Пермский фотограф Николай Чупин в своем архиве нашел уникальный кадр: более полувека назад на Октябрьской площади собрались более тысячи пионеров. В день столетнего юбилея пионерии Николай Сергеевич рассказал об истории снимка.
Николаю Чупину — 80 лет, три десятка из них он трудился в газете «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза». А карьеру фотографа начинал в «Молодой гвардии» — именно тогда и сделал этот кадр.
— На площади по случаю праздника собрались более тысячи пионеров — лучшие со всей области. Все в форме: белый верх, темный низ, красные галстуки, — вспоминает фотограф. — Это какая же дисциплина должна была быть, чтобы столько человек так ровно простояли такое долгое время?! Помню, что все говорили о какой-то капсуле времени и послании потомкам.
Николай Чупин тогда больше думал о постановке кадра и экспозиции, так что воспоминания о таких деталях уже стерлись. Если всё сходится, то это фото могло быть сделано именно 50 лет назад, 19 мая 1972 года. Тогда на Октябрьской площади собралось множество пионеров, которые вручили на хранение в Краеведческий музей капсулу времени с письмом — своеобразная эстафета поколений.
Перед ребятами выступали артисты и почетные гости, давали напутствия. Чтобы найти подходящий ракурс, Николаю Чупину пришлось забраться повыше и снимать из окна соседнего здания.
— Этот снимок сделан фотоаппаратом «Горизонт» на 120 градусов, посмотрите, какая панорама, какая резкость и качество, — обращает внимание Николай Чупин. — Тогда редко у кого были подобные фотоаппараты, а я как раз занимался крупноформатной съемкой. Сейчас у меня в коллекции — около 50 фотоаппаратов. Они, конечно, занимают много места, и их надо передать в музей, но для меня это ценные экспонаты: американские, китайские, есть даже французский. И, конечно же, несколько десятков российских: «Любитель», «Москва», «Зенит», «Зоркий», ФЭД, «Смена», «Вилия авто». Есть и редкие экземпляры.
Номер ко Дню пионерии уже был сверстан, и этот кадр оставался на негативах. Вспомнил фотограф о нем недавно, когда разбирал архивы.
Сам Николай Чупин, конечно же, был пионером и даже пионервожатым. В своей школе он вел кружки выпиливания, выжигания и авиамоделирования — делал с ребятами воздушных змеев сложной конструкции и запускал их на праздниках.
Фотографией увлекся уже после армии, в университете, на факультете общественных профессий. С первой отснятой пленки Николай отдал фото в газету.
— Для меня молодого это было, конечно, очень престижно, и работать фотографом, и получать гонорар. Звучит-то как — гонорар, — смеется Николай Сергеевич. — Пусть и 2–3 рубля за фотографию, но тоже в плюс было. Первый серьезный фоторепортаж у меня, кстати, тоже на ПНОСе был. Мне сказали, поезжай, там открыли новый газобензиновый завод. Ну, я сначала на трамвае, потом на попутках в лютый холод добрался. Кажется, это был год 1968-й или 1969-й. Большая удача, что получилось снять строившееся рядом химическое производство. Можно сказать, что застал самое начало.
Это была целая эпоха, когда люди увлеченно занимались фотографией, проявляли пленки в темных ванных комнатах.
— С высоты вообще получаются хорошие фотографии. Сейчас есть возможность всё делать с дронов, а тогда вот на подоконники забирался, на вертолетах несколько раз летал, но проще всего было снимать с кранов. Как-то мне выделили высотный кран, чтобы сделать фото нового комплекса «Пермнефтеоргсинтеза». Хотелось заснять именно панораму сверху. Специально для меня энергетики включили всю подсветку, чтобы я мог сделать уже в темноте красивый снимок.
Сейчас техника сильно изменилась, но Николай Чупин даже в свои 80 лет продолжает преподавать искусство фотографии.