Мы продолжаем серию материалов из рубрики «Как живется в…». Следующая наша героиня — Ася, переехавшая в Пермь из Москвы почти четыре года назад. Вместе с подругой она сняла квартиру в десятиэтажном кирпичном доме на Монастырской, 41. Из окна дома видно здание Спасо-Преображенского собора, салюты над Камой и зоопарк. Кстати, обитатели последнего периодически дают о себе знать: Ася слышит оттуда дикий львиный рев и ужасное «пение» павлинов. О плюсах и минусах жизни в историческом центре города девушка рассказала в этой колонке.
— Квартиру выбирала не я, а соседка, с которой я ее снимала. Ей было важно расположение, и она выбрала именно эту. Когда я заезжала, не очень себе представляла квартиру, видела только фотографии от арендодателя. Мне их пересылала подруга, чтобы посмотреть.
Я переезжала довольно спонтанно и даже не особо себе представляла, где находится Пермь. Я та самая странная москвичка, только путала Пермь не с Пензой, а с Тверью. Я думала, что Тверь — это где-то пару часов на электричке от Москвы.
Когда я сюда приехала, оказалось, что квартира классная, дом прикольный, и есть много своих занятных фишек. Сейчас мы уже с новой соседкой живем в трехкомнатной квартире, и нам удобно вместе. У каждой своя спальня, есть общая гостиная, в которой мы тусуемся и проводим время.
Странная слышимость
Дом кирпичный, и это здорово, потому что в нем толстые стены. Нам не холодно и не жарко, пока не включают отопление, потому что оно здесь какое-то усиленное. Но здесь странная слышимость. Я, например, не слышу соседку по квартире из ее комнаты, но отлично слышу соседей сверху и снизу, и проблема в том, что они отлично слышат нас. У них, судя по всему, немного другое расположение комнат. Там, где у нас гостиная, у них место, где они отдыхают, поэтому мы не шумим, чтобы не беспокоить соседей.
Как-то мы вызывали электрика, и он мне пояснил: подъезды дома строили две разные компании. Возможно, поэтому у нашего подъезда какие-то особенности. Не знаю, насколько это правдивая история.
Я практически не сталкивалась с соседями, но их видно во дворе. Это приятные ребята: пьяных воплей посреди ночи я здесь никогда не слышала.
«Каждую зиму во дворе наряжают ёлку»
Каждую зиму во дворе наряжают ёлку и устраивают небольшой праздник для детей, приглашают аниматоров. Я не знаю, чья это инициатива — управляющей компании или жильцов. Еще тут классная инфраструктура для детей: есть небольшая площадка с горкой, которую зимой заливают, и дети катаются на ледянках.
Все здорово, но рядом с этой красотой стоит бетонный забор, на котором раньше была колючая проволока. Сейчас за забором началась стройка. Она негромкая, но пыльная, и это не прикольно. Но стройка рано или поздно закончится, и здесь будет стоять что-то новое и модное.
Кстати, о модном. В какой-то момент на пермских дорогах начали появляться плиты с надписями, рассказывающими о зданиях, которые стоят или стояли на этом месте. Так я узнала, что раньше на месте моего дома стояла первая пермская электростанция.
С набережной слышно гитаристов
На какой-то из туристических карт я видела, что мой дом находится в историческом центре. Это меня очень радует, потому что я всегда хотела жить в центре и у реки. Моя мечта сбылась в Перми! Я могу гулять по набережной в любой момент, когда захочу. Например, могу выйти в ближайшую аптеку на Комсомольском проспекте, 1 и увижу реку. Это дико круто!
В Перми очень живая набережная, особенно летом, когда там тусуются люди. Например, собираются байкеры и кальянщики, которые стоят вдоль набережной, — это очень живо и прикольно. И еще там иногда собираются люди с гитарами, которых я слышу из окна. Мне это не мешает, потому что у меня нет детей, которых может разбудить громкая музыка. Мне наоборот в кайф, потому что я слышу, как живет город.
«Выходишь из дома и видишь начало зеленой и красной линий»
А теперь моя любимая часть и фишка, которой я радую всех своих приезжих гостей. Ты выходишь из дома и видишь начало зеленой и красной линий, которые, к сожалению, как я у вас читала, скоро перестанут обновлять (это очень печально!). Но по этим линиям я могу отправлять гулять всех гостей: идешь по линии и смотришь весь центр!
Слышно, как рычат львы и кричат павлины
Мои окна выходят на зоопарк, и есть несколько ребят, которых я оттуда слышу. Во-первых, раньше я слышала львицу. Мне соседка говорит: «Слушай, у нас кто-то из зоопарка орет, я не сошла с ума». Через несколько месяцев, ближе к весне, я начала слышать странные звуки рева. Зимой я его не слышала, потому что львица, видимо, сидела в вольере. Обычно она ревела часов в семь-восемь, иногда днем и до глубокой ночи. Первое время мы думали, что это медведь, и загуглили, как ревут бурые и белые медведи. Звук был не особо похож, но мы решили, что это белый медведь. Думали: «Прикольно, на гербе Перми медведь, под окном орёт медведь: здорово, мы переехали!».
Потом я спросила у сотрудников зоопарка, кто это рычит. Мне ответили, что это львы. Позже я зашла в сам зоопарк и увидела такую картину: два льва (тогда их было два) лежат друг с другом, как два ленивых кота, а львица ходит рядом и рыком переговаривается с каким-то пятнистым животным по соседству. В какой-то момент она садится на попу, как кошка, и начинает просто тупо орать в пустоту. И именно этот рев я периодически слышала по вечерам, причем слышала очень хорошо. Это довольно забавно: когда ты приезжаешь в Пермь, последнее, что ты ожидаешь услышать из окна, — это львицу.
Львица — это, конечно, самый сок. Когда ко мне приезжали гости из Москвы, они спрашивали: «А налички много снимать? Карты нормально принимают?». Я отвечала: «Пермь — это город миллионник!». А потом люди приходили ко мне в квартиру и говорили: «Слушай, у вас тут нормально». Затем начинались какие-то вопли из окна. Я говорила: «А, это львица орет, у нас так нормально».
Вторые ребята, которых я часто слышу, — это павлины. А павлины, если вы не знаете, орут чудовищно. Одна из моих индийских подруг, с которой я здесь познакомилась, рассказывала мне легенду про павлинов. Они красивые, но с ногами им не повезло, поэтому они орут каждый раз, когда опускают взгляд на ноги.
Павлины начинают абсолютно чудовищно орать весной и летом, когда их переселяют в летние вольеры. Это ужасный птичий крик, но меня это прикалывает. Все-таки павлин — это не тот, кого ты ожидаешь услышать в Перми. В четыре-пять утра, если я рано встаю или, что чаще, долго засиживаюсь, это как будильник, потому что они работают как по часам. Кстати, летом павлинов видно по пути на набережную: идешь по дороге и смотришь на крутых птиц, сидящих за стеклом.
Моя самая любимая история про звуки случилась, когда я только сюда переехала. Я не знала, что здесь довольно жёсткая вода. Друзья мне тогда сказали, что в Перми надо пить воду из фильтра, заказывать ее или ходить к автомату. В первый раз я пошла к автомату не со стороны, где он у нас стоит, а со стороны Монастырской. Я иду с пустыми бутылками, темно, снег, ветер… И в этот момент из зоопарка раздается какой-то вой. Не знаю, кто это был, но мне хочется верить, что волк: это было бы совсем органично! Я думаю: «Господи, куда я переехала и зачем?».
«Слышу пьяное исполнение хитов российской эстрады»
Кроме зоопарка, я слышу людей, которые гуляют в кабаках на Советской. Для меня это не сильный минус, потому что мои окна выходят во двор. Обычно загулявшие люди, которые тусили где-то на Советской, часто проходят через гаражи в сторону Монастырской. Периодически посреди ночи, если мы с соседкой сидим в гостиной, я слышу пьяное исполнение хитов российской эстрады, некоторые конфликты или, наоборот, признания в сильных чувствах. Зимой этого меньше, а летом обостряется. Я к этому отношусь с юмором, потому что внезапно мне бесплатно показывают телешоу. Наверное, людям с детьми от этого очень некомфортно. Еще я отлично слышу, как люди гоняют на тачках и мотоциклах по Компросу: он длинный, и по нему легко разогнаться в ночи.
Еще из плюсов жизни в историческом центре: раньше очень хорошо чистили снег под зеленой и красной линиями. Когда я выходила из дома, всегда было максимально чисто. Еще было круто, когда у меня под окном были и галерея, и зоопарк, и выставочный зал сбоку. Переехав, я захотела посмотреть центр, и сделала это за два часа, просто прогулявшись.
Сейчас со стороны здания Спасо-Преображенского собора иногда слышно звук, как перед боем курантов. Он нечастый, и я не могу понять периодичность, но в последнее время его давно не было. При этом колоколов я не слышу.
Из окна можно увидеть салют над Камой. В День города я просто садилась на подоконник и наслаждалась зрелищем без толкотни на набережной.
Еще из плюсов — здесь недалеко общежитие иностранных студентов, и рядом с автоматом с водой я познакомилась с девчонками из Индии. Теперь мы общаемся, они скоро уже выпускаются. Занятно, что я слушаю павлинов, львов и общаюсь со студентами из Индии — и это Пермь.
Ранее мы рассказывали, как живется в семиэтажной сталинке с гербом Перми у сквера Дзержинского.