Накануне Ростехнадзор вышел в суд, чтобы потребовать на три месяца приостановить работу шахты по добыче хромитовых руд в поселке Сараны на востоке Пермского края. В ведомстве заявили, что нахождение в шахте может быть опасным для жизни и здоровья сотрудников. До этого стало известно о нескольких несчастных случаях, произошедших в шахте «Рудная». Мы побывали в Саранах и попытались разобраться, что происходит на предприятии.
Что и зачем добывают в Саранах
Шахта «Рудная» входит в состав АО «Серовский завод ферросплавов» и расположена в поселке Сараны Горнозаводского округа. Там добывают хромитовые руды — они необходимы для работы металлургических предприятий. Сталь с добавлением хрома используют для изготовления оружия, броневых плит, несгораемых шкафов, а также корпусов кораблей и подводных лодок. Хром позволяет сделать металл менее подверженным коррозии и устойчивым к воздействию высоких температур.
По данным с официального сайта «Рудной», первые сведения о добыче хромитовых руд в Саранах относятся к 1889 году. Сарановское месторождения и несколько прилегающих к нему — одни из крупнейших и важнейших источников хромитовых руд в мире, сообщает «Википедия». Добычу в Саранах ведут открытым способом (в карьере) и подземным (через шахту).
Ростехнадзор заявил о 203 нарушениях безопасности на «Рудной»
21 июня Ростехнадзор по Пермскому краю сообщил о результатах проверки на шахте «Рудная». Ведомство заявило, что обнаружило на предприятии 203 нарушения обязательных требований промышленной безопасности:
— В металлических шкафах находятся баллоны с пропаном и кислородом, к которым присоединен редуктор с горелкой, отсутствует паспорт одного из устройств, нет двухсторонней связи и сигнализации между машинистом подъема и находящимися на крыше клети (так называют лифт, который используют для подъема и спуска шахтеров. — Прим. авт.) людьми, отсутствуют пожарный рукав, огнетушители. В одном из стволов нет ограждения, необходимого для безопасного проведения работ, и так далее.
В Ростехнадзоре считают, что нарушения создают угрозу жизни и здоровью работников шахты. Ведомство составило протокол об административном правонарушении и обратилось в суд с требованием приостановить работу «Рудной» на три месяца. Также в отношении предприятия и руководителей возбудили шесть административных дел.
Ранее работу «Рудной» уже частично приостанавливали из-за проблем с безопасностью. Тогда Ростехнадзор посчитал небезопасной дальнейшую разработку карьера.
Смерть бурильщика и компенсации для шахтеров
В СМИ сарановскую шахту часто упоминают в связи с судебными исками. Так, в 2018 году оставшийся инвалидом шахтер отсудил у компании 330 тысяч рублей компенсации. Как объясняли в службе судебных приставов, мужчина проработал в шахте 28 лет, из-за несовершенства горного оборудования, повышенного уровня шума, нерегулярного использования средств индивидуальной защиты и отсутствия контроля за их применением на пенсию он вышел с многочисленными профессиональными заболеваниями. В результате утратил трудоспособность и получил первую группу инвалидности.
В 2019 году погиб 37-летний бурильщик «Рудной».
— Бурильщик находился на рабочем месте, на одном из горизонтов шахты. В это время произошло отслоение и падение фрагментов породы на перекрытие, которое не выдержало нагрузку, — сообщили в пресс-службе СУ СКР по Пермскому краю вскоре после ЧП. — После этого произошло высыпание породы, вместе с которой в шахту с высоты 35 метров упал бурильщик. В результате падения и полученных телесных повреждений он погиб на месте.
Позднее стало известно, что порода упала вскоре после того, как в шахте взорвали аммонитовый заряд — это необходимый этап добычи руды.
— Накануне между мной и супругом состоялся разговор, так как супруг, придя с ночной смены, ругался. Я поняла, что его отправляют работать на 3-й подэтаж — в опасное место, где происходят обрушения (заколы), — рассказала на следствии вдова погибшего бурильщика Александра Котегова. — Я поняла, что он не хотел в этом месте работать, так как там опасно. Работают на уступах, рядом с большой высотой, и средства индивидуальной защиты (веревки) не выдаются. По данному поводу он разговаривал с руководством.
Как опасные условия работы бурильщика характеризовал и его отец.
— Сын работал в запретной зоне, так как машинисты скреперной лебедки Кудрявцев и Захаров производили взрывные работы. <...> Я считаю, они что-то скрывают, недоговаривают, — рассказывал бывший шахтер-взрывник Сергей Котегов, отец Александра Котегова. — <...> Газы и пыль от взрыва выходили через пустые дучки (горные выработки. — Прим. ред.), в том числе и через пятую дучку, где работал сын. И он просто не мог ничего видеть, работал вслепую. Полок (подвесная платформа в шахтном стволе. — Прим. ред.) <…> был в плохом состоянии, полуразрушенный, доски гнилые, на нем нельзя было производить буровые работы, так как была реальная опасность упасть вниз.
В результате Горнозаводский районный суд признал начальника и заместителя начальника подземного участка виновными в уголовном преступлении — нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По мнению суда, руководители самоустранились и не проводили производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не организовали и не проконтролировали работы, которые поручили бурильщику, не ограничили доступ в опасную зону взрыва, а рабочее место не отвечало требованиям безопасности и охраны труда. Кроме того, обнаружили проблемы с рабочей документацией и инструкциями для сотрудников.
В результате начальника участка и его заместителя приговорили к двум годам условного заключения. В общей сложности шахта выплатила семье погибшего сотрудника в виде компенсаций и помощи более двух миллионов.
«Все нарушения будут устранены в срок»
Ситуацию с безопасностью в сарановской шахте согласился прокомментировать генеральный директор Серовского ферросплавного завода (напомним, в его состав входит «Рудная») Валерий Фадеев. Он подтвердил, что Ростехнадзор во время проверки выявил на шахте ряд нарушений и выдал предписания, в которых установил срок для их устранения.
— Требования Ростехнадзора и предписания, которые составляют специалисты этой структуры после проверки, являются обязательными для выполнения любым промышленным предприятием или недропользователем, — сообщил 59.RU Фадеев. — <...> Теперь наше предприятие эти предписания будет выполнять, таково требования федерального закона, и никто с этим спорить не собирается.
По мнению гендиректора, все проблемы, которые обнаружил Ростехнадзор, не имеют критичного характера.
— Шахта — это работающее предприятие, соответственно, в работе имеющегося здесь оборудования в ходе эксплуатации возникли определенные недочеты, — объяснил Валерий Фадеев. — Как раз задача Ростехнадзора и состоит в том, чтобы их вовремя заметить, а задача собственника — вовремя устранить. У оборудования есть свойство ломаться, сбоить, выходить из строя, элементарно устаревать, плюс некоторые моменты нам достались в наследство от предыдущих собственников. Вот и возникли проблемы, на которые нам указали эксперты и которые мы исправим. Все нарушения будет устранять шахта, а Серовский ферросплавный завод, как юридическое лицо, проконтролирует, чтобы все замечания были устранены в установленный Ростехнадзором срок.
Заседание, где рассматривали иск Ростехнадзора о приостановке деятельности «Рудной», прошло 24 июня. Там представителям предприятия удалось доказать, что шахте следует продолжить работу, параллельно устраняя нарушения.
— Плюс на шахту наложены штрафные санкции, но главное, что Сарановская не остановлена и оставлена не будет, имеющиеся недочеты, замечания и предписания Ростехнадзора устраняются в процессе работы, — продолжил Фадеев. — В случае остановки «Рудной», в первую очередь, пострадал бы трудовой коллектив — люди, которые работают на шахте и стабильно в срок получающие зарплату. Во-вторых, не нужно забывать, что шахта — это районообразующее предприятие, на шахте есть ряд объектов, от которых напрямую зависит жизнедеятельность поселка, например, котельная или пожарная часть. Если остановить работу шахты, возникнут проблемы с жизнеобеспечением поселка.
Главный инженер утверждает — нарушения безопасности есть и со стороны работников
Главный инженер шахты Марат Фаттахутдинов (чтобы пообщаться с ним, другими сотрудниками и посмотреть, как выглядит «Рудная», мы приехали в Сараны) рассказал, что сейчас добычу хромитовой руды ведут на глубине 360 метров, но стволы пробиты еще на 120 метров глубже — месторождение перспективное, здесь осталось еще много неотработанных запасов.
Главный инженер утверждает — продукция шахты востребована металлургическими предприятиями, проблем со сбытом нет, зарплату платят вовремя — в среднем по 40 тысяч рублей, но у представителей некоторых специальностей она может быть 70 тысяч рублей и выше. На «Рудной» работают около 700 человек — это жители Саранов, Горнозаводска и поселков Горнозаводского округа и сотрудники, приехавшие на вахту из других городов.
— Как мы видим из опыта, компенсации в основном получают люди, которые отработали в шахте в советское и постсоветское время, утратили здоровье и обратились в суд, чтобы доказать, что предприятие в свое время не предоставило им какие-то условия, — комментирует судебные иски в адрес «Рудной» Марат Фаттахутдинов. — Допустим, спецодежду не выдавали или средства индивидуальной защиты. В основном это всё люди пожилого возраста. Когда они работали, велась не вся документация, поднять ее и доказать, что всё выдавали, сейчас сложно. Такие прецеденты существуют.
Марат Фаттахутдинов рассказал и о случае смерти 37-летнего бурильщика. По словам главного инженера, относительно мягкое, условное наказание, которое получили начальник и заместитель начальника участка, связано с тем, что нарушения безопасности были и со стороны погибшего работника.
— Там наложились факторы, — объясняет причины ЧП Фаттахутдинов. — Работник не обобрал закол, не убрал отслоившуюся горную массу. Придя на работу, каждый должен привести в порядок свое рабочее место. Мы постоянно проводим работу с сотрудниками, говорим об этом, после этого случая эту работу усилили. Кроме того, бурильщик работал не по наряду — находился не в том месте шахты, в котором должен был.
По словам Марата Фаттахутдинова, погибший бурильщик был опытным сотрудником, имел необходимое образование, но в целом сложности с поиском кадров для горнодобычи на окраине Пермского края есть. Кроме того, по мнению главного инженера, провоцировать несчастные случаи отчасти может самонадеянность шахтеров — некоторым из них кажется, что с их опытом они точно знают, как может повести себя порода в их месте работы, а как — нет. К сожалению, иногда эта логика дает сбои.
Также главный инженер рассказал о травме руки, которую получил один из рабочих в 2018 году, а потом взыскал компенсацию с предприятия.
— Человек залез в работающее оборудование, решил почистить конвейер. Руку затянуло. Хотя он прекрасно всё знал и понимал. И вообще залез в соседнее оборудование, которым должен был заниматься другой человек.
Главный инженер шахты говорит, что некоторое оборудование, которое используют на «Рудной», осталось еще со времен СССР, но всё оно пригодно к эксплуатации и прошло все проверки. По словам Фаттахутдинова, предприятие ведет работу по модернизации — например, не так давно установили новые механизмы для спуска и подъема людей и грузов.
Что говорят шахтеры
Попасть внутрь шахты 59.RU не удалось — время, в которое мы оказались в Саранах, было не совсем удобным, спуска клети на него запланировано не было. Но мы смогли поговорить с несколькими рабочими и узнать, считают ли они труд шахтера на «Рудной» опасным.
— Травмы бывают на любом предприятии. На мой взгляд, с безопасностью тут всё хорошо. Спускаться в шахту я не боюсь, — рассказал 59.RU один из заместителей начальника участка.
Другие сотрудники также утверждают, что ничего страшного в шахте в Саранах нет.
— Нет, у нас тут всё строго, никаких нарушений, — ответил на вопрос о нарушениях безопасности мастер Александр, который работает на «Рудной» три года. — Я сам бегаю по забоям, всё проверяю — где заколы, где что. Если что-то иногда и случается, то это из-за того, что горно-геологические условия плохие. Вообще-то тут за безопасностью следят. Всё хорошо, всё есть, средства индивидуальной защиты дают (показывает самоспасатель — устройство, которое помогает шахтерам дышать в случае задымления или загазованности. — Прим. ред.). Опасности нет. Бывают, конечно, случаи. Но это производственный или природный фактор — сдвиги пород, например. Это не предугадать заранее. Думаю, водители на дорогах больше гибнут, чем в шахтах. Я на разных предприятиях работал — тут всё примерно то же самое, ничего особенно опасного нет. Со мной и товарищами несчастных случаев не было. Максимум кто-то ногу подвернул.
Двое вахтовиков, которых мы встретили на улице в Саранах, также заявили — на «Рудной» ситуация с безопасностью в норме, ничего необычного, по сравнению с другими шахтами, тут нет.
— Нормально всё. Со мной и с коллегами не было несчастных случаев, — рассказал 59.RU Родион, который занимается выдачей добытой породы на поверхность. — О несчастном случае с бурильщиком я не знаю — недавно работаю. Такого, чтобы я шел по шахте и боялся за свою жизнь и здоровье, нет.
Ранее корреспонденты 59.RU уже бывали в Саранах. Тогда мы рассказали о ситуации с провалами в поселке и уваровитах — зеленых гранатах, которые находят в шахте.