Благодаря современным системам безопасности деньги в банках защищены, подобно Кощеевой смерти. Однако главный ключ к любому счету — это его владелец. Как понять, что собеседник на другом конце провода или по ту сторону чата хочет забрать ваши деньги? Мы собрали разговорные и письменные сигналы, по которым можно распознать преступника. Бонусом — метод, как взять себя в руки прямо во время «развода».
Такого не услышать от настоящего сотрудника банка
В целом обстоятельства, когда злоумышленники получают доступ к чужим деньгам, можно разделить на две группы. Первая — когда жертва пренебрегала правилами безопасности и вовремя не среагировала: потеря банковской карты, телефона или сим-карты, хранение паролей на виду у других. Во втором случае деньги забирают обманом, узнавая нужную информацию во время звонка или переписки. Преступник может выдать себя по телефону такими словами и фразами:
«помогите поймать нечестного сотрудника» или «идут следственные действия, помогите задержать мошенников»;
«вас беспокоят из центрального банка, ваш счет скомпрометирован»;
«вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка»;
«на вас оформлена заявка на кредит» (при этом вы ее точно не подавали);
«ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»;
«истекает срок действия сим-карты»;
«давайте создадим защищенный/безопасный счет и отправим деньги туда»;
«скачайте приложение для безопасности»;
«продиктуйте код из СМС для отмены операции»;
«вам положена выплата/компенсация, но, чтобы её получить, следует заплатить комиссию».
Как распознать преступника по разговору
Мошенники могут использовать различные речевые приемы и техники, чтобы манипулировать собеседником. Некоторые назвал специалист по технике речи Игорь Кузнецов.
— Уверенность в голосе помогает злоумышленникам манипулировать жертвами, создавая впечатление авторитета и профессионализма. Как правило, тон голоса при этом спокойный и доброжелательный, — рассказывает эксперт. — Часто используется «эмоциональная манипуляция». Например, голос становится чуть более напряженным или эмоциональным, чтобы подстегнуть реакцию жертвы. На желание следовать «инструкции» и удержание внимания собеседника работает темп, паузы, динамика и акценты в речи.
По словам Игоря Кузнецова, преступники тщательно контролируют краткость, ясность и четкость речи. Они логично излагают мысли, начиная с основных пунктов и подчеркивая ключевые моменты. А еще мошенники могут формулировать свои утверждения так, чтобы они звучали как факты, а не предположения. Например, вместо: «Я думаю, что у вас может быть проблема», они скажут: «У вас есть проблема».
— Мошенники могут часто обращаться к жертве по имени, создавая ощущение личной связи и доверия, и периодически спрашивать, всё ли понятно. Это показывает их заинтересованность и помогает им контролировать разговор, — продолжает эксперт. — А еще преступники часто создают у жертвы ощущение поддержки, что они всегда на связи и готовы помочь. Мошенники могут даже шептать, чтобы создать впечатление доверительного разговора
Как действует банк, если с картой или счетом что-то не так
Как правило, если банк звонит клиенту, то он хочет продать собственные услуги и продукты, а не поинтересоваться кодом для проведения транзакции.
— Настоящий сотрудник банка никогда не спросит фамилию, имя, отчество, номер карты или другие личные данные — это у него и так есть, — рассказывает вице-президент ВТБ, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин. — Также работник не попросит код из СМС — мы и так понимаем, что конкретный смартфон находится в данный момент в руках конкретного человека. И, конечно, сотрудник не станет узнавать CVV-код.
Если появилось хоть малейшее подозрение о намерениях собеседника, лучше положить трубку и перезвонить в банк самому. Но только по телефону на оборотной стороне карты или на сайте банка. И тем более стоит насторожиться, когда звучат предложения о переводе средств: после списания их не вернуть. Поэтому СМС и интернет-форма от «сотрудника» банка могут лишь подтвердить второй платеж.
— При любых подозрениях на хищения мы рекомендуем клиентам моментально блокировать свою карту или учетную запись онлайн-банка, а также сразу сообщить в банк о проведенном платеже, — продолжает Дмитрий Ревякин. — Чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что преступник не успеет вывести или обналичить похищенные деньги.
А вот в каких случаях банк может сам ограничить обслуживание счёта или заблокировать карту клиента:
необычные транзакции;
многократные неудачные попытки ввода PIN-кода;
истечение срока действия карты;
задолженность по кредитной карте превысила установленный лимит;
потеря или кража карты;
нарушение условий договора об использовании карты;
технические проблемы или ошибки в системе банка.
Как не стать жертвой мошенника
По статистике банка ВТБ, более 90% хищений приходятся на схемы с использованием приемов социальной инженерии, когда злоумышленники используют психологические уловки и манипуляции. Поэтому главный способ сохранить свои деньги — быть постоянно начеку и не поддаваться давлению.
— Моему знакомому позвонили мошенники, и он оформил кредит в банке. Забрав наличные из кассы банка и увидев деньги у себя в руках, он решил приобрести автомобиль. Когда мошенники позвонили ему с предложением перевести деньги на безопасный счёт, он ответил, что уже спас свои деньги, купив машину, — рассказывает Дмитрий Ревякин. — Однако этот случай — исключение. Чаще клиенты переводят деньги преступникам или отдают их курьерам.
С развитием технологий мошеннические схемы становятся всё более сложными и изобретательными. Например, сейчас часто встречаются массовые рассылки в Telegram. А в ближайшем будущем вполне можно столкнуться с видеозвонками, сгенерированными нейросетью, и адаптированными под каждого человека фишинговыми атаками с уникальными сценариями.
Способ взять себя в руки в разговоре с преступником
Бдительность и финансовая грамотность — главные инструменты защиты не только клиентов, но и сотрудников банков. Тем не менее эксперты делятся лайфхаками, как взять себя в руки прямо во время «развода».
— Существует метод «последующего опроса». Представьте, что вам придется объяснять происходившее начальнику, жене или следователю. Что они спросят? Наверняка это будут вопросы вроде: «Кто это был?», «Откуда вы его знаете?», «Как вы общались?», «Куда вы дели деньги?» — делится методом Дмитрий Ревякин. — Надо на них ответить и задать себе еще два: на чём основана ваша уверенность в этих ответах и какие у вас есть материальные доказательства правдивости этой версии? Так удастся взять себя в руки и понять, как действовать.
Дополнительную защиту денег обеспечивают инструменты, которые предлагают банки. К примеру, в ВТБ Онлайн можно установить лимиты на операции, проверить посещаемость личного кабинета и заблокировать его при подозрении на мошенничество, поделиться подозрительной интернет-ссылкой или подключить определитель номера. А еще банк разработал программу страхования, которая защищает от самых распространённых сценариев мошенничества.