Как поживает бывший пермяк и экс-владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев после продажи своей компании? Вечеринки с голливудскими звездами, многомиллионные приобретения произведений искусства и скандальный развод с женой с разделом совместного имущества – «Новая газета» провела независимое расследование о сегодняшней жизни российского миллиардера. С разрешения издания 59.ru публикует выдержки из этой статьи.
Вечеринка с Ди Каприо
Судя по всему, сегодняшняя жизнь экс-владельца «Уралкалия» складывается блестяще. Недавно он был замечен на гала-ужине, организованном фондом защиты дикой природы Леонардо Ди Каприо в Сен-Тропе (Франция). Бывшего пермяка окружали звезды первой величины и представители правящих домов Европы. А еще – бизнесмены, бывшие чиновники, политики и жены криминальных авторитетов из России и СНГ. Рыболовлев считается в Монако едва ли не самым влиятельным бизнесменом. Правда, по слухам, отношения с принцем Альбером II у него в последнее время будто бы ухудшились.
Роман с искусством
Дмитрий Рыболовлев – не только влиятельный бизнесмен, но и влиятельный коллекционер.
В далеком 2002 году, еще будучи владельцем «Уралкалия», Дмитрий Рыболовлев стал одним самых крупных клиентов швейцарского арт-дилера Ива Бувье. За несколько лет он приобрел у него 12 картин на общую сумму 122 млн долларов и 263,5 млн евро. Самые крупные покупки – «Фаре» Поля Гогена (54 млн евро) и две огромные «Водяные лилии» Клода Моне (46,5 млн евро и 42 млн евро). В это время Рыболовлев стал настоящим фанатом искусства. Его фамилия часто появлялась в хронике аукционных домов.
Княжеский футбол
В течение 2010–2011 годов Дмитрий Рыболовлев благополучно расстался с «Уралкалием», получив от сделки порядка 7–8 млрд долларов. Часть денег он сразу потратил на приобретение 10% акций крупнейшего кипрского банка. Одновременно с этим Рыболовлев начал поиск для выгодных инвестиций в Монако. И в результате приобрел в 2011 году футбольный клуб «Монако» с главой княжества – принцем Альбером II.
Впрочем, и об искусстве бывший пермяк не забывал. У того же Ива Бувье он купил редкие полотна «Водяные змеи II» Густава Климта и «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. За них он заплатил более 300 млн долларов. С этих пор на футболе в ложе Рыболовлева на стадионе Louis II, где «Монако» проводит свои домашние матчи, стал появляться весь свет княжества.
Роскошь как наркотик
Искусство и футбол – не единственная страсть российского миллиардера. За каких-то несколько лет ему удалось купить виллу и апартаменты в Монако (их общая стоимость составила 380 млн евро), особняк в Сен-Тропе (60 млн евро), дом звезды Голливуда Уилла Смита на Гавайях (20 млн долларов), два острова в Греции, принадлежавшие Аристотелю Онассису (100 млн евро), остров в Дубае (50 млн долларов), виллу Дональда Трампа во Флориде (100 млн долларов), шале в швейцарском Гштааде (100 млн швейцарских франков) с хаммамом (30 млн швейцарских франков), пентхаусы в Нью-Йорке (100 млн долларов) и Лондоне, особняк в Париже, яхту, самолеты AIRBUS 319 и Falcon и др.
По словам Бувье, продажа «Уралкалия» кардинально изменила поведение Дмитрия: «Он и раньше неровно дышал к роскоши. Но после продажи компании он достиг той стадии, когда богатый человек становится от роскоши зависимым. Он хочет самый большой дом, самую красивую квартиру, самую длинную яхту, самую престижную коллекцию произведений искусства. Не скажу, что мне было приятно наблюдать за таким Дмитрием, но и снимать взрослого человека «с иглы» этой зависимости я не мог. По словам одного брокера по недвижимости, Рыболовлев приобретал в аренду на 30 лет апартаменты за 280 млн евро. При общении с риелтором Дмитрий фактически выполнил его работу, объяснив ему, почему эта квартира – самая лучшая, и он непременно должен ее купить. Точно так же он, кажется, действовал и при покупке пентхауса в Нью-Йорке: Дмитрий уверял представителя продавца, что планировка и дизайн квартиры замечательны, а вид из окна – идеален. Получив такие вводные, продавец резонно выставил самую высокую цену, которую Дмитрий предсказуемо оплатил».
Без России
Ведя роскошную жизнь, Рыболовлев совершенно не ностальгировал по России, рассказывает Бувье: «Когда я был на дне рождения Дмитрия на Гавайях, на большом экране запустили фоторяд: он стоял в окружении своих товарищей, на нем был бронежилет, в руках его охраны автоматы Калашникова. Дмитрий с удовольствием комментировал: «Вот тут мы на дороге. Через десять минут у нас будет перестрелка». В общем, не все гости сразу поняли, что такова была особенность России 90-х – многие видели подобное только в фильмах про Дикий Запад».
Возвращаться в Россию Рыболовлев никогда не хотел, продолжает арт-дилер: «Однажды я спросил его: «Ты собрал уникальную коллекцию картин, но нигде ее не выставляешь. Покажи ее людям», – и предложил начать с экспозиции в Москве. Дмитрий, услышав об этом, резко заявил: «Нет, российские власти у меня все заберут». Этот панический страх был мне непонятен».
Развод по-русски
В 2008 года Елена Рыболовлева подала иск в суд Женевы о начале бракоразводного процесса. И потребовала разделить совместно нажитое имущество. Процесс длился не один год. В 2014 года Елена Рыболовлева прилетела в Лимассол. На выходе из самолета ее задержали по подозрению в хищении у своего мужа бриллиантового кольца. Елена Рыболовлева могла претендовать на половину состояния мужа, которое оценивалось в 8 млрд долларов, – таким образом их развод мог стать самым дорогим в истории.
Еще аресты
Ровно год спустя после ареста жены в Монако был задержан Ив Бувье. Рыболовлев обвинил его в том, что швейцарский арт-диллер вводил его в заблуждение и продал ему 37 картин, необоснованно завысив их стоимость вдвое – на 1 млрд евро. Ив Бувье был помещен в следственный изолятор, но через несколько дней был выпущен под залог 10 млн евро. В итоге Бувье был полностью оправдан, но удар по его бизнесу уже был нанесен.
«Вы только представьте, от Рыболовлева эта информация об аресте активов поступила во все мировые банки и аукционные дома, где меня всегда знали как порядочного бизнесмена. Оборот моего бизнеса за один день упал на 95%. Я готов привести в суд всех своих клиентов, которые скажут, что были вынуждены прекратить со мной отношения в связи с наступлением этих событий», – рассказывает Бувье.
Он говорит, что намерен не только вернуть доброе имя и деньги (включая нанесенный ущерб и проценты), но и доказать, что последнее слово за правосудием, а не за Рыболовлевым.
Полный текст расследования «Новой газеты» можно прочитать здесь.