Мусорный полигон «Софроны» — ближайший к Перми. Он находится по дороге в Жебреи. Сюда свозят отходы почти со всего города, кроме Кировского района, и из пригорода. Мы прогулялись по полигону, узнали, как он работает, и сделали для вас большой фоторепортаж.
Полигон начал работу еще в 70-х годах прошлого века. Сейчас из 60 гектаров занята почти половина. Круглые сутки сюда приезжают машины, доверху груженные мусором. Экскурсию по полигону для нас устроил начальник Виктор Панфилов.
— Первый этап работы — это весовой контроль, — рассказывает Виктор Панфилов. — Процесс максимально автоматизирован. Машина заезжает на весы, и мы тут же можем увидеть результат. Все данные: время, вес, контрагент, фото машины — сразу фиксируются в компьютере и пересылаются в офис.
Так, например, приехал полный КАМАЗ. Он уже не первый раз на полигоне, и вес пустой машины зафиксирован в системе. Сейчас на табло 19 тонн, но вес груза около 9. Это вычисляется автоматически.
Точно знать, сколько весит мусор нужно и перевозчику, и полигону. Обе стороны получают деньги за тонну мусора. Первые — за то, что привезли, вторые — за то, что приняли.
Здесь же проводится дозиметрический контроль и визуальный осмотр мусора. На полигон возят только безопасные твердые коммунальные отходы. Поэтому здесь не должно быть покрышек, радиаторов, ртутных ламп и батареек. На этом этапе проверяют, что машина не загружена опасными отходами доверху. Более детальный разбор проводится уже на самом полигоне.
Здесь есть несколько участков, куда выгружают мусор. Каждый день они чередуются. Это площадки размером примерно 20 на 20 метров. Нам повезло, что недавно были морозы — пахнет здесь не так страшно, как мы боялись.
Машины вываливают мусор на участок, сотрудник полигона проверяет, чтобы здесь не было запрещенных фракций, например, покрышек. По участку круглые сутки катаются два бульдозера. Один обычный, а второй сверхтяжелый — его вес около 40 тонн. Они нужны, чтобы прессовать мусор. Параллельно он смешивается с опилками и землей для плотности.
Всего в арсенале полигона есть два мусороуплотнителя, три бульдозера и экскаваторы.
Машины приезжают сюда и ночью, а на бульдозерах установлены мощные прожекторы, чтобы можно было спокойно работать в темноте. В сутки на полигон приезжает по 300–400 машин.
На следующий день мусор повезут на соседний участок, а этот будут основательно разравнивать, уплотнять и опять пересыпать землей. Всё это делается для безопасности, чтобы на участке не было провалов.
Сейчас под слоем снега этого не увидеть, но на полигоне есть система отвода фильтрата и газов. Мусор гниет и выделяет газ, который по специальным трубам выводится на поверхность. Мусор киснет и выделяет жидкость, которая по специальным трубам выводится в резервуары-пруды. Летом этой же жидкостью проливают участки с мусором, чтобы он не загорелся.
— Сейчас готовится документация для мусоросортировочной линии, — рассказал начальник полигона. — Тогда мусор будут свозить не на эти участки, а на сортировку. Захораниваться будет только то, что невозможно переработать.
С начала года в Прикамье изменилась система работы с мусором. С января свозить бытовые отходы можно только на 13 полигонов в регионе. В марте количество активных полигонов увеличится еще на пять, и «Софроны» чуть разгрузятся от мусора, например, поселка «Звездный», который будут возить на местную свалку.
Мы уже рассказывали, что полигон в Чернушке переполнен, но до марта на него пока свозят отходы шести соседних районов. В следующем году его должны расширить, пообещали краевые власти жителям.
К сожалению, из действующих 13 полигонов весовой контроль есть лишь у четырех. Далеко не везде есть системы отвода газов и фильтрата. О работе полигонов, возчиков и регоператора «Теплоэнерго», который сейчас должен контролировать работу и тех, и других, мы рассказывали в большом материале.