В Старых Водниках на высоком берегу Камы находится старинный терем. На рубеже XIX–XX веков здесь был дачный поселок, в котором жили самые богатые пермяки. Из всего поселка сохранился только дом на улице Танцорова, 24 — сейчас это объект культурного наследия регионального значения. Одноэтажное деревянное здание построено в стиле «ропет» («псевдорусский стиль»), крыша завершена сложным фронтоном в виде строенных кокошников, обрамленных двойными подзорами, окна украшены резными наличниками. В конце XIX века этот дом построили для Александра Васильевича Синакевича.
Кто такой Александр Синакевич
Он родился в 1847 году, в 16 лет начал работать канцелярским служащим второго разряда в Ирбитском уездном казначействе. Через пять лет Александра Синакевича перевели в Пермское губернское казначейство, где он работал кассиром, бухгалтером, уездным казначеем, управляющим казенной палатой. Также Александр Синакевич торговал писчебумажными принадлежностями и владел собственным кирпичным заводом.
С 1893 по 1898 год Александр Синакевич занимал пост городского главы. В это время в Перми построили водопровод, замостили камнем центральные улицы и создали городскую телефонную сеть. С 1895 по 1901 год Синакевич возглавлял первую в России городскую театральную дирекцию. Тогда кардинально изменился репертуар Пермского оперного театра — на его сцене появились драмы, а само учреждение стало приносить городу заметную прибыль. Иногда Синакевича даже упрекали в том, что он слишком много времени уделяет театру, а благоустройством города занимается недостаточно.
Александр Синакевич активно участвовал в благотворительной деятельности: был председателем Пермского дамского попечительства о бедных, комиссии по разбору и презрению нищих — задачей комиссии было узнать, сколько раз человек просил милостыню, почему обнищал, и решить, что с ним делать — и членом комитета Общества попечения о лицах, освобождённых из мест заключения.
Александр Синакевич был женат. Его супруге, Аделаиде Ивановне, принадлежал трехэтажный каменный дом на Сибирской, 23, где сейчас находится школа №21. У них было трое сыновей — Николай, Михаил и Александр — и две дочери — Лидия и Мария. У Николая было звание профессора медицины, он преподавал в Пермском университете, Александр Синакевич-младший работал хирургом в земской больнице.
В 1918 году в большевистской газете появилось сообщение о том, что Александр Синакевич скрылся из Перми. Краевед Евгений Шумилов предполагает, что на самом деле он был тайно убит большевиками. Николай Синакевич после революции продолжал преподавать в университете, потом переехал в Иркутск. В Иркутском университете Николай Синакевич заведовал кафедрой госпитальной хирургии, а затем клиникой стоматологического института. Он умер в 1960 году, похоронен в Иркутске.
Его брат Михаил после смены власти не получил паспорт и мог устроиться только в качестве чернорабочего. Он поселился вместе со своей семьей в будущем Закамске. Дочь Михаила Наталья рассказывала в интервью газете «Звезда», что в детстве часто проходила мимо легендарной дачи и даже не знала, что она принадлежала её деду. Из-за своего происхождения Наталья не могла устроиться на работу, едва сводила концы с концами. Женщине пришлось скрывать, что она — Синакевич. Во время Великой Отечественной войны Наталья Михайловна работала на санитарном поезде, после войны — поваром в экипаже земмашины при Верхнекамском техническом участке речного пути, которая очищала камское дно.
После революции
В 1918 году дачу Александра Синакевича национализировали, с тех пор дом используется как жилье. Кто именно занимал дом, неизвестно, но в 1970-х годах этот участок выделили Валерию Новикову как заслуженному милиционеру. Он пустил к себе трех студентов местного училища, приехавших из деревни. Один из них — Иван Печенкин — является владельцем дома по сей день. Одному из волонтеров, которые активно борются за сохранение усадьбы, Печенкин говорил, что строение признали ветхим, и по решению суда он должен освободить помещение. Взамен Ивану Печенкину дали квартиру. К сожалению, корреспонденту 59.ru не удалось связаться с Иваном Печенкиным — его телефон отключен, а новое место жительства неизвестно.
После развала СССР
После развала СССР дачу Синакевича пытались снести, чтобы построить на ее месте элитные коттеджи. Газета «Личное дело» писала о том, что в 2003 году глава администрации Кировского района Анатолий Николаев планировал построить себе дом в охранной зоне памятника архитектуры. Коттедж Николаева должен был находиться в шести метрах от уникального теремка (в радиусе 50 метров вокруг памятника по закону строительство запрещено). Тогда общественникам и журналистам удалось отстоять дачу.
Сейчас памятник архитектуры находится в плачевном состоянии, на территории дачи разбросан мусор и старая мебель. «Памятник архитектуры охраняется государством» — гласит ржавая табличка, прибитая к фасаду.
— Значение дачи Синакевича для Закамска сложно переоценить, — говорит пермский журналист Сергей Хакимов. — Фактически это последний памятник дореволюционной постройки на территории района, не избалованного архитектурными изысками. Считаю, что власти должны приложить все усилия для спасения этого объекта. Причём необходима именно реставрация, а не перестройка «на новый лад». Начинать эту работу нужно немедленно, иначе памятник будет навсегда утрачен. А ведь оригинальный, ни на что не похожий силуэт этого особняка вполне может стать графическим символом Закамска или всего Кировского района.
О том, что ждет терем, признанный «ветхим жильем», пока неизвестно. Корреспондент портала 59.ru отправил запрос в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия.