – считает она. – Финансовый кризис 2008 года разразился в США, затем распространился в Великобританию и оттуда на все страны Западной Европы. В других частях света, например, в Азии, он протекал гораздо мягче и не имел таких серьезных последствий. Современный кризис – кризис западного капитализма, который вошел в стадию затяжного экономического спада еще в 1970-х годах».

По словам Радики, главной целью неолиберальной экономической политики является освобождение капитала от контроля государства. Такая политика ведет к увеличению инвестиций в банковский сектор и отсутствию инвестиций в промышленность – реальный сектор экономики. То есть финансовый сектор развивается в отсутствие реального экономического роста. Все это приводит к росту социального неравенства и, как следствие, снижению спроса на потребительские товары. «Сейчас мы находимся в ловушке, когда капитал не инвестируется в промышленность, потому что падает спрос, а спрос падает, потому что нет инвестиций в промышленность», – поясняет профессор Десай.

Из всего этого эксперт делает вывод, что изменить положение может только подрыв самих основ капитализма. В частности, необходимо усилить государственный контроль за распределением капитала, как это сделано в Китае. В итоге, роль государства в экономике усилится настолько, что оно сможет преодолеть капитализм, как целое.

Борис Кагарлицкий, согласился с тезисами Радики, добавив, что подобные изменения будут весьма болезненными для общества. «Выйти из кризиса не затронув базовых капиталистических отношений невозможно, – говорит эксперт. – Необходимы радикальные меры, которые предполагают возврат к социальному государству, изменения в вопросах собственности, наличие элементов планирования, государственного регулирования и так далее. В итоге мы получим смешанную модель экономики, которая будет включать капиталистические и социалистический институты. Но переход к такой экономической модели будет сопровождать серьезными классовыми изменениями и противоречиями внутри общества».

Как экономический кризис отразился на пермяках, смотрите в нашем видеосюжете.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Дмитрия Ли
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем