
Студентам рассказали, как на заводе можно строить успешную карьеру
«Пермские моторы» основали традицию делового завтрака студентов с главным инженером. Встреча с первых минут сломала шаблонные представления о скучных разговорах за столом и началась с показа высокотехнологичного производства и рассказа, почему сегодня меняются требования к новому поколению инженеров вместе со сменой поколения российских газотурбинных двигателей.
На пути в центр напыления теплозащитных покрытий Вадим Хайрулин обратил внимание студентов, что сейчас они увидят уникальную для России установку по напылению в вакууме теплозащитных покрытий на лопатки турбин газотурбинных двигателей. Гостей встретил начальник центра Леонид Дема, который сразу же начал говорить на понятном инженерам языке о физике и химии проходящих здесь процессов, о последовательности операций, о системе контроля качества. Подробно он рассказал о том, как современные технологии справляются с важнейшей задачей — надежной защитой лопаток турбин двигателей ПД-8, ПД-14, ПД-35 от воздействия высоких температур.
Главный инженер Вадим Хайрулин объяснил студентам цель этой работы.
— Вместе с ростом производительности и КПД новых газотурбинных двигателей мы внедряем в производство новые технологии, которые позволяют улучшить их надежности и стабилизировать качество изготовления. Мы обязаны обеспечить каждому двигателю требуемый ресурс и гарантировать отсутствие технических неполадок для обеспечения безопасности полетов. Внедренные нами уникальные технологии позволили значительно повысить защитные свойства деталей при работе в высоких температурах. Это результат большой исследовательской работы, которую проводят инженеры и технологи отдела главного сварщика совместно с учеными Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов. А ближайшая задача — разработать новое высокотемпературное теплозащитное покрытие, которое позволит поднять рабочие температуры на 2000С относительно серийных покрытий, — сказал Вадим Хайрулин.
Шестнадцать студентов не просто внимательно слушали молодого руководителя. Ребят интересовали технические подробности состава и свойства материалов, внедрения аддитивных технологий, потому что семь из них — инженеры-технологи, в этом году они получат дипломы магистров Высшей школы авиационного двигателестроения и сейчас проходят на заводе стажировку. Еще девять выпускников Пермского Политеха летом получат дипломы бакалавров и магистров после окончания аэрокосмического, электротехнического и механико-технологического факультетов, а пока проходят практику в конструкторских и технологических отделах предприятия.

Главный инженер Вадим Хайрулин объяснил студентам суть современных технологий производства газотурбинных двигателей
Следующий пункт этого необычного маршрута — еще одна гордость завода, центр технологической компетенции «Длинные валы». Здесь изготавливают валы газотурбинных двигателей в интересах предприятий всей корпорации, и здесь тоже работает уникальное оборудование, полностью реализуя весь производственный цикл от получения заготовки до готового к сборке изделия.
— У нас масштабные производственные задачи, и сейчас пришло время значительно увеличить объем выпуска за счет внедрения новых технологий. Еще одно перспективное направление — роботизация. Но любой путь требует инженерной смекалки и отработки технологии. У каждого из вас есть возможность проявить себя, предложить самые смелые решения и увидеть, как они будут реализованы, — вдохновил будущих коллег Вадим Хайрулин.
В центре технологической компетенции «Длинные валы» главный инженер показал лучшие в мире станки и единственный в стране роботизированный комплекс, обеспечивающий высочайшую точность обработки и стабильность качества изготовления. В эту слаженную работу комплекса вложен большой труд инженеров, обладающих уже новыми уникальными знаниями.
Третьим пунктом стал цех сборки авиационных двигателей. Начальник цеха Александр Малий сумел заинтересовать рассказом о том, как слаженные процессы позволяют за короткие сроки собирать сложнейшие механизмы. Вадим Хайрулин, показывая сборку ПД-14, говорил о смене поколений газотурбинных двигателей и о том, что пятое поколение — это успешно внедренные конструкторские и технологические решения, которые когда-то были смелыми проектами, а их реализация стала смыслом жизни многих студентов, выбравших для себя специальность авиадвигателестроения.
Завтрак с неформальным общением в кабинете главного инженера «ОДК-Пермские моторы» был только четвертым пунктом этой встречи. Здесь директор по персоналу Михаил Ворошилов объяснил, как на заводе можно строить успешную карьеру, поделился личным опытом и рассказал о профессиональном росте молодых специалистов, которые за несколько лет стали руководителями конструкторских и производственных подразделений.
Директор по персоналу отметил: тех, кто выбирает «Пермские моторы», ждет не только напряженный труд и достойная зарплата, но и активная культурная и спортивная жизнь. Кроме того, на заводе реализованы программы социальной поддержки молодых специалистов.
Заключительной частью завтрака стал разговор на равных. Неудобных тем быть не может — об этом Вадим Хайрулин и Михаил Ворошилов заявили сразу и предложили спрашивать о чём угодно.
И ребята спрашивали. Об особенностях оплаты труда, о надбавках, о графике работы, о получении дополнительного образования и о том, как совмещать труд и учебу. Вадим Хайрулин во время этого разговора запланировал несколько встреч студентов с главными специалистами, чтобы как можно быстрее определить точки соприкосновения личных и производственных интересов и выбрать актуальную тему будущей научной работы.
— Мы заинтересованы в профессиональном росте и личностном развитии каждого работника и создаем условия для успешной реализации потенциала молодых специалистов — в научной и производственной деятельности, спорте и общественной жизни. Большой завод дает возможности для достижения самых амбициозных целей, — уверен Михаил Ворошилов.
— История во все времена давала моторостроителям сложные задачи. Но заложенные традиции пермской школы двигателестроения, успешно реализованные проекты, развитие серийного производства новых двигателей пятого поколения, создание двигателя-демонстратора технологий ПД-35 — лучшее подтверждение того, что АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-Пермские моторы» — одни из лидеров элитного клуба мирового двигателестроения, — отметил Вадим Хайрулин, вручая гостям памятные подарки.