В последнее время все только и говорят о баттле двух рэперов – Оксимирона (Мирон Фёдоров) и Славы КПСС (Вячеслав Машнов, он же – Гнойный). Видео выступления за четыре дня набрало рекордные 15 миллионов просмотров. О нем высказались литературные критики, звезды, ученые. На этой волне даже Сергей Шнуров решил позвать на рэп-баттл Владимира Познера.
Портал 59.ru попросил ученого ПГНИУ, старшего преподавателя кафедры истории философии Владимира Береснева рассказать, почему же это «сражение» двух рэперов, оскорбляющих друг друга в стихах на протяжении часа, стало настолько популярно и за счет чего победил Слава КПСС.
– Для начала надо беспристрастно, без «хайпа» описать, что произошло. Два рэпера состязались в искусстве взаимного оскорбления и, в общем-то, не сказали ничего нового. Слава КПСС победил, Окси проиграл, хотя прежде слыл непобедимым. Возможно, исход поединка является сенсацией, но это сенсация только для ценителей жанра, – говорит 59.ru Владимир Береснев. – Для всех остальных сенсацией стало то, что популярность записи баттла в Сети превысила популярность записей выступлений звезд шоу-бизнеса и политиков, в том числе президента России. Это означает, что победу одержал не один из рэперов, а оба, и не в студии, а в Рунете. А это намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Не зря СМИ отреагировали публикациями – кто о культурном коллапсе, кто о зарождении новой культуры.
Учёный объясняет, почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал так популярен:
– Низовые неформальные субкультуры активизируются или в кризисные периоды истории, или в условиях сильной табуированности и бюрократизации жизни общества. Если людям навязывают недостижимые для них стандарты потребления, если говорят об успехах в экономике, а уровень жизни снижается, то официальным источникам информации просто перестают верить. И не только их содержанию, но и форме. Творчество рэперов на этом фоне может выглядеть более правдивым, «настоящим». Рэперам верят, поскольку они не приукрашивают действительность, они говорят как бы от имени народа и на языке народа. Не всего, конечно, населения страны, но довольно значительной его части (полагаю, что аудитория новостей, которые показывают в прайм-тайм, будет все-таки больше), – считает Береснев.
Такие баттлы, по мнению ученого, похожи на поэтические дуэли, в которых когда-то участвовал, например, Маяковский. Но сравнивать их не стоит.
– Можно ли назвать это поэзией? Можно ли сравнить эти состязания с поэтическими дуэлями футуристов начала ХХ века, в которых принимал участие Владимир Маяковский? Сравнить можно, но какой в этом сравнении смысл? Чтобы оправдать рэперов? Они не нуждаются в оправдании. Чтобы возвысить жанр? Он не нуждается в возвышении. Те, кто читают рэп, наоборот, стремятся опуститься на «дно» и утащить туда же всех, кто, по их мнению, незаслуженно оказался наверху. При этом данная субкультура не примитивна. Оба участника баттла демонстрировали знание высокой литературы (Маяковский, Гумилев), гуманитарных наук (Джозеф Кэмпбелл), а это предполагает, что болельщики и судьи тоже должны быть «в теме». Создание рифм, метафор, игра контекстами, которую продемонстрировали оба участника, свидетельствуют о незаурядных способностях по части владения словом. Они могли, если бы захотели, писать приличные во всех смыслах тексты, без ненормативной лексики. Кстати, Оксимирон, по-моему, ни разу не сматерился, – поясняет ученый.
Владимир Береснев говорит, что, при формальном сходстве, выступления Оксимирона и Гнойного сильно различались в плане содержания.
– Оксимирон и словом, и делом демонстрирует свою лояльность легитимной массовой культуре, образованность и даже некую традиционность. Рекламные контракты, выступления «в ящике», готовность идти на компромисс, цитаты из классиков. Слава КПСС, наоборот, выступает с позиций люмпена-маргинала, демонстрируя непримиримость со всякого рода культурным и политическим мейнстримом. В результате баттла победил левый радикализм, а это означает, что молодежь готова принять левые идеи, бунт снова в цене, – делает выводы пермский ученый. – Помнится, в 90-е годы большинство радикальных субкультур прекратили свое существование, поскольку исчез антагонист в лице государства. Что за рай без запретного плода? Сейчас государство занимает активную позицию в сфере медиа, а бунтари празднуют возвращение оппонента.
Владимир Береснев говорит, что бороться с таким настроением, которое выражают в своих песнях рэперы, не нужно.
– Репрессии сделают из них мучеников и не будут способствовать росту доверия молодежи к власти и официальным СМИ. Популярность низовой культуры – не причина, а следствие произошедших в обществе изменений. К сожалению, эти причины и методы их устранения находятся далеко за пределами сферы литературной критики, – считает учёный.
Рэп-баттлы считаются одним из признаков высокой популярности хип-хоп исполнителей. Каждый баттл состоит из нескольких раундов, в течение которых рэперы без микрофонов и музыкального сопровождения читают заранее подготовленный текст, а по окончании схватки судьи определяют победителя голосованием.
Оксимирон в своих текстах упоминал произведение Маяковского «Облако в штанах», Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», а также персонажей из экранизации «Бэтмена» Кристофера Нолана, в конце своего выступления процитировав «Слово» Гумилёва. В свою очередь Гнойный иронизировал над Оксимироном, активно использовал нецензурную лексику.
А кто, по вашему мнению, должен был победить в баттле?