Сейчас в Перми много говорят о крупных дорожных стройках, которые власти планируют начать в ближайшие годы. Эти проекты должны кардинально перекроить город, сделать его более доступным для передвижения на автомобиле и пешком. Например, среди них — продление улицы Крисанова, реконструкция площади у Центрального рынка и улицы Плеханова. На каком этапе находится их реализация, как изменится движение, к каким переменам готовиться пермякам? Обо всём этом мы поговорили с главным инженером МКУ «Пермблагоустройство» Матвеем Чувашовым.
— Какова сейчас ситуация с разработкой проекта реконструкции площади у Центрального рынка? Удалось ли выбрать оптимальное решение для перекрестка?
— Для себя мы всё определили: как, что и зачем должно быть на площади у Центрального рынка. Но пока у нас не завершится строительство улицы Крисанова и мы не получим альтернативный заезд в центр города, заходить на эту площадь и выполнять какие-то работы нецелесообразно. Поскольку все — даже минимальные — преобразования площади у Центрального рынка приведут к тому, что мы просто перекроем шоссе Космонавтов, улицу Пушкина, улицу Революции.
Если обращать внимание на те заторы, которые образуются там сейчас, то они в основном связаны с улицами Куйбышева, Попова, Луначарского. Люди совершают маневр, чтобы ехать в сторону Компроса минуя улицу Революции, пытаясь объехать по улице Попова. И вот это создает определенную сложность — трафик не успевает пройти через улицу Луначарского, и этот «хвост», который вытягивается на шоссе Космонавтов, стоит.
— Означает ли это, что проезд через Крисанова станет альтернативой проезду через Центральный рынок?
— Когда у людей появится альтернатива в виде моста через реку Данилиха с выходом на Луначарского, то через рынок они уже не поедут. К тому же, мы сейчас улучшили ситуацию на перекрестке Революции и Комсомольского проспекта — увеличено количество полос движения, изменена работа светофоров. Теперь у водителей есть возможность совершать больше маневров. Всё вместе это, возможно, приведет к тому, что ничего изменять на площади у Центрального рынка не придется.
Для нас важно сделать транспортно-пересадочный узел более удобным. Потому что трамваи и автобусы останавливаются на Пушкина. Основная идея может свестись к тому, что в центре площади, где сейчас расположен газон, сделать что-то типа перронной платформы, куда автобусы с разных направлений будут приезжать, останавливаться, сюда же будет смещена остановка трамвая. А весь личный транспорт будет ходить по относительно круговому движению, и тем самым у нас кардинально поменяется ситуация. Но это не будет работать, если мы не изменим трафик на улице Пушкина от Попова до Борчанинова. Сейчас там могут проехать только автобусы. Открытие этого участка для легковых автомобилей опять же кардинально повлияет на ситуацию, и когда с Крисанова будет подведена дорога с двумя полосами движения в обе стороны, это непременно скажется на ситуации.
— Существуют ли варианты продления улицы Борчанинова? Какие наработки есть на эту тему?
— Если открыть карту города, прекрасно будет виден коридор, который необходимо сделать для того, чтобы появилась дополнительная связь между Ленинским и Свердловским районами через улицу Борчанинова. Сейчас в этом коридоре есть мост через шоссе Космонавтов. По сути, никаких серьезных изменений в транспортной сети не требуется, [нужно] только лишь открыть участок между Эпроновской и Пушкина. Это позволит снять нагрузку с площади у Центрального рынка. С этой идеей мы вышли к нашим градостроителям и попросили их на перспективу учесть возможность сформировать коридор, чтобы в нем не появились объекты капитального строительства. Сейчас на этом месте рынок, но там нет никаких капитальных строений, находящиеся там временные павильоны легко демонтируются. «Прорубив» этот коридор, мы можем с минимальными проблемами разрешить сложную ситуацию на площади у Центрального рынка. Но пока ярко выраженной потребности в этом нет. Если будет там дорога, то будет отлично, если нет — то будем ждать, когда все реализуемые в пятилетку решения исчерпают свой ресурс. Может, это будет в 2025 году или 2030-м. Ведь генеральный план прорабатывается не на один год, и все перспективы, которые есть, лучше озвучивать сейчас.
— На каком этапе находится сейчас проект продления улицы Крисанова? Известны ли основные параметры дороги?
— В трехлетнем бюджете заложены средства на первую очередь строительства улицы Крисанова. Объект очень сложный из-за большого автомобильного трафика, который проходит через перекресток шоссе Космонавтов и Столбовой. После расширения Карпинского и продления Крисанова трафика станет еще больше.
Проект строительства улицы Крисанова разработан. Он предусматривает два этапа реализации. Первый этап — это строительство транспортной развязки на пересечении шоссе Космонавтов и Столбовой. Он необходим для того, чтобы в последующем при строительстве моста через Данилиху запустить транспорт уже на него. Построить сейчас мост с выходом на Крисанова — Пушкина, конечно, возможно, но нецелесообразно, потому что мы не сможем скинуть трафик с шоссе Космонавтов на него и потом зайти в полноценную реконструкцию шоссе Космонавтов. Поэтому в первую очередь будем реконструировать перекресток с шоссе Космонавтов и Столбовой со строительством эстакады, а на втором этапе начнем продление Крисанова.
Во время первого этапа на шоссе Космонавтов будут сделаны временные проезды в границах улицы. В последующем они останутся как боковые проезды. После этого начнется непосредственно строительство эстакады.
Документация на два этапа передана на госэкспертизу, чтобы нам выдали технический анализ принятых решений и вынесли свой вердикт о возможности строительства. Ориентировочно экспертиза должна завершиться в конце марта — начале апреля. После чего мы сможем провести все необходимые процедуры и определить подрядчика. Я думаю, что реализация проекта, вполне вероятно, может начаться во второй половине 2021 года.
— Существует ли проблема с выкупом земли под строительство новой дороги?
— До начала строительства нам вместе с коллегами из администрации предстоит провести большую работу по подготовке территории. В границу строительства дороги сейчас попадает больше 50 земельных участков, имеющих различное назначение. Это парковки, частная собственность в виде жилья, неопределенная частная собственность, свободная территория, имеющая собственника, но которая никак не используется. Пока никаких проблем с выкупом участков нет, потому что мы не вступили в диалог с собственниками. В первом квартале мы готовимся провести процедуру оценки этих земельных участков и направить соглашения об изъятии собственникам. Потихоньку мы начнем готовить территорию и заключать договоры компенсации с сетевыми организациями, чтобы они ликвидировали свои сети и строили новые коммуникации уже под наш проект. Поэтому подготовительный процесс займет большую часть 2021 года и, может, частично уйдет на 2022-й, но на свободной территории мы уже сможем приступить к выполнению каких-либо работ и показать масштабность всего проекта.
Надо понимать, что при всех сложностях, которые сейчас есть на перекрестке шоссе Космонавтов и Столбовой, на время ремонта их станет еще больше. Поэтому людям надо уже сейчас задумываться о том, какими маршрутами они будут двигаться в центр города.
— В каком состоянии сейчас находится проект расширения улицы Карпинского? Как планируется реконструировать улицу?
— Мы начинали готовить этот объект раньше, чем улицу Крисанова. Ситуация нам виделась так: сначала мы проводим реконструкцию улицы Карпинского, расширяем ее до шести полос. У людей, которые двигаются в центр города, появляется возможность перестроений. И как раз за счет обустройства прилегающей территории появляются дополнительные связи, в том числе выход на шоссе Космонавтов, выход на Овчинникова. Но, к сожалению, подрядная организация, готовившая проектную документацию, не смогла пройти госэкспертизу, получила отрицательное заключение, и мы расторгли с ней контракт.
Тем не менее мы занимаемся реконструкцией улицы Карпинского, но на другом участке — от улицы Советской Армии до улицы Свиязева. Сейчас на пересечении улиц Карпинского, Советской Армии и Рязанской организовано круговое движение, выполняются работы с сетями. Завершить участок планируется в 2021 году.
Планы по дальнейшей реконструкции Карпинского мы не забросили и параллельно в этом году разрабатывали новый проект, сохранив его основную идею — это устройство выделенного полотна для движения трамваев с переносом остановок к трамвайному полотну, увеличение количества автомобильных полос до четырех. Но ситуация с многочисленными заездами и выездами с прилегающей территории вынудила нас запроектировать шестиполосную дорогу — по три полосы в каждом направлении.
Сейчас новый проект готов. Также под эти параметры будет построен новый мостовой переход через Трансиб, он уже учитывает возведение улицы Строителей, которое сейчас ведет краевое Министерство транспорта. Конечная точка этой дороги пока планируется на улице Стахановской. С улицы Строителей будут выходы на все основные магистрали.
Как нам известно, краевые власти сейчас готовят проектирование мостовых сооружений на пересечении этой дороги с шоссе Космонавтов и Карпинского. Поэтому с учетом того, что мы уже запроектировали, им предстоит сделать съезды и подъезды с улицы Строителей, а дальше — на Стахановской. Сейчас идет совокупная работа по улучшению транспортных связей в городе.
— Какие планы у администрации на улицу Плеханова? Появится ли там общественный транспорт?
— Наши предшественники, которые работали в сфере благоустройства города, предусмотрели реконструкцию улицы Плеханова. Для этого они запланировали разворотную петлю под мостовым сооружением на шоссе Космонавтов через Трансиб между «Бирюсой» и «Морионом». Путепровод имеет дополнительный пролет, который используют для организации движения транспорта через петлю под ним с выходом на шоссе Космонавтов, минуя светофор. То есть мы не стали ничего нового выдумывать, идея эта была давным-давно, она была проработана достаточно детально. Сейчас мы лишь разрабатываем под нее проект и потом вместе с ним будем заходить на экспертизу.
Думаю, что в первом квартале 2021 года мы примем окончательное решение о возможности реализации этого проекта. Это позволит полностью исключить регулируемое движение на перекрестке шоссе Космонавтов и Плеханова, это будет нерегулируемый перекресток с отнесенными правыми и левыми поворотами.
Непосредственно саму улицу Плеханова нет необходимости делать четырехполосной. Мы проведем капитальный ремонт, доведем ее параметры до норматива. Возможно, и запуск автобусов когда-то там состоится, потому что будет возможность для разворота на шоссе Космонавтов. Тем более, территория вдоль улицы Плеханова достаточно сильно застроена, и востребованность в общественном транспорте сейчас есть. Перекресток с улицей Грузинской уже приведен в четырехполосный вариант, мы только его скорректируем с точки зрения удобства. Будут облагорожены тротуары, появится велодорожка. Если продолжать историю с площадью у Центрального рынка, то у нас появится еще один хороший въезд в центр города.
— Как вы оцениваете капитальный ремонт Комсомольского проспекта?
— Хотелось бы оценку нашей работы увидеть в отражении публикаций в СМИ, блогеров, комментариев в Сети. Интересно, как люди восприняли то, что сделано нашими силами для сохранения историко-культурного образа Комсомольского проспекта. Мы использовали новые материалы, у нас появился сквозной пешеходный проход между аллеями, мы изменили схему организации дорожного движения и сделали разнесенные левые повороты. Мы восстановили исторический облик опор освещения и светильников, привнесли новые элементы архитектурной подсветки, которую можно регулировать и настраивать под какие-то знаковые городские мероприятия.
Вообще мы попытались учесть много вопросов, которые у нас возникали при достижении первозданного вида Комсомольского проспекта. Один из них — это убрать все провода, которые закрывали фасады зданий и небо. Для этого мы построили достаточно громоздкую кабельную канализацию по обеим сторонам проспекта под пешеходными тротуарами. Конечно, появилось много люков, но у всех провайдеров теперь появилась возможность использовать эту канализацию, через нее есть выход к каждому дому. Эта же канализация будет в дальнейшем использоваться для создания единой системы управления дорожным движением.
— Какие работы будут сделаны на новом этапе капремонта Компроса?
— По таким же стандартам и принципам будет сделан весь ремонт проспекта до улицы Чкалова. То, что сейчас сделано от Монастырской до Екатерининской, будет дублироваться на все остальные кварталы. Работы, включая реконструкцию Комсомольской площади, мы должны провести до 2023 года. Если сейчас по центру площади находится газон, то после выполнения работ по благоустройству там появится мини-сквер со скамейками, посадят деревья. На Комсомольскую площадь будут вынесены остановки трамвая. Еще будет более конкретно выражена организация движения для разворотов, которые сейчас зачастую запаркованы транспортом.
— Когда начнутся работы на Октябрьской площади?
— Планируем после майских праздников запустить работу. В зимний период мы будем заказывать необходимые для реконструкции и монтажа элементы. А непосредственно летом все работы будут там произведены.
— То есть она перестанет быть большой парковкой?
— Да, сейчас это большая площадь для парковки автомобилей. После реконструкции парковочная зона со стороны политеха сохранится. На своем месте останется автобусная остановка для студентов, а центральная часть площади — между двух полос движения — станет бульваром. На ней будет сделано точно такое же замощение, как и в бульварной части, такое же ограждение, а также выносные элементы озеленения — в кадках будут высажены кустарники и цветы, чтобы создать комфортный и уютный пешеходный трафик.
— Какие изменения ждут улицу Ленина к юбилею Перми?
— Расширять улицу Ленина некуда, поскольку вся ее территория плотно застроена. Мы будем работать в границах существующей территории. Нормы градостроительства и транспортного планирования позволяют нам сократить ширину дороги, что уже выполнено на Комсомольском проспекте, при этом сохранив количество полос для движения. За счет этого у нас появляется возможность привести улицу в нормативное состояние и сделать разделительную полосу. Это позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий и повысить безопасность для пешеходов. Сейчас ширина улицы достаточно большая и не всегда пешеходы успевают перейти ее. При этом нашим коллегам из дирекции дорожного движения приходится делать длительные фазы пешеходных светофоров, тем самым тормозя движение машин.
К тому же мы планируем улучшить велодорожки и выделить их разными типами покрытия. Даже зимой количество велосипедистов растет, и дирекция дорожного движения планирует разместить на Ленина новые пешеходно-велосипедные светофоры. Так же как на Комсомольском проспекте, будет полная ревизия ливневой канализации.
На участке от Клименко до Комсомольского проспекта улица останется неизменной, мы только заменим покрытие и опоры освещения, сделаем их в более классическом стиле. На участке от Компроса до Куйбышева трамвайное полотно будет выделено бортовыми камнями. Туда же перенесем остановки, чтобы люди, которые выходят у ЦУМа, не переходили весь перекресток, а имели возможность сразу перейти на трамвайную остановку.
Дальше на участке от Куйбышева до Толмачёва появится разделительная полоса, которая обеспечит все требования безопасности. Мы сохраним количество полос движения и сделаем парковки в едином стиле — все перпендикулярные и диагональные парковки мы уберем. Это позволит воссоздать зеленые газоны с аллеей и деревьями.
— Почему в городе начали закрашивать пешеходные переходы в серый цвет? Что будет с переходами в ближайшее время?
— Это не масштабная переделка, просто вынужденная мера в силу имеющихся финансовых ограничений. Всё, что делается в городе — делается для людей, но не для вандалов. Мы могли уже не раз отремонтировать все пешеходные переходы, сделать их более комфортными и уютными, но вандалы нам постоянно вредят. Из-за них мы вынуждены всякий раз восстанавливать освещение, проводку, закрашивать граффити. Например, в переходе на улице Старцева до сих пор не можем закончить работы — там уже трижды по вновь покрашенной поверхности вандалы нанесли граффити. Мы вынуждены всё это снимать и красить по-новому.
Есть, конечно, новые технологии, но после нанесения краски мы всё равно должны подождать, когда она высохнет, чтобы нанести специальную защиту от граффити. А вандалы умудряются наносить новые граффити по свежевыкрашенной поверхности. Сейчас они еще наловчились покрывать свои рисунки воском для автомобилей. Мы вынуждены всё это сдирать вплоть до штукатурки.
В следующем году мы будем готовить документацию на ремонт и восстановление каменных поверхностей этих переходов. Возможно, это будет временная мера, поскольку при реконструкции площади у Центрального рынка может потребоваться перестройка подземного перехода. Это будет или наращивание, или вынос отдельных его участков, чтобы создать зоны озеленения или благоустройства.
— Планируется ли в следующем году очередной ремонт Коммунального моста?
— В следующем году мы планируем провести полноценное обследование Коммунального моста, его несущих элементов и опор, для того чтобы выбрать способ его ремонта. Затем мы сделаем окончательные выводы, какой ремонт необходим — текущий или капитальный, с обновлением полотна. Объект важный, стратегический. Поэтому к нему надо относиться с особым трепетом, для того чтобы не пропустить момент появления каких-либо критических дефектов. Понятно, что какие-то текущие работы будут проводиться, но они будут краткосрочные, без серьезных ограничений в движении.
— Какие крупные дорожные объекты будут ремонтироваться в 2021 году?
— Из больших объектов в следующем году стоит обратить внимание на улицу Уральскую. Саму улицу ремонтировать не будут, но вот капитальный ремонт трамвайных путей от Землячки до разворотного кольца на 1905 года заставляет нас останавливать движение трамваев, поскольку нам предстоит замена основания, чтобы в будущем исключить деформации и просадку трамвайного полотна.
Продолжим работы на площади Дружбы, завершим ремонт на пешеходной части улицы Крупской. Там мы в первую очередь закончим устройство велодорожек, будем делать тротуары. Глобально продолжатся работы на улице Карпинского. Поэтому надо быть готовыми к временным проездам.
Будут продолжаться работы на улице Героев Хасана, чтобы уже завершить ее полную реконструкцию. В Камской долине будем продлять Жукова до медицинских центров — эта новая улица позволит улучшить там движение общественного транспорта, ну, и может быть, дать толчок для развития окружающей территории. По программе «Безопасные и качественные дороги» на 2021 год планируется ремонт улицы Якутской.