Город истории В старой церкви поселка Орел в Прикамье есть уникальная фреска «Лев Толстой в аду». История и фото

В старой церкви поселка Орел в Прикамье есть уникальная фреска «Лев Толстой в аду». История и фото

Как выяснилось, на ее месте была более старая, но она рассыпалась на куски

На церковной фреске в поселке Орел среди грешников изображен Лев Толстой. Местные утверждают, что писатель — тот, кто закрывает рот рукой

В храме поселка Орел Березниковского округа есть необычная фреска, на которой изображен писатель Лев Толстой, идущий в ад. Мы съездили в поселок и узнали ее историю.

Поселок Орел расположен на правом берегу Камы и находится на острове, со всех сторон омываемом рекой. Поселок небольшой: по данным переписи 2021 года, здесь живет всего полторы тысячи человек. Центр поселка — старинная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, площадь с автобусной остановкой и дом, напоминающий старинные палаты и составлявший, по всей видимости, ансамбль с церковью. Сейчас здесь расположен магазинчик, в который то и дело забегают жители, а местные собаки дежурят у входа.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле была построена в 1735 году
За церковью — берег Камы с пришвартованными катерами

Изначально Орел был основан Григорием Аникеевичем Строгановым на противоположном, левом берегу. Тогда он носил название Орел-городок и представлял собой крепость с деревянным острогом и пушками. Коми-пермяки, составлявшие часть местного населения, называли ее «Кергедан», то есть «город в устье реки». Здесь же находились дворы бояр, храмы и посад. Городок служил опорным пунктом для освоения Западной Сибири, именно отсюда в XVI веке Ермак со своей дружиной выступил в поход за Урал. В XVII веке в Орле производили цветные поливные изразцы, которые использовали при украшении храмов Соликамска. В 1707 году из-за изменения русла реки поселок перенесли на правый берег Камы, где он сейчас и находится.

Впал в немилость

Заглядываем в орловскую церковь, внутри которой оказывается небольшое пространство с иконостасом, храмовыми иконами на стенах и уютными ковриками на полу при входе. Церковная служительница рассказывает, что церковь построили еще при Строгановых в 1735 году и назвали Похвалы Пресвятой Богородицы.

Внутри церкви — новый иконостас

Своды храма покрыты монументальными росписями. Часть из них, написанные темными красками, представляют сцену Страшного суда: мертвецов, восстающих из разверзшихся могил. Справа показана толпа, идущая на Суд.

Часть фрески Страшного суда с воскресшими мертвецами
Своды храма с росписями, слева — грешники и еретики, идущие в ад

— А Толстой здесь есть? — уточняем у сотрудницы храма.

— А как же! Вон он в рубашке, справа, — отвечает женщина. — Церковь от него отреклась, в немилость впал, а за что, не знаю, но критикуют его до сих пор.

Рассмотрим фрагмент ближе

Женщина объясняет, что это уже новый вариант росписи фрески. Старый фрагмент «Толстой в аду» сняли еще в советские годы и увезли в музей реставрировать, но он рассыпался.

— На кусочки, как мозаика, — уточняет служительница. — Но куда всё это делось потом, неизвестно.

Некоторые иконы и часть родного иконостаса из этой церкви сейчас хранится в Пермской галерее

Что произошло с фреской?

Чтобы узнать судьбу старой фрески, едем в Березниковский историко-художественный музей. В экспозиции представлена деревянная скульптура Сидящего Спасителя и иконы из того самого орловского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, но нас ведут в архив.

— Действительно, в церкви Орла была более древняя фреска «Лев Толстой в аду», — рассказывает 59.RU хранитель фондов Эллина Берган. — Ее фото есть в нашем архиве.

Краеведческий музей в Березниках находится в центре города

Точное имя художника, написавшего ее, неизвестно. Предположительно, это был художник Иконников из бывших крепостных, живший в селе Дедюхино.

В архиве музея на фреску заведено целое дело. Архивариус Любовь Чепцова достает документы.

Разглядываем документы вместе с хранителем Эллиной Берган

На фото видно, как выглядела старая фреска: под трубящим ангелом изображена толпа грешников, идущая на Страшный суд. Над ней возвышается фигура Льва Толстого и женщины. Как объяснили в музее, это местная учительница, почитательница писателя. Имя ее неизвестно.

А вот и фото той самой старой фрески Страшного суда с Толстым. Лев Николаевич и местная учительница изображены над толпой
Приблизим: Толстой и учительница — по центру выше других людей в толпе

Как пишет краевед Ольга Варнакова в музейном сборнике «Хранители исторической памяти», в 1941 году местные власти решили приспособить орловскую церковь под клуб. В связи с этим многие предметы передали в Усольский краеведческий музей. Когда встал вопрос о сохранении хотя бы части фрески, директор музея Г. Мельников обратился за помощью в Третьяковку. Из Москвы в Орел выслали реставратора Павла Юкина, который снял фреску. Оказалось, что она была написана масляными красками по штукатурке и была размером 200 на 140 сантиметров. Фреску перевезли в Усольский музей.

— Денег на реставрацию тогда не было, поэтому памятник пролежал в музее около 15 лет, — рассказывает Эллина Берган. — Условия в музее были плачевные, местность всё время топило. Когда в 1954 году коллекцию музея решили перевезти в Березниковский музей, оказалось, что фреска уже распалась на части и не подлежала реставрации.

В акте о списании экспонатов, поврежденных при перевозке из Усолья, называлась ее цена: «Л.Н. Толстой в аду» — изображение на фреске — 50 руб.».

В деле также хранятся письма Николая Серебренникова, заинтересовавшегося судьбой композиции в 1950-е годы. Он просил прислать ему ее фото и даже намеревался приехать, чтобы посмотреть. Но позже он сообщает, что у него не получается с поездкой.

Письмо Николая Серебренникова

Николай Николаевич Серебренников — собиратель и исследователь пермской деревянной скульптуры. Начинал работать в Ильинском как учитель. Пытался разыскать следы пропавших во время гражданской войны архивов и библиотек Строгановых. В 1921 году Серебренников организовал в Ильинском музей, собрав за пару лет более 7 тысяч экспонатов. Позже стал директором Пермской галереи.

Еще одно письмо Николая Серебренникова и обращение к директору Усольского музея с просьбой прислать фото фрески для центральной газеты «Безбожник»

«Верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего»

За что же досталось автору романа «Война и мир»? На православных сайтах говорится, что в 1901 году Святейший Синод принял определение, в котором был зафиксирован факт «отпадения» от церкви Льва Толстого. Документ был опубликован 24 февраля 1901 года в официальном журнале Синода «Церковные ведомости» и в газетах.

Текст «Определения Священного Синода», опубликованный в газете «Церковные ведомости» от 1901 года

В тексте объясняется, что писатель «...отвергает все таинства церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию». В документе говорилось о приземленно описанном Толстым таинстве Евхаристии.

Евхаристия — церковное таинство причащения, во время которого верующему дают вкусить хлеб и вино, символизирующее тело и кровь Христа, пожертвовавшего собой ради прощения грехов человечества.

Позже Толстой сам дал ответ, в котором признался, что отрекся от церкви. Его ответ был распечатан на копировальном аппарате и распространен.

На тему отношений Толстого и церкви было создано немало карикатур. Одна из них принадлежит немецко-американскому авангардисту Лионелю Фейнингеру и называется «Отлученный от церкви», 1901 год

«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, — это совершенно справедливо, — ответил Толстой. — Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему», — утверждает Толстой.

Толстой объяснил, почему отошел от церкви: он отвергал «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий».

«И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды, написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым». Но тут же писатель объясняет, что, несмотря на несогласие с церковным укладом, говорит о своей вере. «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём».

После отречения Синод рекомендовал церквям у входа изображать Льва Толстого в аду. Кроме орловской церкви, фреска на этот сюжет сохранилась и в храме села Тазово Курской области. По предположению, ее автор — мастер церковной живописи Андрюшин.

Фреска «Лев Толстой в аду» в храме Иконы Божией Матери Знамение, село Тазово Курской области

Ранее мы рассказывали о поселке Ильинский, куда можно отправиться в выходной день и увидеть расписанные церкви, уникальные экспозиции, бильярд Пушкина и многое другое.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем