Здоровье Сергей Метелев, гендиректор компании «СВАН»: «Пермяки получат электронные медкарты в следующем году»

Сергей Метелев, гендиректор компании «СВАН»: «Пермяки получат электронные медкарты в следующем году»

Пермский край считается одним из лидеров по внедрению информационных технологий в здравоохранение. Большинство знает об этом благодаря интернет-проекту «Электронная регистратура», с помощью которого почти всегда можно быстро записаться на прием к врачу. В скором времени к регистратуре добавится еще один пользовательский сервис – онлайн-доступ к электронной медицинской карте. О том, как работают информационные технологии в медицине и что нас ждет в ближайшем будущем, рассказывает гендиректор компании «СВАН» Сергей Метелев.

– Сергей Вячеславович, расскажите, какие электронные сервисы, помимо интернет-регистратуры, доступны в Пермском крае уже сегодня?

– Начнем с того, что есть пациент и есть врач, и многие процессы управления, которые реализуются с помощью информационных технологий, скрыты от пациента. Электронная регистратура понятна большинству: позвонил оператору или зашел на сайт и записался на прием. Дальше идет лечение. Пациент заведомо не является экспертом в этом вопросе, тем не менее, для него этот процесс очень важен. Поэтому задачи, которые сейчас решаются в рамках информатизации здравоохранения, как то: управление системой, ее автоматизация, сокращение трудоемкости работы врача – в конечном счете, завязаны на удобстве пациента и ведении его электронной медицинской карты.

– Расскажите подробнее, что такое электронная медицинская карта?

– Это электронный аналог классической истории болезни или амбулаторной карты. Уже сейчас все посещения врача, случаи госпитализации, вызовы скорой помощи, фиксируются в региональной информационно-аналитической медицинской системе, одним из блоков которой является «Электронная регистратура», в режиме реального времени. Эта информация является стержнем электронной медкарты. Кроме того, туда попадают все записи медицинского характера, которые возникают в процессе общения врача с больным. Иными словами, доктор может ничего не писать на бумажке, а формировать всю информацию медицинского характера в электронном виде. И это является стартовой точкой для запуска того или иного процесса дальнейшего лечения.

– В таком случае, почему на практике все выглядит иначе и медики по-прежнему заполняют бумажные карты?

– К сожалению, не все медицинские организации на сегодняшний день работают в онлайне. То есть, не все врачи заводят информацию о пациенте в электронном виде во время приема. В первую очередь это связано с техническим оснащением. Ведь для ведения полноценной электронной карты компьютер должен стоят на каждом рабочем месте: в регистратуре, в кабинете врача, в лаборатории, в процедурной и так далее. У нас далеко не все медицинские организации имеют такой уровень технического оснащения, хотя все они имеют доступ к краевой информационной системе, остается только установить компьютеры и подключиться.

Второе, это как всегда, организационные моменты. То есть, пока руководство не скажет, что это надо делать обязательно, все продолжают работать по старинке.

– Когда наступит отказ от бумажных носителей?

– Основной принцип работы меняется уже сейчас но, к сожалению, бумажные носители будут сохраняться еще довольно долго. Связано это с тем, что российская законодательная база, особенно в той ее части, которая касается верификации электронных данных, далека от совершенства. Любая проверка требует от медицинской организации бумажные документы. Показывать им электронные записи и доказывать, что они подтверждены электронно-цифровой подписью врача, бесполезно. В суде такие документы не являются доказательством. То есть, процесс обмена электронными документами между различными государственными ведомствами у нас еще не выстроен, поэтому бумажные носители пока сохраняются.

– Получается, административная работа доктора увеличивается в два раза?

– Отнюдь, на врачах это почти не отражается, никто не просит их заполнять одни и те же документы дважды: сначала в бумажном, а затем в электронном виде. Нет. Схема работы следующая: все данные о пациенте сразу же заносятся в компьютер. Система снабжена удобными инструментами, для того чтобы делать это быстро. Есть шаблоны документов всех типов, которые врач может настроить под себя, с автоматической подстановкой ключевых параметров в нужные поля. Затем эти документы распечатываются, подписываются и вклеиваются в классическую бумажную историю болезни.

– Тогда, что мешает переходу на электронный документооборот?

– Скажу так: электронный документооборот уже состоялся, это факт. Сейчас мы занимаемся только его доработками. На «пилотах» мы отрабатываем какие-то его нюансы, чтобы удобнее было работать на всех этапах лечения и врачу, и медсестре, и прочему персоналу. Сейчас у нас выделен ряд пилотных больниц, где уже сегодня 100% информации о пациенте заводится в электронном виде в режиме реального времени. Весь вопрос в том, с каким объемом информации можно работать таким образом. На сегодняшний день оснащенность медицинских организаций компьютерной техникой по краю составляет 70-80%. И это очень хороший показатель в сравнении с другими регионами. Когда этот показатель приблизится к 100% можно будет говорить о полном переходе на электронный документооборот.

– Вы говорите о том, что происходит внутри здравоохранения, а могут ли врачи обмениваться электронными документами с другими структурами, например, с Фондом ОМС или соцстрахования?

– Уже сейчас вся оплата медицинской помощи полностью завязана на электронном документообороте. То есть, наша медицинская информационная система напрямую общается с централизованной системой фонда ОМС. Данные обо всех случаях оказания медицинской помощи по программе ОМС на территории края автоматически попадают в фонд. На эти данные формируется электронный счет от каждой больницы, который направляется в страховую медицинскую организацию и является основанием для оплаты случаев оказанной медицинской помощи. Здесь стоит добавить, что все медицинские страховые организации тоже подключены к системе, но только со стороны фонда ОМС. Для понимания: с нашей стороны к ней подключены больницы и поликлиники, с их стороны подключены «страховщики».

Что касается других ведомств, проектов взаимодействия очень много. В частности по фонду социального страхования. На территории РФ был заявлен пилотный проект «электронного больничного листа». Предполагается, что все «больничные» будут централизованно накапливаться в системе. Затем они передаются в ФСС, а оттуда непосредственно работодателю. Последний сможет в любой момент зайти в систему и в режиме онлайн проверить информацию по больничному листу своего сотрудника. В конечном итоге планировался полный отказ от бумажных бланков, на которые сегодня тратится куча денег и времени. На данный момент мы ведем работу с ФСС, чтобы запустить в эксплуатацию электронный больничный лист. Потому что с нашей стороны, со стороны здравоохранения, к этому все готово. 100% больничных листов уже сегодня формируются в электронном виде. Больничные листы, кстати – это не единственный вид медицинских документов, который в регионе вводится в электронном виде повсеместно. В список можно добавить и электронные направления, когда врач направляет пациента либо на диагностические процедуры, либо в другую медицинскую организацию, льготные рецепты, которые присутствуют в системе в обязательном порядке.

Налаживаем взаимодействие с ЗАГСом. Им будет автоматически поступать информация о справках о рождении и смерти людей, выданных медицинскими организациями края с возможностью проверки подлинности документов. Возможно, аналогичную схему мы выстроим с ФСС.

– А когда пациенты получат доступ к своим электронным медкартам?

– Технически мы можем его открыть хоть сейчас. В скором времени у нас планируется масштабное обновление портала K-vrachu, которое сделает медкарту доступной для пользователей. Но здесь есть одна существенная проблема – это удостоверенный вход на сайт. Та регистрация, которая действует на портале сейчас – логин/пароль и подтверждение по электронной почте – не дает нам уверенности, что в систему входит именно тот человек, чьи данные указаны при регистрации. Любой человек может войти в систему под именем Иванова Ивана Ивановича, не являясь таковым, и если мы ему откроем доступ к чужой медкарте, это будет очень плохо. То есть, нам надо точно знать, что Иванов, который входит в систему, это действительно Иванов и никто другой.

Сейчас у нас идет активная работа с министерством информационного развития и связи Пермского края. Мы планируем в будущем предоставлять авторизованным пользователям портала госуслуг возможность доступа к расширенной информации, например, к той же электронной карте. Почему мы выбрали именно этот способ? Потому что система регистрации на Госуслугах устроена через обычную почту, по номеру СНИЛС. Это дает возможность удостовериться, что человек, который подал заявку на регистрацию и зашел на сайт, это одно и то же лицо.

– Как скоро этот проект будет реализован?

– Бета-версия обновленного портала запустится 1 января 2015 года. Сейчас заканчивается техническая и административная работа. Помимо доступа к свой электронной карте гражданин получит возможность контроля за тем, какие процедуры ему назначал доктор и какие он реально получил. Это позволит исключить возможности приписок в здравоохранении, усилит общественный контроль. Так же появится услуга прикрепления к поликлинике через портал. Но, еще раз повторюсь, все это станет возможным только тогда, когда пользователи станут доверенными.

– Чтобы стать доверенным пользователем, надо зарегистрироваться на Госуслугах?

– Необязательно, наша система поддерживает универсальную электронную карту, чтобы ей пользоваться, к компьютеру должен быть подключен картридер. Будут предусмотрены и другие способы доверенной авторизации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем