Все новости
Все новости

На стройке Пермской галереи откопали бревенчатую дорогу, построенную в XVIII веке (ее придется убрать)

Это — часть Соликамского тракта. Дорогой соединяли заводы и города, а также Урал с Сибирью

Когда-то рабочие строили эту дорогу, а сейчас расчищают от более поздних слоев земли

Поделиться

Специалисты Камской археологической экспедиции нашли на месте строительства будущей галереи Соликамский тракт — бревенчатую дорогу, датируемую первой половиной XVIII века. Мы побывали на месте раскопок и показываем уникальную 300-летнюю находку.

Раскопки ведут рядом со старым заводским корпусом, построенным в готическом стиле. Домик не снесут, он войдет в будущий комплекс галереи

Раскопки ведут рядом со старым заводским корпусом, построенным в готическом стиле. Домик не снесут, он войдет в будущий комплекс галереи

Поделиться

Раскопки проходят вот в таком огромном теплом шатре, воздух здесь подогревают

Раскопки проходят вот в таком огромном теплом шатре, воздух здесь подогревают

Поделиться

Этим бревнам 300 лет. С ними позирует автор этого материала

Этим бревнам 300 лет. С ними позирует автор этого материала

Поделиться

Археологи уже находили фрагменты этой дороги, но они были небольшими и не давали общего представления о том, как она выглядела. На днях им удалось раскопать значительную часть старой деревянной дороги и понять ее конструкцию.

— Мы дошли до места, где смогли «поймать» Соликамский тракт во всю ширину, — рассказывает 59.RU научный сотрудник Камской археологической экспедиции Мария Мингалёва.

На месте стройки много рабочих археологической экспедиции

На месте стройки много рабочих археологической экспедиции

Поделиться

Ширина дороги около десятка метров, в центре она промята и засыпана землей

Ширина дороги около десятка метров, в центре она промята и засыпана землей

Поделиться

Так выглядит дорога вблизи

Так выглядит дорога вблизи

Поделиться

Найденная дорога полностью сложена из бревен. В центре — перекоп от поздних коммуникаций.

— Она соответствует требованиям строительства дорог XVIII века — шесть метров шириной, сливные канавы по сторонам — своеобразная ливневка того времени, которая была необходима, так как воды здесь было много, — говорит Мария Мингалёва. — Бревна клали в два ряда, верхний слой стелили на нижний поперечный.

«Туда везем!» Землю поднимают на большую гору

«Туда везем!» Землю поднимают на большую гору

Поделиться

Строительство Соликамского тракта сыграло значительную роль для Прикамья.

— До его строительства из Перми была только одна магистраль — по воде, — продолжает археолог. — Но Егошихинский завод нужно было связать с Мотовилихинским и южными заводами — Оханским, Юго-Камским, а также с северными — Соликамским, Висимским и Пыскорским. Эту дорогу сделали альтернативой водному пути и линии бичевника — дороги, по которой бурлаки таскали груз. Это была самая главная и самая первая государственная пермская магистраль, которая соединила заводы. На планах она была подписана как Большая столбовая дорога. Рабочие делали рядом пристрои, ангары. Дорога проходила через Егошихинский поселок, с которого началась история нашего города. У нас есть сведения, что когда-то на территории Завода Шпагина рабочие нашли чугунную табличку «Соликамский тракт».

Поделиться

Соликамский тракт стал частью Большого Сибирского тракта, что позволило соединить Прикамье с другими регионами. По данным историков, по нему доставляли депеши чердынским и соликамским воеводам, шли в кандалах каторжники — участники крестьянских восстаний, шведские солдаты, плененные во время Русско-Шведских войн. По нему в Сибирь ехали торговцы, доставляя на торговые рынки меха и соль-пермянку.

Поверхность нужно расчистить от земли

Поверхность нужно расчистить от земли

Поделиться

Сверху бревенчатый тракт был засыпан галькой и щепой — «дорожной одеждой» XIX века, как говорят археологи.

Древняя ливневка

Древняя ливневка

Поделиться

Поделиться

А вот и колодец

А вот и колодец

Поделиться

Поперечные срубы — часть конструкции дороги

Поперечные срубы — часть конструкции дороги

Поделиться

Специалисты Камской археологической экспедиции говорят, что рядом с дорогой — на месте исторической деревни Егошихи, нашли множество предметов быта.

— В основном это гончарная керамика, которой пользовались жители деревень, — говорит Мария. — Эта дорога проходила непосредственно через Егошиху. Фарфор и фаянс здесь были редки. Это признак городского населения, зажиточных семей.

Нас провела по участку Мария Мингалёва — научный сотрудник Камской археологической экспедиции

Нас провела по участку Мария Мингалёва — научный сотрудник Камской археологической экспедиции

Поделиться

На дороге находят много старых монет. Эта денежка, судя по дырочке, была пришита на народный женский костюм или была частью украшения

На дороге находят много старых монет. Эта денежка, судя по дырочке, была пришита на народный женский костюм или была частью украшения

Поделиться

Также на месте стройки нашли архитектурные фрагменты. В основном это срубные постройки, погреба, строение, похожее на избу. Также найдены индустриальные постройки, которые относятся уже к железнодорожным мастерским и паровозоремонтному заводу — к концу XIX века. На фото ниже — фундамент заводского цеха позднего времени, предположительно, относится к годам войны. Он врезан прямо в саму конструкцию деревянной дороги. Есть немало и промышленных находок, связанных с жизнью и работой завода.

На фото видно, что фундамент цеха стоит на бревенчатой дороге

На фото видно, что фундамент цеха стоит на бревенчатой дороге

Поделиться

— Из всех мест в городе это самое разнообразное в плане находок, потому что здесь есть и бытовые, и индустриальные вещи, а время охватывает период с XVIII до начала XX века, — утверждают археологи.

Круглый предмет — ручная граната, рядом часть кожаного предмета с надписью на идише

Круглый предмет — ручная граната, рядом часть кожаного предмета с надписью на идише

Поделиться

Среди находок — множество орудий труда, топоры. Слева лежит вентиль от станка

Среди находок — множество орудий труда, топоры. Слева лежит вентиль от станка

Поделиться

Фрагмент бревенчатого Соликамского тракта является уникальной находкой, считают археологи. Им хотелось бы сохранить его или хотя бы перенести в другое место — разобрать, чтобы потом специалисты могли бы воссоздать его в музейных условиях.

— Мы, конечно, возьмем спилы — образцы, но дорогу сегодня-завтра придется сорвать, чтобы не задерживать сроки подготовки к стройке, — сожалеют археологи.

Они обратились к руководству пермских музеев и губернатору. 22 марта на раскопки приехали экс-мэр Перми, зампред регионального правительства Дмитрий Самойлов, министр культуры Прикамья Алла Платонова, министр по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Ольга Андрианова, директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.

— Решили пока на этом месте остановить работы, — сообщила 59.RU археолог Мария Мингалёва. — В четверг будут решать, что делать с дорогой и как ее музеефицировать. Но на этом месте дорогу однозначно не оставят.

Археологи предполагают, что это был стеклорез

Археологи предполагают, что это был стеклорез

Поделиться

План территории, по которому работают археологи

План территории, по которому работают археологи

Поделиться

Археологические работы на территории будущей галереи продолжаются — участок за участком. Предположительно, они должны завершиться до конца марта. Как объяснили 59.RU в Минстрое Прикамья, сроки гибкие. Котлованы, которые раскрыли во время археологических раскопок, расширят и будут использовать под строительство нового здания. Одновременно на соседних участках специалисты делают замеры под другие части котлована стройки.

Ранее мы подробно рассказывали о находках, которые обнаружили археологи на месте стройки будущей галереи.

По теме

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter