Десятиклассницы Елизавета Кротова и Наталья Минеева на чемпионате определяли жесткость воды
Десятиклассницы Елизавета Кротова и Наталья Минеева на чемпионате определяли жесткость воды

Четыре пермских школьника стали призерами всероссийского чемпионата JuniorSkills, где ребята показывают свои навыки в самых разных отраслях от кулинарии до программирования. Девушки из школы № 3 получили серебро в номинации «Лабораторный химический анализ». Со вторым местом в Пермь вернулись и мальчишки из школы № 42 и гимназии № 5. Они произвели на судей впечатление своим умением делать кровлю, подобную той, что украшает крыши зданий московского Кремля.

Чемпионат по JuniorSkills — это соревнования для школьников, где для победы нужны не только отличные теоретические знания, но и практические навыки. В ходе состязаний подростки от 10 до 17 лет показывают свое умение работать с программируемыми станками, производить электромонтажные работы, создавать модели разных устройств и предметов на 3D-принтере и так далее — номинаций около двадцати. По замыслу организаторов, подготовка к такому испытанию и выступление на нем помогают ученикам школ больше узнать о разных профессиях, выбрать для себя дело жизни и начать развиваться в нем.

В трех номинациях на федеральном этапе JuniorSkills Приволжский округ представляли ребята из Прикамья. Две команды стали серебряными призерами. 59.ru пообщался с ними и узнал, какие задания они выполняли.

Измерить жесткость воды помогает реагент
Измерить жесткость воды помогает реагент

В номинации «Лабораторный химический анализ выступали Елизавета Кротова и Наталья Минеева — десятиклассницы пермской школы № 3. Их готовила учитель химии Виктория Эсенбаева. Также долгое время девочки занимались на базе Пермского индустриального техникума, а еще проходили стажировку на предприятии «Протон-ПМ».

— На чемпионате нам нужно было провести один лабораторный анализ — определить жесткость водопроводной воды, — рассказали девушки. — Для этого в 100 миллилитров воды добавили специальный раствор, чтобы отрегулировать ее кислотность. Потом внесли в колбу реагент. После этого вода в наших емкостях стала фиолетовой. Чтобы завершить опыт, мы добавили в колбы еще один состав и смешали его с остальной жидкостью. Наливать нужно было до тех пор, пока вода не меняла цвет на синий. Количество потраченного состава мы должны были подставить в формулу и вычислить жесткость воды.

Он окрашивает воду в фиолетовый цвет
Он окрашивает воду в фиолетовый цвет

Специально для читателей 59.ru девушки показали, как они проводят такой анализ.

По словам девушек, такой способ определения жесткости очень часто используют на промышленных предприятиях, в том числе пермских.

— На многих производствах для изготовления продукции нужна вода с определенными свойствами, в том числе — жесткостью. Также в промышленности измеряют жесткость сбрасываемых в канализацию вод, — сообщили десятиклассницы.

После добавления еще одного состава вода стала синей — теперь можно рассчитывать жесткость
После добавления еще одного состава вода стала синей — теперь можно рассчитывать жесткость

В домашних условиях такому методу анализа тоже можно найти применение.

— В зависимости от жесткости воды нужно засыпать в стиральные и посудомоечные машины разное количество порошка или моющего средства. При желании и наличии реактивов мы можем рассчитать оптимальную дозировку, — говорят девушки.

Наталье Минеевой знания в химии и умение проводить лабораторные опыты помогут в дальнейшей жизни — девушка планирует поступать в медицинский вуз. Елизавета Кротова хочет связать свою жизнь с архитектурой, но не жалеет времени, потраченного на подготовку к JuniorSkills. Девушка призналась, что получает удовольствие от того, чем она занимается.

 

Семиклассник гимназии № 5 Лев Ратовский и восьмиклассник школы № 42 Максим Зверев стали вторыми в номинации «Кровельные работы». Оба готовились к соревнованиям в Пермском строительном колледже. Ребята повторили фальцевую кровлю московского Кремля.

Восьмиклассник Максим Зверев строит на листе металла чертеж будущей детали кровли
Восьмиклассник Максим Зверев строит на листе металла чертеж будущей детали кровли

— Фальцевая кровля выполняется из металла. Это очень трудная ручная работа. Чтобы сделать такую крышу, нужно взять лист металла и вырезать из него детали, а потом загнуть их на специальном станке так, чтобы они приняли форму ромба, — объяснил наставник подростков, педагог Пермского строительного колледжа Игорь Заякин. — Верхний угол ромба крепится к основанию крыши гвоздем или саморезом, а потом их «цепляют» друг за друга. При этом не используется никакой инструмент или клей — металл загибают таким образом, чтобы элементы держались друг за друга.

Школьники вырезают будущие детали фальцевой крыши
Школьники вырезают будущие детали фальцевой крыши

По словам преподавателя, чтобы справиться с такой работой, нужно отлично знать геометрию и иметь хорошие навыки в черчении.

— Готовых размеров деталей нет. То, каким будет каждый следующий ряд ромбов, ребята высчитывают исходя из того, каким был сделанный до этого, — рассказал Игорь Заякин.

Затем сгибают ее на специальном станке
Затем сгибают ее на специальном станке

Максим Зверев признался, что после обучения в колледже и участия в JuniorSkills он думает о том, чтобы стать строителем. А у Льва Ратовского другие планы.

— Меня больше интересует все, что связано с IT-сферой. Но умение делать крышу мне точно пригодится в жизни. Если придется чинить или делать кровлю на даче, я точно справлюсь, — говорит Лев.

Так выглядит готовая деталь
Так выглядит готовая деталь

Все четверо школьников из Перми, ставших серебряными призерами всероссийского чемпионата JuniorSkills, занимались не только в школах, но и в профессиональных учебных заведениях. В техникумах и колледжах заинтересованы в работе с учениками средних и старших классов — так они могут популяризировать свои специальности и подготовить для себя будущих студентов.

При помощи самореза Лев Ратовский крепит деталь к основанию, между собой элементы фальцевой кровли он соединил без использования инструментов
При помощи самореза Лев Ратовский крепит деталь к основанию, между собой элементы фальцевой кровли он соединил без использования инструментов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок работал с преподавателями ссузов, как и призеры JuniorSkills, вам нужно выбрать в справочнике те учебные учреждения, которые вас интересуют, связаться с ними и узнать, готовят ли они детей к чемпионатам, что нужно сделать, чтобы начать занятия. Часто школы и гимназии сотрудничают с колледжами и техникумами. Узнать, есть ли такие связи у школы вашего сына или дочери, можно у директора или завуча.