У Александра и Ульяны Вяткиных из села Бымок Кунгурского района девять приемных детей. В июле 2013 года Вяткины взяли под опеку сразу четверых — Крестину (да, именно Крестину, через «е»), Андрея, Юлию и Ирину. Все из одной семьи, младшей Ирине было полтора года. В декабре 2013 года опека привезла Вяткиным еще троих: Снежану, Валентину и Кирилла. Ольга пришла в семью в 2016 году, когда ей было уже 17 лет, а Артем — в августе 2017 года. А еще у Вяткиных родилась долгожданная дочка Ассоль.
Не откладывайте семейную жизнь
Александр познакомился с Ульяной в 16 лет. Все его одноклассники в это время сделали ставки на карьеру и разъехались по городам. Одно другому не мешает, подумал юноша, увлекся сельским хозяйством и посватался к Ульяне.
— Когда люди откладывают семейную жизнь, они находят много отговорок, — говорит Александр. — Вроде как на ноги надо встать. Я считаю, что можно и с семьей все успевать. Конечно, труднее, тяжелее, но в принципе это все возможно.
— Вы какое-то время жили без детей, а тут сразу четверо. Вы как-то ощутили изменения? В чем они были?
— Мы задумались с женой о детях, так как своих не было. Решили усыновить-удочерить. Искали кого-либо, ездили знакомиться. Когда появились дети, четверо первых, в чем-то тяжелее стало, ответственность уже больше, а так привыкли жить в больших семьях. В первое время тяжело мне было. Не знаешь, как и что, потом уже все пошло само собой. Общий язык с Юлей, Андреем, Ириной сразу нашли. Крестина просто не знала, как к нам обратиться. Мы ей говорили, как назовешь — так назовешь. Андрей с Ириной водился, можно сказать, с пеленок. Молоко ей грел. Они как приехали сюда вместе, им проще стало. И Иринка рядом, а не в доме малютки. Ну, им легче, и они к нам потянулись вроде.
У Вяткиных родных детей не было 13 лет, а в 2017 году родилась дочь.
— Дети каждый день ждали, спрашивали, когда мама с сестренкой приедет, переживали, — рассказывает Ульяна. — Ирина очень любит Ассоль. «Это ведь моя сестричка. Самая маленькая».
— Для нас приемное родительство равно семья, — дополняет Ульяна. — А семья — это место, где тебя любят, всегда ждут близкие родные люди. В семье ты можешь получить поддержку, когда тебе плохо. Главное научиться терпению, доверять друг другу, слышать друг друга.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому
Пока мы разговаривали с родителями, шестилетняя Ирина вызвала на бой подушками Кирилла, Артема и Андрея. Старшие парни поддавались, не уступал Кирилл.
Кирилл и Ирина — шестилетки. Мальчик непоседливый, из садика забирают с замечаниями. Любит гулять, дурачиться и смотреть мультики. Девочка веселая и задорная, поет и танцует, в детском саду палочка-выручалочка: на праздники заучивает длиннющие стихи. Вместе на следующий год пойдут в школу.
У Ирины старший брат Андрей. Отзывчивый, в Бымке первый волонтер: на уборку мусора или посадку деревьев сразу откликается. Хороший папин помощник. Александр пытается научить Андрея всему, что сам умеет. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», — говорит Ульяна.
В прошлой своей жизни девятилетний мальчик ходил на ферму за молоком для сестренки. Когда дети жили в родной семье, они плохо питались, зимой печка топилась редко, если только соседи подкинут дров, — и они подорвали иммунитет. Теперь чуть простынут — сразу осложнения, до пневмонии.
— Как думаешь, в чем проявляются близкие отношения между братьями-сестрами? — спрашиваем Андрея.
— В дружбе.
— Что такое дружба?
— Понимание друг друга. Когда понимают.
— Иногда говорят, что не просто понимаешь, а готов все сделать ради человека. У тебя есть такой друг?
— Сестра. Младшая.
— Ты сильно любишь ее?
— Да.
С кровными родителями Вяткины встречаться не запрещают, но у самих детей нет особого желания. «Мне не охота», — говорят, от разговоров уходят. Снежана только с папой общалась, а Крестина — с мамой. Родные родители возникают всегда внезапно, как правило, когда дети уже совершеннолетние.
Покатай нас на «корыте»
В деревне досуг нехитрый, но Вяткины без дела не сидят и отдыхать умеют. Александр с парнями ездит на рыбалку. Все вместе за грибами и ягодами. Самых маленьких — на развлечения в Кунгур. Зимой катание на «корыте», прицепленном к квадроциклу. В местный Дом культуры ходят на кружки.
До декрета Ульяна работала библиотекарем в ДК. В библиотеке дети часто собирались после школы: книги читали. После шли в кружок тестопластики, квиллинга, который тоже мама вела. Или к празднику готовились — порадовать односельчан песней, танцем.
Снежана показывает фотографии, где она с подругой в танцевальных костюмах на школьном концерте. Девушке сейчас 13 лет, когда к Вяткиным приехала, было девять. В родной семье получила сильный ожог, но не стесняется носить одежду с коротким рукавом. По словам мамы, легко приобретает друзей, общительная и ответственная.
Снежана быстро включилась в игру «Покорми друга» и за обедом пыталась накормить Андрея и Валентину. Валя, в отличие от Снежаны, скромная и застенчивая. «Когда Валя появилась у нас в семье, она очень долго молчала, — вспоминает Ульяна, — разговаривала мало, скромничала, чтобы вывести на разговор, приходилось сидеть с ней часами». Постепенно оттаяла, с родителями уже разговаривает, с чужими людьми замыкается в себе.
Дети увидели первый снег и прильнули к окну. «Можно на улицу?»
Кто дома усидит? Артем собрал с травинок колючий снег, слепил снежок. Юля, Снежана, Валя укрылись в домике-горке. Андрей усадил Кирилла на велосипед и вкатил на бревно. Ульяна качала дочку, глядя в окно на детские шалости. Она улыбалась. У нее в доме все хорошо. На столе есть еда. Дети счастливы. А на выходные приедет Крестина.
Специально для проекта «Жила-была семья» благотворительной организации «Солнечный круг».