3 марта в Перми прошел прощальный рейс трамвая модели КТМ-5. Покататься на нем в последний раз можно было бесплатно, но по регистрации, и пермяки заранее заняли все места (мэру пришлось ехать стоя). Рассказываем, как город простился с легендарным трамваем и что с ним будет дальше.
На линию трамвай вышел с ретротабличками: «Праздничный маршрут» и старым маршрутоуказателем 11-го маршрута. Садились на Разгуляе — там пассажиров встретил мэр Перми Эдуард Соснин.
— Этот вагон проехал 1 миллион 600 тысяч километров. Он видел смену поколения пермяков, видел, как меняется наш город, — отметил глава города. — Запомните этот стук колес, скрежет открывающихся дверей: это наша история. Уверен, что каждый на нем катался и вспомнит что-то очень доброе, личное.
Далее пассажиров приветствовал водитель прощального рейса КТМ-5 Юрий Губин.
— За всю историю трамваев КТМ-5 было выпущено почти 15 тысяч штук, это мировой рекорд. Неудивительно, что для многих из нас этот вагон стал воплощением слова «трамвай», — заявил вагоновожатый. — Сегодня уходит целая эпоха, но эти КТМ-5 навечно останутся в нашей памяти.
После отправления от Разгуляя трамвай направился на разворотное кольцо на Висиме. Пассажиров стала обилечивать кондуктор: в качестве оплаты — улыбка, а на память — билет с ценой проезда «бесценно».
В ходе поездки сотрудники Пермгорэлектротранса рассказали пассажирам историю вагонов этой модели в Перми. В нашем городе трамваи КТМ-5 поставляли с 1970 по 90-е года. С 1971 года вагоны стали сцеплять — они ходили поездами из двух, а иногда и из трех вагонов. Эту практику прекратили в 2000-х годах по мере спада пассажиропотока из-за автомобилизации города.
— Только в 1997 году введено кондукторное обслуживание пассажиров на трамвае, — напомнила собравшимся специалист по связям с общественностью МУП «ПГЭТ» Анна Орлова. — До этого билеты компостировались пассажирами самостоятельно. А потому новшество в виде бескондукторной системы оплаты проезда — отнюдь не новшество.
Все желающие могли оставить пожелание пермскому трамваю на листе ватмана. Одним из первых обращение оставил мэр Эдуард Соснин.
— Этот вагон № 407 мы сохраним в качестве ходового музейного экспоната, — рассказал пресс-секретарь дептранса Перми Виталий Максимов, который стал автором идеи публичного прощания с этим вагоном. — Также КТМ-5 у нас останется в виде трамвая-кафе. Конечно, это не пассажирский вагон, но прокатиться и услышать это арию колес, ощутить плавность движения можно в трамвае-кафе.
После разворотного кольца на Висиме трамвай поехал по одной из самых старых линий в городе: в 1929 году трамваи ходили от Мотовилихи до перекрестка Ленина с Куйбышева. Кроме рассказов об истории и воспоминаний, организаторы поездки отвечали на вопросы собравшихся.
Объяснили пассажирам и почему время от времени в старых трамваях при движении ненадолго гасло освещение.
— Свет мигает, когда мы проходим токоразделы: напряжение на контактную сеть подается не на всём протяжении, а на отдельные участки, чтобы в случае ремонта можно было обесточить отдельный участок, — рассказал Виталий Максимов. — Когда мы проходим токораздел, в контактной сети пропадает напряжение и в вагоне на короткое время гаснет свет. Аналогично происходит при прохождении трамвайных стрелок.
С 1991 года за вагоном № 407 была закреплена водитель Валентина Чечель. Она отработала на нем 32 года и управляла им в последний день регулярной работы в субботу, 2 марта.
— Я когда села на этот вагон, наш директор сказал, чтобы я на этом вагоне отработала до пенсии. Я сейчас всё еще работаю и вожу пассажиров, но уже на «Львятах», — рассказала Валентина Чечель. — Когда узнала, что мой вагон выходит на линию, что он такой красивый, пустила слезу и обрадовалась. Очень было приятно, что мне это всё доверяют.
Конечной остановкой спецрейса КТМ-5 стало депо «Балатово». После этого более получаса собравшиеся фотографировались в трамвае и рядом с ним. Отдельная очередь выстроилась из тех, кто хотел посидеть в кабине водителя.
Прощание с КТМ-5 стало первым событием в год 95-летия пермского трамвая. О дальнейших мероприятиях МУП «Пермгорэлектротранс» и городской департамент транспорта планируют рассказать позже.
Ранее мы рассказывали, что в 2023 году в Пермь привезли 30 новых трамваев модели «Львёнок», до конца 2025 года в городе должно появиться еще 14 таких же вагонов.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.