Улица Милиционера Власова в Перми названа не в честь героя какой-либо войны, как многие думают. В апреле 1995 года Дмитрий Власов погиб от пули грабителя, которого пытался задержать во время ночного дежурства. Сержанту милиции был всего 21 год. У него остались жена и сын-младенец.
Как произошло это убийство и каким был Дмитрий Власов, 59.RU рассказали его вдова Татьяна и коллега Андрей Ильиных, участвовавший в том самом задержании.
Мальчик из Усть-Качки
Дмитрий Власов родился и вырос в Усть-Качке, здесь же окончил школу. Он был поздним и единственным ребенком старшей медсестры курорта. Из-за этого, кстати, провел в армии всего три месяца: когда выяснилось, что его мать уже на пенсии, а других помощников у нее нет, сына вернули со службы домой.
— На Диме, наверное, сказалось, что он воспитывался мамой: это был очень открытый, душевный, добрый человек, — говорит Татьяна Власова. — За три месяца в армии столько писем мне написал! Каждый день высылал одно или даже два. А потом всегда встречал меня с ночных смен. Специально ради этого приезжал.
С будущей женой Дмитрий познакомился на свадьбе друзей. Обоим тогда было по восемнадцать лет, Дима учился на оператора ЧПУ, Таня — на химика-лаборанта. Парень жил в общежитии, девушка — в комнате, доставшейся ей в наследство от бабушки.
В этой комнате молодожены и поселились после свадьбы (она состоялась через год после знакомства), здесь же родился их сын Артем — ребенок, о котором оба мечтали. С внуком помогали родители Татьяны и мать Дмитрия, которая часто приезжала из Усть-Качки.
— Мы с ней всегда были одной семьей, — рассказывает Татьяна. — В Артеме она души не чаяла. В последние годы перед смертью Любовь Ивановна заболела и забыла момент смерти сына — может быть, так даже лучше.
На работу в милицию
Устраиваться на работу в милицию Дмитрий Власов сначала и не думал. Но в 1990-е зарплату на заводе платили с перебоями, прокормить семью в таких условиях трудно. Поэтому молодой человек решился пойти в органы. Там больших заработков не было, но всё-таки платили стабильно. После стажировки Власова приняли в полк ППС — в роту Индустриального района, признанную одной из самых результативных в городе. Три четверти преступлений она раскрывала по горячим следам.
Нового сотрудника закрепили за более опытным — Андреем Ильиных. Мужчины быстро подружились, начали общаться семьями, ходить друг к другу в гости: как оказалось, они жили в домах по соседству. Когда Андрея назначили старшим группы немедленного реагирования, он попросил, чтобы в его экипаж включили Дмитрия.
— В то время в чем-то было проще: не было провокаций, все понимали, что милиционеры — это представители власти, требования которых надо выполнять, — говорит Андрей Ильиных. — Конечно, в начале девяностых была очень сложная криминальная обстановка, но на работу мы выходили с радостью.
Выстрел в ночь на Пасху
Дмитрий Власов не вернулся домой с дежурства в ночь на Пасху. Оно стартовало в восемь вечера 22 апреля и должно было закончиться двенадцать часов спустя.
— Где-то до часу или двух ночи народ еще ходил, а потом всё прекратилось, — рассказывает Андрей Ильиных. — В ходе патрулирования на перекрестке Декабристов и Карпинского мы заметили двух молодых людей с вещами. Погода была прохладная — около +5 градусов, а один из них нес в руках кожаную куртку. Причем шли они со стороны лога — от Крохалевки.
Такой маршрут был характерен для воров и грабителей: они отбирали вещи в Свердловском районе, а потом через лог уходили в Индустриальный. Троп много, милиционерам на машине не проехать — преступникам удавалось скрыться.
— Я как старший группы принял решение: «Давайте проверим». Мы развернулись, вышли из машины: «Молодые люди, приостановитесь, приготовьте документы к проверке». Они сразу бросились бежать, — вспоминает Андрей Ильиных. — Мы — за ними. Когда пересекли улицу Карпинского, они разделились. Мы тоже: Димка побежал за одним, я — за вторым.
Старший группы поймал своего «бегуна» возле дома № 1 по улице Декабристов и в это время услышал выстрел. Быстро осмотрев задержанного, Ильиных пристегнул его к металлическому заборчику и побежал на звуки стрельбы. Как назло, именно в эту ночь не работал фонарь у соседней пятиэтажки.
— Я Димку сначала не увидел. Но заметил, что у седьмого дома кто-то в подъезд заскакивает. Побежал за ним. На четвертом этаже догнал — не тот. Спрашиваю: «Зачем бежал?» — «Так стреляют же!» Я обратно — и обнаружил Димку, — делится Андрей Ильиных. — Тогда еще не все были обеспечены рациями, поэтому я добежал до нашей машины и по радиостанции связался с дежурной частью. Сказал, что нужны скорая и группа. Передал координаты и приметы стрелявшего.
Преступник смертельно ранил Дмитрия Власова из пистолета ТТ — в девяностые такого бесхозного оружия в стране было много.
— Я не понимаю, почему он стрелял, — признается экс-милиционер. — Видимо, человек просто почувствовал вкус крови, вкус убийства… Он прятался в нише под лоджией первого этажа. Димка мог просто мимо пробежать. Но тот выстрелил. Экспертиза потом показала, что он стрелял в спину снизу практически в упор. Пуля прошла через почку, печень, легкое и сердце. Дима умер на месте, это была практически мгновенная смерть. Когда я пытался нащупать у него пульс на шее, ничего уже не было.
Когда Дмитрий Власов рухнул на землю, преступник хотел забрать его пистолет. Но сержант, падая, расстрелял почти все патроны — вероятно, пытался попасть в напавшего, или так подействовало сокращение мышц после смертельного ранения. Запасной магазин лежал в кармане его служебной куртки. Убийцу оружие без патронов не заинтересовало, он бросил «Макаров» рядом и скрылся.
Страшная новость
Родные узнали о смерти милиционера утром 23 апреля. Татьяна с сыном тогда ночевали у свекрови в Усть-Качке, туда же после смены должен был приехать на автобусе Дмитрий.
— Артемка эту ночь очень плохо спал, всё время возился, кряхтел, хотя обычно спокойный был, — вспоминает Татьяна. — В девять утра позвонили в дверь, свекровь пошла открывать — и вдруг закричала, словно сумасшедшая. Она даже не услышала еще ничего, просто увидела людей в форме и поняла.
Потом Власовы узнали, что об убийстве Дмитрия к тому моменту уже говорили СМИ, но они пропустили эту страшную новость. Любовь Ивановна, которая в ожидании сына стряпала на кухне шаньги под звуки радио, услышала о его смерти только от утренних визитеров.
«Гастролер» из Читы
О сбежавшем подробно рассказал его задержанный напарник. Как оказалось, в милиционера стрелял Андрей Попов, «гастролер» из Читинской области. Позже выяснили, что только в Перми на его счету было больше сорока разбоев и грабежей, а также четыре убийства. Подельник Попова предположил, что он может скрываться у подруги: та жила на Чердынской. По этому адресу выехал наряд вневедомственной охраны и чуть-чуть опоздал.
— Когда подъезжали, он выбежал из подъезда. Сделали несколько выстрелов, но не достали — Попов ушел через забор. На Нагорном тогда было много строек, баз. Видимо, где-то в них он спрятался и отсиживался несколько часов, когда всё вокруг прочесывали, — рассказывает Андрей Ильиных.
Убийцу поймали в день похорон Дмитрия Власова. Поздним вечером Попова задержал сотрудник уголовного розыска — старший сын водителя экипажа ППС, в который входил погибший.
Суд назначил убийце милиционера Власова смертную казнь. Но вскоре после этого в России ввели мораторий на такой вид наказания, так что исполнить приговор не успели. Попова отправили в колонию «Белый лебедь», где он находится до сих пор.
В память о погибшем
Гибель молодого милиционера, который совсем немного не дожил до своего 22-летия, стала шоком для его коллег и многих других пермяков. Об этом случае много писали в газетах того времени, его обсуждали горожане при встречах. В декабре 1995 года вышел указ президента о награждении Дмитрия Власова орденом Мужества. Естественно, посмертно.
Чтобы о Власове не забыли, его фамилию предложили дать улице Моздокской, где Дмитрий жил с женой и сыном. Кто именно первым высказал эту идею, родные и близкие Власова уже не помнят. Но говорят, что ее очень активно продвигал начальник ОВД Индустриального района Юрий Михайлов. Экс-руководителю районного отдела удалось добиться своего: в ноябре 1997-го Моздокская превратилась в улицу Милиционера Власова.
О погибшем сержанте милиции также напоминает мемориальная плита во дворе дома № 3 по проспекту Декабристов — ее установили на месте, где преступник выстрелил в Дмитрия Власова и убил его. У этой плиты 23 апреля каждый год собираются бывшие сослуживцы Дмитрия и его семья, а затем вместе едут навестить его могилу в Усть-Качке. Традиция не прерывается почти тридцать лет.
Сын Дмитрия Власова Артем окончил юрфак ВШЭ, но в итоге ушел в другую сферу — сейчас работает в «ЭР-Телеком». Отца он знает только по рассказам и фотографиям, но, как говорит Татьяна Власова, сходство проглядывается не только во внешности, но и в поведении.
Ранее мы рассказывали об улицах Перми, названных в честь героев Великой Отечественной войны: в одну публикацию всё не вошло, поэтому была и вторая.