В Перми продолжается судебный процесс по делу о трагедии в гостинице «Карамель». Отель работал в подвале жилого дома на Советской армии, 21, ночью 20 января туда затек кипяток из прорвавшегося неподалеку магистрального трубопровода. Погибли пять человек — четверо взрослых и четырехлетняя девочка. Они не смогли выбраться из гостиницы, в том числе потому что аварийный выход был заперт. Владельца мини-отеля Сергея Щербакова уже признали виновным по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и приговорили к пяти годам колонии общего режима. Сейчас на скамье подсудимых еще трое фигурантов: замначальника службы эксплуатации группы эксплуатации № 2 обособленного структурного подразделения «Пермская» «Пермской сетевой компании» (ПСК) Сергей Агеев, бывший главный инженер управляющей компании «Профи-Дом» Вячеслав Хильков и инспектор Госпожнадзора по Индустриальному району Разиф Исмакаев.
22 апреля в Индустриальном суде Перми опросили свидетелей уголовного дела, в частности, сотрудников ПСК. Также огласили иски потерпевших.
В «Карамели» погибла 44-летняя Наталья Шац и ее маленькая дочь, ночевавшие там перед приемом у врача, отель выбрали из-за близости к больнице. В суде огласили сумму иска сына погибшей Дмитрия Бронникова — 80 миллионов рублей. В объявлении, по которому он бронировал номер для матери и сестры, отмечает Дмитрий, не было информации, что гостиница размещена в подвале дома и не имеет окон.
После на допрос вызвали бывшего технического директора и главного инженера ОСП «Пермская» ПСК Вячеслава Ермакова.
— На тот период ответственность за участок, где произошел прорыв, нес Сергей Агеев, — сообщил свидетель. — Об этом выходил соответствующий приказ. В зону ответственности входит именно эксплуатация и обслуживание сети. Срок службы этого трубопровода был 25 лет. Обход этих сетей осуществляется еженедельно согласно графику осмотра. В 2019 году для обследования трубопровода была приглашена экспертная организация из Екатеринбурга — «Уральский центр промышленной безопасности». Было выявлено шесть дефектов об отсутствии изоляции и покраски.
По словам свидетеля, после проверки срок эксплуатации продлили до ноября 2021 года.
— Владелец гостиницы четырежды выигрывал у ПСК суды о затоплении помещения подвала. Когда я спустился туда, увидел там насосы. По сути, вместо ремонта коммуникаций там занимались таким бизнесом: после каждого затопления подавали иски, — высказал свое мнение Вячеслав Ермаков.
Свидетель подтвердил, что причиной затопления стала незагерметизированная гильза трубы холодного водоснабжения, которая проходила в одном канале с 4 трубами отопления. Гособвинитель уточнила, является ли нормой расположении трубы ХВС в лотке с трубами отопления.
— Каналы с проходящими в лотке трубами ХВС и отопления у нас до сих пор встречаются, — ответил свидетель. — Авария, точнее прорыв, произошел в непроходном канале сети. Собой он представляет узкую камеру меньше половины человеческого роста: в высоту всего 80 сантиметров. Эти участки при проверке освещают фонарем, прослушивают приборами.
Подсудимый, бывший главный инженер УК «Профи-Дом» Вячеслав Хильков, в суде озвучил, что порыв произошел еще 18 января — то есть за два дня до ЧП. Был парёж, а место прорыва находилось всего в 30 метрах от центрального теплового пункта (ЦТП).
После опросили начальника оперативной диспетчерской службы ПСК Александра Ермаковича. Свидетель сообщил, что трубопровод ремонтировали в 1993 году. График обхода сетей контролирует начальник группы эксплуатации. А обязанность загерметизировать вводы в дом лежит на владельцах жилья, УК или ТСЖ.
— Если ранее вы видели, что труба ХВС не имеет герметизации, хотя это и не зона вашей ответственности, потому что труба не ваша, вы могли сообщить об этом дефекте? — спросила прокурор.
Свидетель отметил, что сотрудники ПСК могли и не отреагировать, это сети не их.
— В год на сетях бывает 4–5 тысяч дефектов, мы ежедневно, кроме выходных, проводим обход сетей. В случае если канал затоплен, вода обычно упирается в фундамент дома, если всё загерметизировано, вода под давлением просто выходит через крышку люка, — объяснил свидетель. — Если гильзы имеют герметик, то даже газ не попадет внутрь дома.
После допроса всех свидетелей показания дадут подсудимые.