Портал 59.ru продолжает ходить в гости к пермским художникам. В прошлой серии проекта мы рассказали о мастерской Юрия Лапшина, в которой он пишет свои абстрактные произведения. На этот раз мы отправились в иконописную мастерскую «Добро» при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре на Висимской, 4а.
Руководит мастерской иеродиакон Алипий (Кожухов). Появилась она в 90-х годах. Тогда иконописцев в Перми практически не было, и верующие решили возродить этот вид искусства. Сначала они работали в часовне Стефана Великопермского на углу Петропавловской и Компроса, а в 2000 году мастерская переехала в помещение при Свято-Троицком монастыре. Через пять лет в стенах монастыря открылось иконописное отделение Пермской духовной семинарии. «Добро» – это старейшая в Перми иконописная мастерская и почти все, кто пишет иконы в нашем городе, вышли из нее.
«Добро»
Сейчас иконописная мастерская «Добро» больше напоминает творческое объединение. Иеродиакон Алипий затрудняется сказать, сколько человек в него входит – около 20-25, включая столяров, резчиков по дереву, ювелиров, инженеров и дизайнеров. Среди иконописцев есть художники, которые служат в мастерской с момента ее основания, а есть и только закончившие иконописное отделение Пермской духовной семинарии. «Добро» включает левкасную и столярную мастерские, где изготавливают аналои (высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и книги), иконные доски, застекленные киоты (шкафчики для икон) и другие предметы церковного обихода.
В мастерской занимается около 20 студентов духовной семинарии, их обучают рисунку, живописи, реставрации икон. Помимо ремесла, студенты изучают общецерковные (догматическое богословие, церковно-славянский язык, общая история церкви, история РПЦ) и специальные дисциплины (история церковного искусства, византийское, древнерусское искусство, иконоведение, иконография). Чтобы писать иконы, мало быть хорошим ремесленником. Чтобы правильно писать иконы, художнику нужно очень глубоко вникать в вопросы церковного искусства.
Некоторые приходят в мастерскую после окончания Пермского института культуры или Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Для тех, у кого уже есть художественное образование, преподаватели проводят отдельные уроки.
В мастерскую могут прийти даже те, кто вообще не умеет рисовать, здесь существует кружок иконописи для взрослых. В течение года преподаватели занимаются с желающими приобщиться к этому искусству, дают домашние задания. Никому не отказывают, даже если у человека нет способностей к рисованию.
Для детей 8-13 лет тоже существует иконописный кружок, цель которого — раскрыть способности и и приобщиться к иконописанию. Детям тоже рассказывают про иконы и учат простому рисунку.
Искусство изображения мира духовного
Стилистически мастерская «Добро» ориентируется на московскую школу иконописи XIV–XV веков, представленную такими иконописцами как Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек. Также иконописцы ориентируются на Древнюю Византию, Балканские страны, стараясь в точности следовать канонам.
Иеродиакон Алипий отмечает: иконопись называют искусством традиций. Она является частью Священного Предания и подчинена строгим канонам.
– Некоторые считают, что это скучно и ограничивает творческую свободу человека, – рассказал 59.ru иеродиакон Алипий. – Это утверждение весьма спорно, так думать может только человек, поверхностно знакомый с иконописанием. Неискушенному глазу все иконы кажутся похожими. Но на самом деле в рамках канона свобода иконописца огромная. Например, сейчас появляются иконы святых новомучеников, которых не изображали раньше. Такие иконы пишутся по фотографиям.
Кстати, иконопись – это вид церковного служения. Иконописцы — не просто художники, это люди, которые хотят поставить свой талант на служение Богу. Они активно принимают участие в церковной жизни, изучают Евангелие, соблюдают посты.
– Искусство сейчас секуляризировалось, – говорит иеродиакон Алипий. – Сегодня искусство существует ради искусства, но так было не всегда. Все искусство вышло из храма, раньше оно служило высшей цели. В древности люди пытались поставить на службу высшим материям свои чувства и дарования.
Богословие в образах и красках
В создании иконы принимают участие несколько человек. Первый из них – столяр, который изготавливает иконную доску. Канонически икона должна быть написана на твердом предмете (дерево или камень) — потому что изображаются на нём Вечные и Божественные вещи. Углубление на доске называется «ковчегом», а обрамление «поле». «Ковчег» – это хранитель святыни, именно в этой части иконы будет изображение святого, а поля символизируют земной мир.
Следующий человек, который принимает участие в изготовлении иконы – левкащик. Левкас – это особый грунт, который состоит из мела и клея. Для того, чтобы икона не потрескалась, на деревянную основу наклеивается ткань – «паволока», а потом доску грунтуют.
Следующий, кто может быть причастным к созданию иконы – это золотильщик. Фон на иконе символически означает божественный неприступный свет, поэтому его часто покрывают сусальным золотом. Не всегда иконы золотятся, но значение фона остается прежним. Листовое сусальное золото накладывается определенным образом, в больших мастерских этим занимается отдельный человек, но это может сделать и сам иконописец.
Потом иконописец наносит изображение. Он ничего не придумывает сам, а берет образец из альбомов, книг, посвященных иконописи. Или интернета. Иконописец изготавливает краску сам непосредственно перед тем, как начать писать — в церкви это называется «творить краску». Когда мастерская «Добро» только появилась, иконописцы покупали у геологов минералы, сами дробили и изготавливали из них пигмент. Сейчас минеральные пигменты заказывают из Москвы. Связующее вещество – яичный желток. Его смешивают с вином или уксусом, чтобы дольше хранился. Потом в него добавляют пигмент, перетирают и получается краска.
Первый этап живописной работы – «роскрышь» – прокладка основных тонов. Потом на лик накладывают «движки» – светлые пятна и точки. Фигура святого будто пронизывается светом. В конце, когда изображение готово, на иконе делают надпись с именем святого. При надписании икона как бы соединяется со своим прообразом и обретает божественные свойства. Поэтому, перед тем, как надписать, ее обязательно показывают руководителю мастерской или священнику. Если икона написана правильно и по канону, надпись делают и предмет становится святым. Потом икону покрывают олифой на основе растительных масел. Со временем олифа темнеет, поэтому старые иконы называют «черными досками». После того, как икона готова, ее уносят в храм и освящают. Те иконы, которые были написаны не по канонам, не воцерквляют.
Мастерская «Добро» проводила уже две крупные выставки – «Современная икона» в Доме Художника и «Нежная кисть» в Центральном выставочном зале. По словам иеродиакона Алипия, собрать иконы на выставку бывает очень непросто, ведь их очень быстро забирает заказчик. Продавать иконы нельзя, церковь отдает их в дар, а взамен получает пожертвования.
В «Добро» приносят на реставрацию старые иконы. Задача мастера – понять технику и манеру письма того художника, который писал икону, и восстановить первозданный вид, не добавляя ничего от себя. Зачастую реставраторы имеют дело с памятниками национального значения.
Иконы
Большинство икон, которые находятся в Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре, созданы в мастерской «Добро».
Здесь находится уникальная икона «Всех святых в земле Пермской просиявших». На ней изображено больше ста человек, начиная с древних пермских святых (Святитель Стефан Великопермский, святые Герасим, Питирим и Иона, Трифон Вятский) и до новомучеников (Андроник Пермский, Феофан Соликамский, Яков Шестаков, и многие другие), которые были убиты и расстреляны во времена советской власти. Святые изображены на фоне храмов, в которых они служили: Чердынского, Соликамского, Кунгурского, Красноуфимского, Пермского, Осинского, Оханского уездов. Работа над этой иконой заняла у иконописца Екатерины Патокиной около года. Она составляла иконописные образы по сохранившимся прижизненным фотографиям и по словесным описаниям, которые сохранились в текстах допросов или в свидетельствах очевидцев. В центре иконы изображен Спасо-Преображенский кафедральный собор, в котором сейчас находится здание Пермской художественной галереи.
Еще одна уникальная икона – «Преподобный Трифон Вятский Чудотворец», ее написала пермская иконописец Елена Иванова. Изображение святого обрамляют житийные клейма (сюжеты из его жития). По традиции эти изображения копируют с уже воцерквленных житийных икон. Мощи святого находятся в Кирове, поэтому иконописцы обратились в Вятскую епархию. Оказалось, что житийной иконы Трифона Вятского еще никто не написал. Тогда пермский мастер создала клейма сама. Таким образом, следующие иконописцы будут ориентироваться на пермскую икону при написании сюжетов из жития Трифона Вятского.
Некоторые иконы в храме – дипломные работы студентов духовной семинарии. Как и любой дипломный проект, главное требование – это актуальность. Так, один из студентов изобразил популярных сегодня святых Петра и Февронию Муромских, которым молятся люди, желающие создать семью. В иконе находятся маленькие частицы мощей святых.