Портал 59.ru вместе с преподавателем кафедры режиссуры и мастерства актера, членом Союза театральных деятелей, театраловедом Еленой Малининой начинает цикл рецензий на премьеры и самые интересные спектакли в пермских театрах. Первая рецензия посвящена спектаклю «Пьяные» – премьере пермского драматического «Театра-Театра», поставленной по пьесе Ивана Вырыпаева режиссером Маратом Гацаловым.
– В начале спектакля вверх поднимается видеокамера, изображение с которой даётся на экран. И мы видим, как удаляется поворотный круг сцены, а лежащие на нём две человеческие фигуры всё уменьшаются, превращаясь в разноцветные точки, крутящиеся по орбите вокруг центра. Круг освещается голубым светом, и вот уже синий шар крутится в пространстве, напоминая нашу планету, а может, и Луну. И странная космическая музыка (живые исполнители в боковых ложах) ещё более усиливает это впечатление. А здесь, внизу, будут бороться с центростремительными силами отдельные люди и целые компании – в красном, белом, чёрном, пёстром. Камера будет то опускаться, являя на экране лица крупным планом – кричащие, плачущие, удивляющиеся. То пойдёт по зрительским рядам – при включённом свете – когда режиссёру захочется сказать зрителям лицом к лицу о важном.
Это очень странный спектакль. Здесь практически нет сюжета, характеров, судеб, если хотите. Все персонажи пьяны так, что едва держатся на ногах. Под ними бесконечно вращается поворотный круг, как будто давая ощутить вращение нашей планеты. Их бессвязная речь, изобилующая лексикой из области «телесного низа» (не опускаясь до откровенного мата, боже упаси), повторяющаяся многократно и настойчиво, вдруг поднимается до упоминания Бога, и это гротескное смешение постепенно уже не кажется таким неоправданным, как вначале. Ибо эти напившиеся вдрызг офисные работники, начальники среднего звена, модели и продюсеры, пройдя какую-то точку невозврата, начинают тосковать и твердить об отсутствии смысла, о всеобщем вранье и трусости, о шёпоте бога в своей душе, о необходимости отдать всё, что было взято взаймы – вплоть до жизни. Ибо голым приходит на этот свет человек и голым уходит. И главное в мире – любовь.
В первой части спектакля зрителю трудно сосредоточиться – бесконечно танцуют свой танец люди, пытающиеся удержаться на ногах, бесконечно вертится круг, вращая по орбитам падающих, бесконечно перекрикивают друг друга новые пьяные компании. Пространство сцены постепенно заполняется карусельными лошадками и оленями, аттракционными машинками, кабинами. А выросшие дети будут цепляться за эти игрушки, громоздиться, карабкаться, съезжаться и разъезжаться на концентрических окружностях сцены, встречаясь и расставаясь вновь. И если у зрителей хватит терпения, то во второй части замедлится этот безумный бег, кто-то протрезвеет, произойдут случайные встречи и пересечения, которые приведут к новым исповедям, прозрениям и откровениям. И разговор перекинется в зал, и никому уже не спрятаться.
Что сказать об актёрах? Они героически передвигаются по крутящейся сцене, кружа на месте, они абсурдны и серьёзны, они впадают в истерику и переживают отчаяние, они льют пьяные слёзы и проповедуют в зал. Они держатся достойно в сложной ситуации, когда палуба кренится, а корабль надо вести вперёд. Они – команда. И инфернальная Мария Коркодинова, и абсурдная Анна Сырчикова, и заразительный Альберт Макаров, и потрясённый Илья Линович, и прозревший Александр Мехряков, и тихий и мудрый Сергей Детков. По справедливости, нужно назвать всех актёров спектакля. Очень красивого визуально. Сложного технически. Очень русского, потому что именно мы убеждены, что устами пьяных говорит с нами Бог.