Когда Лизе было около 15 лет, о том, что она носит парик, не знали даже ее лучшие друзья. Спасала «натуральность» накладных волос. А вот до этого и с детства ее преследовали издевательства одноклассников — пришлось даже менять школу. Сейчас Лизе 22 год, и уже почти два года она ходит без парика, смирившись с алопецией — именно из-за этой болезни у девушки такая внешность — и полюбив себя. Тогда, уже учась в Москве, она открылась: в ответ на похвалу знакомых, думавших, что она рискнула и побрилась налысо, Лиза написала на своей стене во «ВКонтакте», что вот так она выглядит на самом деле и будет такой всегда.
«Они пытались снять с меня парик, пару раз это получалось»
Впервые у Лизы выпали волосы в четыре года, но она этого не помнит. Да и родители никогда об этом не рассказывали. В памяти отложился другой момент — когда волосы выпали во второй раз.
— Это было в конце первого класса. Я тогда просто сидела у телевизора. Рядом с ним стояло зеркало, и я увидела, что что-то не так, появилась какая-то штука. Я подошла к зеркалу, заметила маленькую лысинку около челки. Сперва в школе прикрывала ее чёлкой, но лысинка увеличивалась. Я спросила у мамы, что это может быть. Начали обращаться к врачам…
Семья Поповых обошла всех пермских специалистов, консультировались в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Везде медики ставили один и тот же диагноз — тотальная алопеция, то есть патологическое выпадение волос, приводящее к частичному или полному облысению. Причину, по словам Лизы, врачи назвать не могли. Всё это время «вернуть» волосы пыталась бабушка Лизы — натирала ее голову травами, перцем, водила в церковь. Родители решили купить парик. Кончались летние каникулы, Лиза готовилась ко второму классу. Парик нашёлся только ненатуральный. Для Лизы начался «настоящий ад», как она после писала в соцсетях.
— Тогда я училась в 94-й школе. Всякую фигню говорили с первого по пятый класс. Там вообще очень жестко было, каждый месяц кто-то пытался прилюдно снять с меня парик, пару раз это получалось. Дети бежали за мной до самого подъезда и кричали что-то. Я родителям рассказывала, а мне говорили: не плачь, не обращай внимания — не знали как еще помочь.
Анализируя то время, Лиза проводит параллель между конфликтом с одногодками и быками, которых будоражит красный цвет. По ее мнению, реакция животных также естественна, как реакция людей на что-то необычное, поэтому их нельзя осуждать за это
В пятый класс Лиза пошла уже в другую школу. Не из-за проблем в прошлой — девочка училась на отлично и, сдав экзамены после четвёртого класса, попросила маму перевести ее в хорошую школу, в «девятку». Отношение новых одноклассников удивило: издеваться над ней не стали.
«Я три недели спала в парике и никому не говорила»
В средней школе у Лизы появился парик из натуральных — маминых — волос, в нем она чувствовала себя намного комфортней, чем в прошлом. Придавало уверенности теперь ещё и то, что с «новыми волосами» она стала нравиться мальчикам. Лиза по-прежнему скрывала свою особенность — даже от лучшей подруги. А в лагере три недели спала в парике.
— Это тяжело, потому что голова постоянно потеет. Мылась тоже в парике — просто чуть-чуть мочила волосы, а потом быстро куталась в полотенце, пока никто не заметил.
Несмотря на комплексы, девушка никогда не обращалась к психологам — не чувствовала необходимости. А смотря в зеркало, думала, что не так уж ей и плохо без волос. Но выйти так в люди не могла — не хотела, чтобы о ее проблеме знали. Если на улице смеялись, Лиза всегда принимала это на свой счёт.
Переломный момент
«Открыться» Лиза решила уже будучи студенткой. Она училась на первом курсе в московском вузе, когда ее пригласили в качестве модели на съемку ювелирных украшений. По задумке она должна была быть в колпаке, но Лиза не могла его надеть — мешался парик.
— Я говорю: «Извините, я не могу». Но понимаю — если я сейчас не надену колпак, подведу большую группу. А если снять парик, под колпаком не будет видно, что волос нет. Сняла. Тогда все визажисты, дизайнеры, фотографы начали говорить: «О, какая ты красивая, зачем ты его носишь?» Для меня это было абсолютно неожиданной реакцией.
Принимая решение, Лиза спрашивала у тех, кто знал о болезни, что они думают о том, если она снимет парик. Некоторые советовали раскрыться перед близкими, но на улицу все же ходить в парике. У тех, кто не знал, Лиза спрашивала, как они оценят, если она побреется налысо. Реакция была положительной.
Летом 2017 года Лиза сняла парик. А через месяц написала пост о том, что она не побрилась — как и предполагалось, так подумали многие — и теперь всегда такой будет. Пост просмотрели 26 тысяч человек.
Сейчас Лиза говорит, что если бы волосы выросли, то она бы уже не знала, что с ними делать. Но по парику помнит «женские ритуалы»: хочешь чувствовать себя серьезнее — делаешь хвост, флиртуешь с парнем — поправляешь волосы.
«В Перми каждый провожает взглядом»
Сейчас Лиза работает оператором, снимает кино и поэтому много путешествует. Говорит, что, например, в Краснодаре, Казахстане, Армении и в Москве прохожие на неё вообще не реагируют. В Перми — другое дело.
— Здесь каждый провожает взглядом. А если вечером выйти из дома, то обязательно что-нибудь спросят, причем в нашей пермской манере — типа «э, че за фигня». Но такая реакция меня не огорчает, скорее, веселит. Это внимание больше напрягает моего парня.
Не просто принять новый Лизин образ было и ее семье — маме и бабушке. Когда девушка приезжает к ним в гости, бабушка просит ее ходить в парике, мама намекает на это, говорит Лиза. Но девушка это понимает, не обижается — «ведь они это делают из любви». Но признает: ради них бы отрастила волосы, если бы была такая возможность.
Лиза убеждена, что на любые выпады в ее сторону нужно реагировать позитивно: улыбнуться и рассказать, в чем дело. В таком случае любопытный прохожий обязательно пожелает удачи и не переведет разговор в негатив.
Однако до сих пор неловко от реакции детей. По мнению Лизы, это говорит о недостаточном воспитании.
На работе вопрос отсутствия волос встал только однажды. Тогда девушку позвали снимать концерт.
— Меня спросили, не могу ли я прийти на съемку в парике, — вспоминает Лиза. — Я сказала, что нет. Потом передо мной долго извинялись, сказали, что прочитали мою историю в посте. Уговаривали без парика прийти.
В ближайшее время Лиза поедет в Осетию — снимать документальное кино. В такие поездки ее зовут студенты ВГИКа с факультета режиссуры. Учеба в институте культуры и съемки занимают практически все время. А в свободное Лиза работает в качестве модели у профессиональных фотографов. Кстати, еще до того, как Лиза сняла парик, ее пригласили в московское модельное агентство Lumpen, с ним сотрудничают ребята с необычной внешностью. Есть в нем и те, кто так же столкнулся с алопецией.