
Анна Каргапольцева помогает не собакам, не кошкам и не детям, а тем, от которых многие предпочитают держаться подальше. Подопечные Анны — женщины, которые отсидели за убийство. Для них она создала в Перми центр помощи «Нечужие». Недавно Анна стала героиней первой Народной премии 59.RU. Публикуем небольшой фильм о ней.
Центр помощи «Нечужие» открыла в 2021 году пермская общественница, в прошлом член трех созывов Общественной наблюдательной комиссии по правам осужденных Прикамья Анна Каргапольцева. В двухэтажном доме на окраине Перми (Суперфосфатная, 8) Анна принимает женщин, которые недавно освободились из колоний, где отбывали наказания за убийство тех, кто их мучил: мужей-абьюзеров, насильников, грабителей и так далее.
В «Нечужих» женщинам бесплатно предоставляют помощь психолога, юриста, правозащитника, помогают восстановить утерянные документы, найти работу и жилье, восстановиться в родительских правах — в общем, вернуться к нормальной жизни.
— Я помогаю женщинам, которые совершили преступления, защищая себя или своих детей, — говорит Анна Каргапольцева. — <...> Это женщины, которые в принципе пострадали от мужчин. Девушку изнасиловал мужик посторонний в доме, а она его задушила. Доказали факт изнасилования, но он-то уже мертв. Девушка получила восемь лет. Примерно процентов сорок женщин, отбывающих наказание за убийство, совершили его в ситуации насилия.

Анна говорит, что попасть к ней в центр может не любая женщина — она берется работать с теми, кому, как ей кажется, это правда сможет помочь.
— Я даю шанс тем, в которых вижу перспективу, а я не во всех ее вижу. Когда человек убивает другого человека, он что-то переступает в себе, в своей личности. Девочки, неважно по какому поводу они убили, они всегда смогут это сделать снова, — считает общественница.
Иногда Анне приходится учить подопечных очень простым вещам — тому, как пользоваться микроволновкой, стиральной машиной, посудомоечной машиной. А еще общественница ходит с женщинами театр.

— [Когда] они освобождаются, они желто-коричневые и мрак на лице — вот этот зоновский мрак, этот запах колонии. И потом, через три месяца выпрямляется осанка, у нее начинают блестеть волосы, у нее становится светлая кожа. Она начинает улыбаться, потому что она нравится себе в зеркале. Она купила новое платье, она уже ничего не стесняется и не боится, она всем его покажет, — рассказывает Анна.
Помощь бывшим заключенным для Анны Каргапольцевой очень личное дело — ее бабушка родилась в колонии-поселении и много рассказывала о жизни там, в том числе о том, что «среди всех людей есть достойные».

— «Нечужие» — это значит, каждый может оказаться на их месте, — объясняет Анна смысл названия своего центра.
— Хоть мы там и плохие какие-то, но всё равно мы не чужие, — дополняет ее одна из подопечных.
Ранее мы рассказали о первом в России педагоге с синдромом Дауна и школьнице, которая придумала устройство для помощи людям с диабетом.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.