Сегодня исполнилось 12 лет со дня авиакатастрофы в Перми. Ранним утром 14 сентября 2008 года «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд» разбился при повторном заходе на посадку. Погибли 88 человек, в том числе семь детей.
В этом году на месте крушения впервые не было традиционного митинга памяти. Из-за коронавируса. Официально об этом не объявляли.
— Нам не сообщили об отмене, ввели в заблуждение, — говорит член инициативной группы родственников погибших Наталья Залазаева — в авиакатастрофе она потеряла дочь. — К 12:00 люди всё равно приезжали к мемориалу, приехали мы, друзья Оли. Надеюсь, что так будет первый и последний раз. Нам объяснили, что родители погибших преклонного возраста, а для пожилых людей всё еще действуют ограничительные меры из-за коронавируса. Мы всё равно будем приезжать к нашим детям.
Как пояснили в департаменте культуры и молодежной политики администрации Перми, по предложению инициативной группы родственников посещение монумента на месте падения «Боинга» в этом году — «в индивидуальном порядке».
Сегодня у мемориала стоят лампады, где горят свечи, за 12 лет саженцы, которые посадили родственники, окрепли и превратились в деревья. Рядом лежат детские игрушки. Их много. В ветках зацепились яркие воздушные шары. Их запускают в небо, написав на них имена погибших.
Вспоминая трагедию
«Боинг-737», выполнявший рейс Москва — Пермь, упал в пять утра на железнодорожное полотно всего в нескольких десятках метров от жилых домов. Самолет не долетел примерно 11 километров до взлетно-посадочной полосы аэропорта Большое Савино. Спустя полгода после трагедии обнародовали и официальную версию причины авиакатастрофы. По официальным данным следствия, всё случилось из-за ошибки экипажа. Виновником трагедии признали командира «Боинга» Родиона Медведева. Еще в феврале 2010 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета заключила: «Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем на заключительном этапе полета».
Как говорит Наталья Залазаева, неоднократно семьи погибших пытались добиться пересмотра уголовного дела. В официальную версию трагедии они не верят до сих пор.
Ранее мы поговорили и с родственниками пилотов и стюардесс того рокового авиарейса. Жена второго пилота «Боинга-737» Риана Аллабердина не верит в версию о наличии алкоголя в крови у командира Родиона Медведева, так как перед полетом членов экипажа проверяют.
— В основном следствие просто списало всё на человеческий фактор: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказывала 59.RU Риана. — Говорили еще о наличии алкоголя в крови у командира судна. Вообще нас недостаточно информировали и не дали прослушать бортовые самописцы. Было два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата тяги в полете, на что постоянно жаловались экипажи этого судна. В ту ночь диспетчер отправлял самолет на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности самолета.
Рассказ семей погибших пилотов и стюардесс мы публиковали в годовщину, когда исполнилось 10 лет со дня трагедии. Эти истории и мнение родных погибших можно прочитать здесь.
В 2019 году телеканал National Geographic выпустил фильм-расследование о падении «Боинга-737» в Перми. В нём приводится несколько причин трагедии: неисправность самолёта, алкоголь в крови пилота. В ленте использованы архивные видеозаписи, приведены мнения и воспоминания работавших над расследованием специалистов, сделана видеореконструкция событий. Следователей заинтересовала рулевая система этого самолета — у неё были недостатки. Так, самолёт с такой системой уже падал в Питтсбурге: из-за проблем с гидравликой руль отказал. Погибли все 137 пассажиров.
Также следователи установили, что у «Боинга» были разбалансированные двигатели. Один двигатель работал на 61%, второй — на 40%. Во время проверки оказалось, что командир экипажа налетал всего около трёх тысяч часов — это мало для командира, подчеркивается в фильме, — и две трети из них на Ту-134, а не на «Боинге-737».
Подробно о фильме National Geographic можно прочитать здесь.