Происшествия Пожар на шахте в Соликамске репортаж «Это наше общее горе»: как Соликамск переживает ЧП на шахте

«Это наше общее горе»: как Соликамск переживает ЧП на шахте

Репортаж из города, где трагически погибли девять рабочих 

Через эту проходную утром 21 декабря ушли на СКРУ-3 девять строителей. Обратно ребята не вернулись 

Весь день и всю ночь соликамцы и жители других районов Прикамья молились за спасение девяти человек, оказавшихся в плену огня и дыма на глубине 363 метров. Люди оказались заблокированы в горящем стволе соликамского рудника по добыче калийной соли.

«Уралкалий» — это огромная промышленная территория

Утром 22 декабря бригада строителей вышла на обычную рабочую смену. Они занимались стройкой четвертого ствола рудника «Соликамск-3» на предприятии «Уралкалий». Шла работа по бетонированию ствола шахты.

Работы проходили на глубине 363 метра. По одной из версий, около полудня в шахте загорелся монтажный материал. По рации объявили о срочной эвакуации. Рабочие начали выходить на поверхность.

— По громкоговорителям диспетчер сообщила, что произошла авария, нужно выходить на поверхность, — рассказал 59.RU Александр — один из работников рудника, работавший в тот момент в строящемся стволе. — Мы вышли на вентиляцию (отдел, который находится в шахте. — Прим. автора) и пошли в сторону ствола, где нас уже подняли на поверхность.

Александр работает на СКРУ-3. В тот день он был в той же смене, что и невернувшиеся рабочие. Александр до конца спасательной операции верил, что ребята могли уйти в сторону от огня и выжить

Из всей смены на поверхность успели подняться семнадцать человек. Девять строителей остались внизу и оказались замурованными за огнем и дымом. Связи с оставшимися внизу людьми не было.

— У них было три вида связи: громкая, рация и металлический тросик, который идет от места работы до сигнальщика, — объяснил замруководителя Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору Станислав Мацов. — Рабочие могли за него дернуть и дать сигнал. По этому сигналу машинист должен был опустить бадью, чтобы люди сели и поднялись наверх. К сожалению, был только сигнал о том, что произошло загорание. После этого связь прервалась, больше никаких сигналов не было. Машинист опустила бадью, но когда ее подняли, она уже вся была в копоти.

Выяснилось, что запаса воздуха в оборудовании рабочих могло хватить только на час. Нужно было действовать незамедлительно.

Сразу после возгорания горноспасатели «Уралкалия» начали операцию по спасению людей. Но спасателям удалось спуститься лишь до отметки 338 метров, ниже из-за высокой температуры и огня пробиться не удалось.

Спасатели уходили на спуск семь раз

Чтобы снизить температуру и спуститься ниже, ствол начали проливать водой.

На месте происшествия организовали штаб, где просчитывали все возможные варианты по спасению.

Попытка добраться до горняков повторилась, но опять оказалась невозможной из-за высокой температуры. В шахте было +47 градусов. На помощь соликамским спасателям выехали военизированные горноспасательные отряды МЧС из Нижнего Тагила, Североуральска и Екатеринбурга, которые присоединились к операции. Попытки опуститься на глубину 363 метра продолжились.

Весь день было морозно

«Надеюсь, что парни вернутся»


К штабу приехали родственники — жены и родители заблокированных строителей. В эту ночь они решили быть ближе к своим мужьям и детям.

Родственники рабочих во время спасательной операции ждали результатов. Благословляли каждый спуск спасателей

Среди ребят, оказавшихся под землей, были Сергей Бекленев из Уинского, Алексей Панов из поселка Усово, Александр Богатырев из Соликамска, Илья Прошкин из поселка Соликамска, Виктор Кнауб из поселка Сараны, Сергей Игнатенко из города Белорецка, Сергей Томшин из Уфы, Антон Абрамов из Уфы, Александр Чубенко из станицы Курьинской Краснодарского края. Все строители были работниками подрядной организации «Уралкалия».

Илью Прошкина дома ждали жена и двое детей

С их родственниками постоянно общались психологи и медики, не оставляли их одних. Для родственников и близких организовали прямую линию, при помощи которой сообщали о происходящем на месте аварии.

Медики все сутки дежурили на проходной. В любой момент готовы были оказать медицинскую помощь пострадавшим и их родственникам

Узнав о ЧП, жена шахтостроителя Антона Абрамова тут же выехала из Уфы в Пермь. Дома вместе с другими родственниками вести об отце остались ждать две дочери.

В Усово под Соликамском Илью Прошкина ждали жена и двое детей.

— Илье 25 лет, он из поселка Усово под Соликамском, — рассказывал 59.RU друг шахтостроителя Андрей, когда факт их гибели еще не подтвердили. — Он работает вахтой: месяц трудится, месяц — дома. Все свободное время проводит с семьей. У него жена и двое детей: шесть и два годика. Несмотря на все прогнозы, я надеюсь, что Илья и другие парни вернутся домой живыми.

У входа — скорые и реанимационная помощь

Люди, работавшие в ночную смену, собирались у проходных и активно обсуждали случившееся, не торопились домой, переживая за коллег.

— Мы все в шоке от того, что случилось, — говорила 59.RU сотрудница горно-обогатительной фабрики. — Не понимаем, что могло произойти — у нас всегда следили за безопасностью.

Вечером спасатели продолжили попытки добраться до заблокированных строителей. Перед каждым погружением проводили воздушный мониторинг, проливали ствол водой, чтобы снизить температуру и сделать спуск возможным. Но температура с трудом поддавалась снижению.

Дежурство продолжалось весь день, ночь и утро

На место происшествия выехал губернатор Пермского края, он находился на руднике вместе со спасателями и сообщал о происходящем в своем Instagram.

— Возгорание произошло в пазухах,— объяснил в видео Максим Решетников всю сложность ситуации. — Это сделало тушение проблемным, потому что очень небольшая часть воды, подающейся сверху, попадала в эти пазухи.

Во время спасательной операции у проходной ждали машины скорой помощи, реанимобили, готовые в любой момент оказать помощь пострадавшим. Медики дежурили всю ночь, практически не отходя от места.

Верили и молились


Не только родственники и близкие переживали за рабочих, оказавшихся под землей. Жители Соликамска, Перми и края желали выжить строителей. «Надеемся на лучшее, Господь, спаси и сохрани!» — писали они в соцсетях. «У меня родители живут в Соликамске, и я сама оттуда. За ребят переживаю, как за своих! Господи, как же хочется верить в чудо, что ребята всё ещё живы и всех спасут!», «Молимся о спасении», «Господи, дай им шанс выжить» — делились люди в соцсетях.

Момент проливки шахты водой

Вечером представители подрядчика официально сообщили о том, что шансов на спасение мало.

— У них есть средства индивидуальной защиты, специальные шахтные самоспасатели, но время, которое они могли находиться без воздуха в шахте, к сожалению, закончилось. Шансы на их спасение невысокие, — сказал «Интерфаксу» начальник подрядчика «Уралкалия» ФГУП «УС-30» Андрей Максимов.

После этого сообщения в ряде СМИ появилась преждевременная информация о том, что все погибли. Эта же информация транслировалась в соцсети, что вызвало бурю негодования и споров.

Люди просили не опережать события и верить в спасение до конца. Соликамск не спал, все переживали за ребят и желали им только одного — выжить. Нашлись родственники «очевидцев», утверждающие, что строителей уже нашли и поднимают на поверхность.

В руднике

— Мой муж — горноспасатель, и сейчас он там! — эмоционально написала одна из подписчиц «Подслушано Соликамск». — Два раза их отделение уже спускалось туда, они меняются, по очереди спускаются туда. На данный момент даже не могут спуститься до них, максимум до 342 метров, так как температура больше 80 градусов и сильное задымление! Я только что с ним разговаривала! Никакой официальной информации о погибших нет! Зачем раньше времени соболезнования? Родным и так сейчас очень непросто! Я-то вся на нервах, а им каково?

Подготовка к спуску

«Конечно, это будет чудо, если все будет с ребятами хорошо. Но даже если есть кислородные маски, то огнеупорных комбезов у них нет. Печально», — откликнулась еще одна жительница Соликамска.

Вера на спасение не покидала и коллег ребят, чудо казалось им возможным.

— На самом деле шахта огромная. На моем участке работало 15 человек, — рассказал 59.RU Александр, который в момент начала ЧП находился в шахте. — От ствола, где начался пожар, я был на расстоянии около семи километров.

Александр верил, что ребята живы и шансы на спасение у них есть.

Последние два спуска


Подготовка к каждому спуску и сам спуск занимали около двух часов. Всякий раз люди желали удачи спасателям и молились за тех, кто оставался в горящем стволе.

Спасатели готовятся к седьмому спуску. Именно он стал решающим — спасатели нашли рабочих, но все они оказались погибшими

Во время пятого спуска до места, где находились люди, спасатели не дошли всего 10 метров.

Шестая попытка спуститься к заблокированным людям не удалась из-за изменения конструкции ствола во время пожара. Бригаду подняли наверх.

В то время, когда шла операция по спасению, следователи вели расследование ЧП, выясняя причины случившегося

— Применяли для спуска два подъемных устройства, — объяснял журналистам руководитель операции Алексей Пестов. — Одно устройство — бадьевой подъем, второе устройство — спасательная лестница. К сожалению, возможность спуститься к аварийному месту отсутствует из-за того, что технические конструкции ствола изменены. Лестница остановилась в 13 метрах от полка (перегородки в шахтном стволе, за которой находятся люди. — Прим. автора). Бадья наклонилась, есть угроза опрокидывания спасателей. Кроме того, полок продолжает гореть. Сейчас мы проводим его дистанционное тушение. Предполагаем, что последующий спуск будет производиться только после полного тушения очага горения.

Руководитель спасательной операции Алексей Пестов объясняет журналистам, что происходит в шахте

Коллеги строителей, заблокированных в стволе, приходили в штаб, чтобы узнать, как идет спасательная операция. Общаться никто не мог — люди уходили в слезах.

23 декабря около пяти часов вечера стало понятно, что шансов найти людей живыми совсем немного. Губернатор Прикамья сообщил, что спасатели сделали все возможное — шансов на спасение рабочих нет. Максим Решетников выразил соболезнования семьям шахтеров.

— Эта шахта не эксплуатирующаяся, а строящаяся, поэтому там строители работали, — объяснил ситуацию губернатор. — Проводилась подготовка к бетонированию ствола шахты. При этом сам ствол шахты и две пазухи были обработаны специальным полиуретаном — это герметик, который находится между бетоном и породой шахты. Он для сохранности породы используется. Этот герметик был нанесен, он отвердел, и, соответственно, шла подготовка уже к бетонированию, опалубка металлического каркаса и так далее. При этом работы шли в этих двух пазухах, которые делаются для того, чтобы в дальнейшем к ним подошли с боков шахтные отводы. Через них подается порода, а потом через шахтный ствол вывозится на поверхность. Ствол был предназначен как раз для подъема породы и увеличения производительности рудника.

Работа в штабе

Спасатели продолжили тушить ствол шахты, в котором по-прежнему сохранялся открытый огонь. Около девяти часов утра они спустились вниз в седьмой раз. В шахтном стволе они нашли восемь тел. Они находились в разных местах: шесть — в одном, двое — в другом.

— Бригада потушит отдельные очаги пожара, которые еще остаются в стволе — их площадь около тридцати квадратных метров — и будет искать последнего, девятого человека, — рассказали в штабе.

После того как стало известно о гибели рабочих, начальник «Управления строительства № 30» Андрей Максимов попросил прощения у семей погибших работников.

Начальник «Управления строительства № 30» Андрей Максимов попросил прощения у семей погибших работников

— Я хотел бы выразить соболезнования семьям работников, погибших в результате этой аварии, — сказал Максимов. — Хотел бы попросить прощения и сказать, что горе, которое свалилось на эти семьи, — это наше общее горе. Мы так же болеем душой из-за всего, что произошло.

Примерно около 15:30 стало известно, что в шахте обнаружили тело девятого рабочего. Операция по поиску длилась примерно 16 часов. Поднимать на поверхность тела погибших горняков начали около 16:30.

После трагедии


Из-за трагедии на шахте в Соликамске отменили все культурные и развлекательные мероприятия. Их не будет 23 и 24 декабря. Но в самом городе траур незаметен — около будущего катка в центре установлен экран и звучит веселая музыка, рядом продолжают строить сцену для городских мероприятий.

На проходной предприятия. Среди первых цветов — рисунок, сделанный детской рукой

Работы по подготовке к Новому году идут в штатном режиме, и об отмене развлекательных мероприятий никто не знает. В ЦУМ за покупками спешат довольные соликамцы, а из автобуса «Уралкалия» выходят спокойные люди.

Люди шли с утра на проходную и приносили цветы. Это были коллеги погибших ребят

По степени соболезнования можно судить лишь по постам в соцсетях, где многие выложили картинки со свечой, и по обстановке на самом предприятии, к проходной которого шахтеры несут гвоздики. Кто-то из детей нарисовал трогательную картинку — горняка в каске. Ее установили на стенде и возложили рядом цветы.

Она из женщин призналась, что читала наш репортаж 

— Соликамск — шахтерский город. В каждой семье может такое произойти. Поэтому мы не остались равнодушны, — объяснила Наталья Иванова, которая тоже принесла цветы.

Мужчины сдерживали слезы и отводили глаза

Губернатор подписал указ о трауре в Пермском крае 24 декабря. Также он пообещал материально поддержать семьи погибших — выплатить каждой независимо от региона проживания по одному миллиону рублей.

Пейзаж Соликамска выглядит беспечным. Жители города проснулись, но еще не поняли всей глубины трагедии на шахте

На протяжении всей спасательной операции новостной портал 59.RU сообщал о происходящем в режиме онлайн. Наши корреспонденты работали на месте трагедии.

Соликамцы прогуливаются по украшенным к Новому году улицам. Возможно, они еще ничего не знают? 
Ольга Якунчева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем