Стиль и красота Пермский звериный стиль – сохраняя традиции, оберегая душу...

Пермский звериный стиль – сохраняя традиции, оберегая душу...

Пермский звериный стиль – древнее бронзовое литье. Расцвет этого искусства происходил в нашем крае в период с III по VIII века нашей эры, ученые называют это время ранним средневековьем. Прикамские мастера отливали уникальные плакетки с изображениями живо

Пермский звериный стиль – древнее бронзовое литье. Расцвет этого искусства происходил в нашем крае в период с III по VIII века нашей эры, ученые называют это время ранним средневековьем. Прикамские мастера отливали уникальные плакетки с изображениями животных, птиц и людей. Эти изделия имели глубокий магический смысл, хотя уже в то время могли использоваться в качестве украшений-оберегов. У древних литейщиков был отличный вкус, который на две тысячи лет опередил их время. Сегодня ювелирные изделия, изготовленные по мотивам Пермского звериного стиля, выглядят не только эстетичными и оригинальными, но и по настоящему модными.

Давайте попробуем немного окунуться в прошлое, чтобы понять связь между дремучим средневековьем, наполненным одновременно любовью к природе, страхом ее непонятных явлений и мифами современной моды.

Итак, верхнее Прикамье (ориентировочно – территория современного Пермского края. – Прим. ред.), III – IV века нашей эры. По южным границам стелется пыль, поднятая скакунами азиатов, заканчивается эпоха великого переселения народов. Гунны горячим ветром пронеслись по южному Уралу, оставляя в наследство местным племенам свои знания и культуру, смешивая кровь, предаваясь пылкой любви с местными женщинами. В центре Прикамья и в северо-восточной его части обосновались гости из далекой Персии, исповедующие зороастризм, на западе края зарождаются мощнейшие торговые фактории мусульманского населения, жители севера (современные Чердынский и Гайнский районы. – Прим. ред.) осели на речных торговых путях и ведут активный обмен, выступая посредниками между Европой, Скандинавскими странами и династиями Ближнего Востока. Русским духом пока и не пахнет – разве забредут в Парму случайные несторианские миссионеры, но это случалось редко и в более поздний период.

Как раз в это время в кипящем котле культур разных народов на берегах прикамских рек окончательно складывается уникальная традиция пермского звериного стиля. С помощью отлитых из бронзы плакеток древние металлурги-литейщики пытались отобразить мир, человека в мире, его единство с природой, бесконечный цикл перерождений из нижнего мира мертвых в средний мир живых и в верхний мир божеств. Смерти не было, был вечный круговорот множества птиц-душ – романтика, да не романтика. Жители Верхнего Прикамья неразрывно связывали себя с природой с родовыми животными-тотемами. А металлурги, кстати, составляли отдельную касту – селились особняком. Археологи находят следы целых поселений, где справлялись особые культы и отливались изделия из бронзы – в том числе и плакетки пермского звериного стиля.

В последнее время интерес к этому явлению древней истории Прикамья сильно возрос в Перми, в России, да и мире. Причина тому – истинная уникальность этих произведений, хотя подобная стилистика известна в искусстве многих народов Европы, Азии, Африки и даже Америки. Но именно пермский стиль объединил в себе уникальное множество сложных сюжетов. Робкими искрами кипящей в тигельках прикамских литейщиков бронзы он сверкнул почти две тысячи лет назад и осветил своим мифическим блеском страницы модных глянцевых журналов начала XXI века.

Среди сегодняшних изделий, в основе которых лежит пермский звериный стиль, особенно интересна ювелирная продукция, несущая свои мифы и созданная для людей современного, вполне реального верхнего мира – первых лиц государств и сливок российской и мировой бизнес-элиты.

Подобными экспериментами в нашем городе занимается рекламное агентство «Кучер». По словам генерального директора агентства Григория Куранова, продвижение пермского звериного стиля в виде сувениров – некоммерческий проект, поскольку ничего кроме убытков он не несет. Это в чистом виде меценатство, работа на имидж региона.

Г-н Куранов – человек увлекающийся, перфекционист и в своем роде романтик, считает, что не нужно ничего искать и выдумывать; преследуя успех, необходимо просто взять то, что уже дала нам история, и подать это стильно, наделив вещи легендой, пермским мифом. А вот и составляющие успеха ювелирного изделия, оформленного в пермском зверином стиле, согласно требованиям Григория Владимировича:

  1. Утилитарность.

  2. Возможность передарить.

  3. Наличие мифа.

  4. Лаконичность.

  5. Красота.

  6. Современность.

  7. Удобность.

«Разрабатывая проект, еще на этапе собирания идей мы рассчитывали на верхний мир – федеральных и региональных министров, гостей крупных иностранных компаний, губернаторов, членов правительства, сливки бизнес-элиты не только Европы и Азии, но и всего мира, – рассказывает г-н Куранов. – Не буду скрывать, что мы отталкивались от уже существующих работ. Ключевой момент, который встал во главе проекта – это должны быть абсолютно утилитарные вещи». Не секрет, что 99% сувениров, вручаемых во время деловых поездок, остаются в гостиницах. Согласитесь, невозможно всюду носить подаренный галстук с огромной эмблемой, например, крупного автоконцерна. Любой нормальный человек, не имеющий отношения к руководству этой компании, это носить не будет, но тем не менее такие подарки дарят. По сути, любая корпорация любит дарить свою сувенирную продукцию с огромными эмблемами, которая как раз и остается в гостиницах. Именно поэтому одним из основных критериев изделий агентства «Кучер» стала утилитарность. «Человек должен носить вещь в любой ситуации – на работу, в гости. И вторая составляющая – чтобы эту вещь можно было передарить. Для меня это один из ключевых критериев хорошего подарка», – поясняет генеральный директор ООО «Кучер».

Но не будем углубляться в тонкости маркетинга, давайте лучше подробнее остановимся на украшениях. Современная мода делит их на мужские и женские – начнем с женских. «Золотым веком» звериного стиля называют период Ломоватоской археологической культуры (VII – IX века нашей эры. – Прим. ред.). Кстати, «ломоватовцы», жившие по берегам прикамских рек, загадочно исчезли – археологи встречают массовые захоронения носителей этой культуры, свидетельствующие о вымирании людей, причины которого остаются тайной. Может, это и был легендарный уход пермской чуди под землю? Остается только догадываться.

Объект нашего внимания – булавка с изображением птицевидного божества. Птицевидные идолы с человеческой личиной на груди способны быть носителями человеческих желаний, а также вестниками воли богов. Булавка с таким изображением – оберег, сохраняющий чистоту помыслов и непоколебимый дух, готовый отразить всяческое зло и соблазны. Ее обладателю открывается путь успешного жизненного роста и достижения личностных духовных высот – фэн-шуй отдыхает.

Следующая вещь – коньковая (биконьковая. – Прим. ред.) подвеска. Одним из распространенных культов у древнего населения Прикамья было изображение коня, образ которого связан с солнцем и богиней природы – матерью всего сущего. Двуглавость в изображении конских фигурок имела важный магический смысл. Удвоение символа усиливало охранительное значение амулета для его владельца, защищало от злых сил со всех сторон. Это мощный оберег и оригинальный аксессуар, подчеркивающий утонченный вкус обладателя, любящего эксклюзивные, уникальные вещи. Но это еще не весь миф, сопровождающий изделие. Медальон, прикрепленный в том месте, где ученые-археологи обычно видят цепочки, оканчивающиеся бронзовыми утиными лапками («биконьки» относятся к типу шумящих подвесок, и лапки праматери-утки своим позвякиванием также призваны отгонять злых духов. – Прим. ред.), наделен новым, современным мифом-легендой. В этот медальон вставлен кусочек окаменелого дерева пермского периода, найденного на территории современного Пермского края. Это дерево росло в период Палеозоя 300 миллионов лет до нашей эры. Вот один из ярких примеров древней вещи и современного мифа.

Еще одна вещь – переходная от женских украшений к мужским. Это пронизка в виде священного крылатого пса Симурга. Симург, подобно птице Феникс – вещее создание, наделенное пророческими способностями. Охраняет дерево жизни и домашний очаг. Доступны Симургу и более «высокие» функции – посредничество между людьми и богами, поэтому часто он выступает орудием судьбы. Это сильный и действенный оберег – дает способность к исцелению и обретению силы, то, к чему стремится его обладатель. Он поможет в решении сложных вопросов, подскажет выход и будет самоотверженно защищать от жизненных невзгод. Прикоснуться к Симургу – значит осуществить свою мечту. «Это классическая пронизка. В таком виде она оказалась универсальной. Во-первых, очень легко двигается вверх-вниз. Хорошо ложится и на деловой костюм, и на демократическую одежду. Многие покупатели рассказывают, что как приобрели Симруга, их дела действительно пошли лучше, жить стало легче, здоровье в гору, – комментирует г-н Куранов. – Как врач я понимаю, что происходит – это серебро, которое находится как раз на биологически активной точке, стимулирующей кроветворение. Видимо, есть энергетика, видимо, древние что-то чувствовали».

И, наконец, поговорим о мужской коллекции: запонки и галстук. Запонки представлены в двух вариантах: первый – серебро 125 пробы, камень оникс, огранка. Второй вариант – серебро и окаменелое дерево. Древняя окаменелость придает запонкам строгую стильность и предоставляет возможность «потрогать» настоящий Пермский период. Запонки оформлены с использованием известного образа – медведь в жертвенной позе. Символика образа легко уловима: перед нами древний эталон силы и бурной мощи. Это образ мужества, мудрости интуиции. Медведь на подвесках, застежках и прочих элементах костюма служил оберегом и амулетом, отличал собой хозяйственного, целеустремленного и уверенного человека.

Галстук – с одной стороны современный, с другой – классический: если завтра мода пройдет, чтобы его можно было носить, не стыдясь. Ткань – шелк, оформленная стилизованным орнаментом. «Большие проблемы были с тканью – мы не знали где ее изготовить, потому что нарисовать и напечатать орнамент в виде медведей в жертвенной позе нельзя, его можно только выткать. В результате ткань заказывали в Германии, отшивали в Финляндии, коробки делали в России», – рассказывает о технологии изготовления Григорий Владимирович.

Запонки и галстук с изображением медведя полностью характеризуют своего обладателя, являясь одновременно стильными вещами и удачным, смелым продолжением традиций.

Интересно, что из администрации города и края неоднократно приходили заказы в агентство «Кучер» на галстуки и запонки. Гости Перми из германских городов побратимов так же получали такие подарки и, говорят, еще никто не замечал, чтобы эти вещи невостребованными остались в гостинице.

Напоследок отметим, что металлы, из которых изготавливаются ювелирные изделия – серебро и белое золото. Также на заказ вещи украшаются фионитами или бриллиантами. Но самое главное – это миф. Миф, не связанный с древней магией предмета, а скорее важная историческая деталь, связанная с Пермью и Пермским краем.

Фото: Фото предоставлено ООО «Кучер»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем