Соборная мечеть на Осинской — одно из самых красивых старинных зданий Перми, но более чем полвека она пустовала без прихожан. Клуб для глухонемых, архив партии, читальный зал — чего здесь только не было. Для прихожан здание вернули только в начале 1990-х. И связана с этим совершенно удивительная история.
Джума-мечеть
В здании пермской Соборной мечети сочетаются элементы восточного зодчества и... русской народной архитектуры. Эклектика. Купол минарета по своему очертанию напоминает купол в русском классицизме. Здание мечети хотя и сохраняет типичные черты магометанской архитектуры (минарет, купол и михраб — ниша в стене, указывающая направление на Мекку), тем не менее мотивы этого зодчества трактуются чрезвычайно свободно. Примером этого служит не только купол, но и окна почти классической формы без соблюдения традиционной восточной формы фонаря.
Сегодня пермская Соборная мечеть может вместить до трех тысяч человек. Это памятник краевого значения, классическая Джума-мечеть, то есть пятничная мечеть — для молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы (Джума-намаз). Как правило, пятничная мечеть — самая большая мечеть в городе; в её дворе может собраться несколько тысяч человек.
В пермской мечети два зала для намаза — мужской и женский. По сути, для женщин выделили балкон. В обоих залах много света. Витражи наполняют их объемом. Но в большие праздники здание мечети физически не может вместить всех прихожан. Люди заполняют полностью двор, все коридоры, ближайшие улицы.
Пермская соборная мечеть сегодня — практически единственная мечеть для всего миллионного города (другая пермская мечеть, Закамская — маленькая). Сейчас в пермской Соборной мечети проходят все главные мусульманские события.
Построили мечеть у Хлебного рынка
В конце XIX века в Перми существовал один молитвенный дом на 650 человек. Уже тогда остро встал вопрос о строительстве пермской мечети. Для ее строительства выбрали участок на улице Осинской, 7 вблизи площади Хлебного или Черного рынка (ныне сквер Уральских добровольцев).
19 апреля 1900 года пермская городская дума по ходатайству мусульман одобрила постройку на углу улиц Осинской и Монастырской каменного здания соборной мечети — именно в этой части города тогда жили мусульмане. Мечеть начали строить летом 1902 года на деньги пермских купцов Агафуровых, Тимкиных, Ибатуллиных. Ее проект разработал местный архитектор Александр Ожегов, создававший проекты православных церквей во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище, во имя Вознесения Господня (Феодосьевская) на углу улиц Екатерининской и Шадринской (ныне Борчанинова). Возможно, эклектика мечети объясняется прежними работами архитектора. Освятили новое здание 26 сентября 1903 года. Последующие три десятилетия для пермских мусульман это была главная святыня.
Закрыли почти сто мечетей, имамов расстреляли
С началом закрытия культовых зданий в 1918 году пермская мечеть все-таки оставалась действующей, и в 1928 году ее община была одной из трех действующих мусульманских общин. Уже с начала 1930-х годов власти повсеместно закрывают культовые здания. По Пермской области в течение 10 лет (с 1930 по 1939 год) было закрыто 96 мечетей.
11 сентября 1936 года Культовая комиссия Президиума ВЦИК ликвидировала (именно так звучало в постановлении) соборную мечеть Перми. В октябре 1937 года арестовали десять мусульман — имама мечети Афлитуна Халитова и членов совета. Их обвинили в создании «контрреволюционной националистической и повстанческой организации». Всех членов совета пермской мечети, в том числе пермского муллу Афлятуна Халитова и кояновского муллу Мулазяна Тайсина расстреляли. Мусульманская умма лишилась авторитетных духовных лидеров, что, бесспорно, сказалось на состоянии общины в последующие годы.
Само здание мечети закрыли как опасное для пребывания людей из-за возможного обрушения купола. В 1939 году мечеть изымается из пользования общиной и передается в собственность государства. 7 марта 1940 года здание передали клубу глухонемых, до этого укрепив купол, а затем туда переехал областной архив партии.
В это время была утрачена первоначальная отделка интерьеров, завершение минарета и глав, цветные витражи заменили обычным стеклом. Облик памятника исказился.
Во время Великой Отечественной войны в здании мечети также размещались эвакуированные из блокадного Ленинграда экспонаты из фондов Эрмитажа. С 1947 по 1956 год единственной официально зарегистрированной мечетью Пермской области оставалась мечеть Кояновского сельсовета.
В 1986 году партийный архив переехал из здания мечети, и здесь открыли филиал Пермского краеведческого музея, точнее, его читальный зал.
Движение за мечеть
В 1950-е годы пермское мусульманское население решило вернуть мечеть себе. 3 декабря 1953 года представитель группы верующих Махмутов Сагир послал письмо в Совет Министров СССР. Но совет ответил: «вопрос об открытии мечети в Молотове уже решен местными органами в отрицательном смысле, и пересматривать указанное решение нет оснований».
13 января 1956 года Совет Министров СССР сообщал: «В городе Молотове до революции было две мечети, из них одна деревянная, утратившая свой прежний вид, капитально переоборудована под жилой дом. Вторая мечеть каменная, почти в центре города. Наружный вид ее полностью сохранен, но внутренне капитально переоборудована. В этом здании хранится областной партархив. <…> Освободить это здание и передать его верующим мусульманам не представляется никакой возможности».
Пермские прихожане вновь подняли вопрос о возвращении мечети спустя 20 лет — в 1980-е годы. Вновь возникло движение мусульман Перми за возвращение здания мечети верующим.
И в этот раз все получилось. Помогла... Раиса Горбачева. И сегодня все прихожане с блеском в глазах рассказывают о сумасшедшем поступке прихожанки Амины Шаймардановой. Мы встретились с этой женщиной. Несмотря на девятый десяток лет, Амина апа (обращение к женщине старшего возраста) с трепетом оберегает каждый уголок мечети.
«Ко встрече с Раисой Горбачевой готовилась всю ночь»
Это был 1989-й. Пермские мусульмане решились на отчаянный шаг. Ехать сразу в Кремль, чтобы вернуть свою старую мечеть. Амине тогда было 57 лет.
— Мне позвонили домой и сказали, что бабаи собрались ехать в Москву хлопотать о мечети, — вспоминает Амина Шаймарданова. — Бабаи — это наши мужчины старшего возраста. Наш хазрат (муфтий) сказал, что на Гайве живет Амина апа, возьмите ее с собой. Тогда поехали десять мужчин и я. Доехали мы до Москвы, поехала я к Кремлю. Плутала там, пока не узнала, что Раиса Горбачева будет на конгрессе в правительстве. Спрашиваю охранника Кремля: «Где это?» Оказалось, у станции метро «Кропоткинская». Как добиралась, даже не помню. Как раз через дорогу от станции магазин, зашла туда и спрашиваю: «Девочки, что это за здание?» Это сейчас смешно. «Да там правительство сидит», — та девушка мне отвечает. Ага, думаю, наверно, я туда попала.
Рассказ Амины апа не хочется прерывать авторскими ремарками, поэтому эту историю, а для прихожан это уже легенда, публикуем от ее лица:
— До сих пор удивляюсь, как я решилась зайти туда. Там стояли два высоких парня в галстуках на улице. Здоровые парни. Я пошла по лестнице. Просто шла прямо. Не остановилась даже. Они остались. Я зашла. И там охрана. Я опять прошла. Как прошла, сама не знаю. Аллах закрыл их глаза.
Зашла в зал. Стоит здоровый охранник. «Вы к кому?» — спрашивает. «Мне к Раисе надо», — отвечаю без заминки. «А кто вы?» — снова вопрос в лоб. «Мы в деревне в одной школе учились, она, наверно, меня не узнает», — отвечаю. Как мне это в голову пришло. Он спрашивает: «Она татарка, да?» «Да», — говорю прямо без остановки. Как я так наврала, что сама не знаю. «Сюрприз ей будет», — говорит.
А я сама боюсь. Раису Горбачеву еще не привезли. «Она еще не приехала», — мне говорят.
Туда я ездила три раза. Все общалась с ее секретарем. Людмила Петровна. Молоденькая. Хорошенькая. Я с ней познакомилась. Мне она дала свой телефон и сказала: «Когда будет конгресс, вы мне позвоните, я вам скажу». Я ей еще пермскую шоколадку «Птичье молоко» привезла.
Я приехала туда в третий раз. Снова захожу. Вот как Путин сейчас ходит через эти залы, я тоже там была.
Меня пустили к Раисе Горбачевой.
Вы знаете... такая простая женщина. Такая простая! Хотя я поначалу ее и не узнала. Она как Золушка оделась в день конференции. Как она улыбалась! Очень хорошая! От встречи я сама растерялась. До этой встречи я ходила в центральную мечеть в Москве, где имам сказал мне — не ходи и не пиши ничего. Он очень просил не говорить, что я остановилась у них. Тогда был запрет, и все боялись. Письмо Раисе Горбачевой я всю ночь писала. Спать не ложилась.
И вот я отдаю ей письмо... Я сказала, что приехала из Перми. «Нам не дают мечеть, — рассказывала. — Я вот тут все в письме написала. И Горбачеву, и вам написала».
Она посмотрела на меня, как будто знает меня очень давно. И говорит мне: «Хорошо. Ждите через две-три недели. Это крайний срок. Ждите мое письмо». Вот так она ответила. Я сказала, что мы, пермские мусульмане, будем молиться за нее. Какая она простая! Как будто вместе к колодцу по воду ходили.
После Москвы бабай мой заболел. Очень переживал. Все повторял: «Смотри, много не говори! Тебя арестуют. Где я буду тебя искать?» Я говорю: «Бабай, ты не переживай. С нами Аллах. Он нам открывает все двери. Все хорошо». А бабай мой прямо дрожал.
Письмо из Москвы пришло. Не прошло и двух недель. Меня вызывают. «Уважаемая», — обращаются. Вызвали нас в администрацию Перми. Очень долго меня там расспрашивали. Больше трех часов. Бабай устал ждать в коридоре. «Что вас привело на этот путь?» — спросили меня. Я отвечала так: «Я люблю свои традиции. Я люблю свой народ и своих родителей. Я люблю свою религию. Родителей я похоронила, но я должна продолжать наши традиции. Вот что меня привело». Мне ответили: «Вообще вы правильно идете».
Потом мне позвонили из Москвы. Мусульманам предлагали строить мечеть на Плеханова. «Место хорошее. На горе», — говорят. Я отвечаю: «Если место хорошее, видное, так стройте там партийный архив. Нам надо свое старое, родное здание. Его наши предки строили и нам оставили. Пусть развалины, но это наше». Много раз уговаривали. Но после наших отказов мечеть нам все-таки вернули. Вот так нам помогла Раиса Горбачева. Архив выехал из мечети.
Помощник муфтия пермской мечети, журналист-международник Сафа Керимов знает в деталях эту историю.
— Да, это было. Это люди, которые вернули мечеть к её непосредственному назначению, просто решились на это, — сказал собеседник.
4 апреля 1990 года распоряжением Пермского облисполкома здание мечети было передано Пермскому религиозному обществу мусульман. А 21 декабря этого же года прошло торжественное открытие соборной мечети. Снова. Спустя полвека.
Портал 59.ru благодарит Духовное управление мусульман за помощь при подготовке материала.