Недавно мы писали про пермячку Ксению Гринберг, которая обогнала всех мужчин на авиагонках. Мы пообщались с Ксенией, узнали про ее путь в авиацию, мечты и планы. Почитайте ее вдохновляющую историю.
Полеты были мечтой детства
У Ксении есть новогодняя традиция — каждое 4 января они с подругой… нет, не идут в баню, как в фильме, а едут на пермский аэродром летать на самолете Cessna. Еще в детстве такая возможность казалась Ксении чем-то невероятным. И мечта казалась недостижимой.
— Уже в четырнадцать мне захотелось научиться летать. Меня вдохновляли книги Ричарда Баха и Экзюпери. Но я думала, что это вообще невозможно, потому что у меня в семье никто не связан с авиацией, — рассказывает Ксения. — И когда я заканчивала школу, у меня было несколько идей, куда пойти учиться дальше. Были мысли и о лётном, но меня мама отговорила.
Ксения поступила на юрфак в ПГУ, но про свою мечту не забыла. Еще во время учебы она нашла в Перми авиаклуб, накопила деньги и съездила на первый пробный полет.
— Я поняла, что эта моя мечта трогает меня за сердце. И я стала тихонечко ползти к этой цели, — рассказывает Ксения. — Когда я уже закончила университет, начала работать, я стала тихонько приезжать в пермский авиаклуб и подлётывать. Так начался мой путь в авиацию.
Поначалу полеты были редкими, так как удовольствие это недешевое. На полеты девушка зарабатывала сама, а не просила деньги на увлечение у папы. Семья Ксении в Перми небезызвестна, ее папа — основатель независимой газеты «Пермский обозреватель», одной из первых в Перми служб такси «Альфа» и одноименного охранного предприятия Игорь Гринберг.
— У нас в семье воспитание такое — тебе исполняется 18 лет и ты уже достаточно самостоятельный человек. То есть ты не можешь просто так прийти, попросить денег, ты уже всё сам. Поэтому мой путь был достаточно длинный, — рассказывает Ксения. — Первая работа после университета у меня была на госслужбе. Понятно, там небольшие заработки. Имея такую мечту, я стала думать, чем нужно заниматься, чтобы зарабатывать получше. Сначала я ушла в помощники адвоката, а дальше вообще переквалифицировалась в организатора мероприятий. И тогда появилась возможность зарабатывать побольше и летать больше.
Ксения говорит, что заработать на профессиональное обучение она смогла к 27-28 годам. Она прошла обучение в S7 Aero и стала частным пилотом.
— Обучение у меня вышло в 950 тысяч рублей за минимальный комплект по часам. Я думаю, что сейчас, наверное, уже многие мои сверстники могут себе позволить такое обучение. К тому же ты не всю сумму сразу платишь, у тебя это на несколько месяцев растягивается, — говорит Ксения. — Это было достаточно сложно, но меня это стимулировало как раз таки много работать.
Возможность летать — лучшая мотивация
Сейчас Ксении 34 года, скоро исполнится 35. Она создала коммуникационное агентство, управляет магазином подарков и охранным предприятием «Альфа». И дальше хочется только больше.
— Мечтаю в будущем иметь какой-нибудь свой небольшой джет, чтобы летать в командировки на нем, — делится Ксения. — Моя мотивация позволяет не сдаваться и не уставать.
Сейчас Ксения освоила четыре типа самолетов: Golf 100, Cessna 172, Як-52 и Су-29. В этом году, управляя СУ-29, она и победила в Русских авиационных гонках. На нем же девушка готовится к соревнованиям по высшему пилотажу в следующем году. Сейчас у нее уже средний уровень — Intermediate. Бочки и петли или «кругляши», как их называют пилоты — это уровень новичков в высшем пилотаже. Ксения выполняет вертикали, штопорные вращения, повороты на вертикали. Что интересно, у пилотов этой лиги нет установленной программы, каждое соревнование — сюрприз. Есть часть заготовленной заранее программы, а часть — задание, которое выдают накануне соревнования.
— То есть тебе ночью показывают, какие ты будешь летать фигуры. Ты можешь либо ночью их запоминать, либо выспаться и утром уже идти летать и, грубо говоря, как первый раз на них смотреть, — поясняет Ксения. — Это интересная головоломка и тренинг для мозга. Потому что это все нужно отлетать, не перепутать, рассчитать по ветру. Ты постоянно следишь за приборами, чтобы быть в нужном месте, на нужной высоте. Плюс ты еще должен думать, как это с земли видят судьи. Потому что ты можешь летать красиво, но, если под определенным углом судьи эту фигуру видят неправильно, они снижают баллы. Много факторов нужно держать в голове и это все совмещать. Получаются некие воздушные шахматы.
А не страшно?
Ксения говорит, что доля страха у нее как у пилота сохраняется. И ненормально, когда его не остается совсем, потому что тогда начинает пропадать и осторожность. А пилоту это качество необходимо.
— Мы понимаем, что техника сложная, она иногда может дать какой-то отказ. У меня на первом самостоятельном полете на втором типе самолета был неприятный сбой двигателя. Было непонятно, будет дальше лететь или нет, — вспоминает Ксения. — Когда такое происходит, ты понимаешь, что хочется добраться до земли. Ноль паники, действуем по инструкции. И тогда я подобрала обороты двигателя и зашла по малому кругу на посадку. Бывает, авиация проверяет, насколько ты её любишь.
Ксения отмечает, что в воздухе нельзя терять концентрацию, всегда нужно следить за приборами, прислушиваться ко всем звукам. Если слышит что-то нестандартное — доделывает задание и приземляется, чтобы разобраться.
Девушка признается, что мама и молодой человек до сих пор переживают из-за ее увлечения. А вот папа был ее большим болельщиком. Игоря Гринберга не стало в 2021 году.
— Папа спокойно относился к моему увлечению. Он приезжал на аэродром в гости, и я ощущала моральную поддержку, за которую очень благодарна, — улыбаясь, говорит Ксения.
В будущем Ксения мечтает о своих детях, которые тоже будут приезжать на аэродром и интересоваться техникой.
— Я вижу что, когда детей привозят на аэродром, это им дает хороший стимул. Неважно, будут они потом пилотами или не будут, это уже их выбор. Там определенная атмосфера, у них возникает ощущение реальной жизни, — рассказывает Ксения. — Там плохо ловит интернет, у ребёнка меньше шансов сидеть в телефоне, он посмотрит вокруг, поползает по технике, посмотрит красивые полёты. Я считаю, что для детей аэродромы — это хорошо и полезно.
Ранее мы публиковали рассказ кунгурячки Наталии Ивановой про путь в воздухоплавание.