Пермь — далеко не «пробочная столица» России, но в последнее время заторы на дорогах стали появляться очень часто и, что самое неприятное, неожиданно для пермяков. 8 и даже 9-балльные пробки сковывают город и утром, и вечером. Почему так происходит, мы узнали у директора института дорожного строительства и транспорта Пермского Политеха, кандидата технических наук, доцента Алексея Щелудякова.
«Бегите, глупцы!»
В самую эпичную 9-балльную пробку пермяки встали вечером 8 октября, и это была даже не пятница или выходные, а вторник. Без приключений невозможно было проехать по кольцу Перми-2, где столкнулись легковушки. Пермяки в «Яндекс.Картах» назвали кольцо чистилищем, в шутку предлагали продать машину и вспомнили известную фразу «Бегите, глупцы!». Но бежать было некуда. Наша журналистка Тома Минадзе, попавшая в эту пробку на автобусе, простояла в ней два часа.
— От ТРК «Семья» до ЦУМа 14-ый доехал как обычно: с учетом того, что это все еще вечерний час пик, прошло где-то минут 20, — делится Тома. — А вот от ЦУМа начался настоящий ад: поток машин все замедлялся, замедлялся и замедлялся, пока рядом с остановкой Попова не стал двигаться, по ощущениям, по пять миллиметров в год.
До остановки «Плеханова» от ЦУМа Тома ехала около часа, причем потом нашей коллеге и вовсе пришлось выйти из автобуса: водитель по громкой связи объявил, что на площади Гайдара автобус развернется.
Утром 14 октября Пермь снова сковали 9-балльные пробки. Из-за аварии встал Коммунальный мост, заторы были на Шоссе Космонавтов, Чкалова, Монастырской, Докучаева, Спешилова, Якутской, Ветлужской и Борцов Революции. Утром 17 октября пермяки, спешащие на работу, встали в 8-балльные пробки — кажется, это уже становится неприятной традицией для Перми, раньше пробками не славящейся.
В чем причина пробок?
Директор института дорожного строительства и транспорта Пермского Политеха Алексей Щелудяков предположил, что недавние пробки образовались из-за смены сезона: влагу на поверхности дороги подмораживает, поэтому ездить сейчас скользко, при этом дополнительным фактором, осложняющим условия дорожного движения, становится густой туман.
— В связи со строительством новых дорог и мостовых переходов пропускная способность наших магистралей в долговременной перспективе растет, но из-за ДТП и перегораживания проезжей части она резко падает, — говорит эксперт. — Из-за чего в девятибалльной пробке стояла Камская долина, Закамск и Докучаева с заездом на Гайву? Потому что локальный участок, соединяющий отдаленные районы с центром города, был заблокирован авариями. Здесь встает вопрос: «Почему быстро не разъехались?»
Алексей Михайлович отмечает еще один важный момент: исследования показывают, что водители становятся менее внимательными: используют за рулем мобильные телефоны и отвлекаются от условий осложненного движения — это уже тенденция.
— Если мы говорим о Камском мосте, мы понимаем, что у Перми есть потребность и в третьем, и в четвертом мосте через Каму, — говорит Алексей Щелудяков. — В городах-миллионниках таких транспортных артерий, несомненно, больше.
Мы предположили, что недавние заторы связаны с тем, что в Перми стало намного больше автомобилей, чем было несколько лет назад, но ошиблись. По словам эксперта, количество машин выросло, но ненамного.
— Уровень автомобилизации вырос непропорционально, — отмечает Алексей Щелудяков. — Обратите внимание: сейчас средний возраст автопарка увеличивается. Это связано в с тем, что стоимость новых автомобилей значительно выросла. Если раньше можно было купить любой автомобиль за миллион-полтора, то сейчас даже у «АвтоВАЗа» нет таких цен. Например, стоимость Lada Vesta приблизилась к двум миллионам рублей. Колоссального роста количества машин нет: нельзя сказать, что за несколько лет у нас, условно, количество автомобилей увеличилось на 10 тысяч — настолько, что город встал в пробки.
Если сравнить количество пробок сейчас и, например, в мае, то мы увидим, что ситуация тогда была похожая. Летом, говорит эксперт, многие пермяки уехали в отпуска и снизили интинсивность эксплуатации личного транспорта, потому что школьники ушли на каникулы. Трафик распределился равномерно, и пробок было меньше.
— Я считаю, что нужно сделать упор на планировании продолжительности своей поездки к месту назначения. Водители не планируют время нахождения в пути, едут впритык и начинают дергаться в транспортном потоке, — говорит Алексей Щелудяков. — Они вызывают дополнительные факторы, которые снижают среднюю скорость движения: это многочисленные перестроения, разрыв дистанции с впереди идущими машинами и отвлечение внимания водителей на гаджеты и мультмедиа систему автомобилей.
Ранее в Перми раньше срока открыли III этап улицы Строителей.