
Когда-то пионерские лагеря были миром, наполненном приключениями, игрой «Зарница», детскими секретами, песнями у костра и новыми друзьями. Но бывшие пионеры выросли, а от многих советских лагерей остались лишь отличные площадки для съемок ужастиков. Мы побывали в одном из заброшенных лагерей — «Салюте» возле деревни Химики за Гайвой. Готовы были обнаружить пустые поляны и остатки кирпичей, но увидели немного больше — следы жизни, которая, казалось, теплилась здесь совсем еще недавно.

Немного хоррора
Заброшенные лагеря — сегодня тема не только для ностальгических воспоминаний, но и для авторов фильмов. Так, в 2008 году режиссер Виктор Шмелев и сценарист Карышев сняли фильм ужасов «С.С.Д.» (18+) про бывший пионерский лагерь. Его действие происходит в заброшенном лагере советских времен. В нем герои реалити-шоу «Пионерлагерь» должны пройти квест. Неожиданно там начинаются разворачиваться незапланированные истории — все лагерные детские страшилки оживают, а герои шоу исчезают.
Именно такие ассоциации возникли у нас, когда из-за поворота в лесу неожиданно возникли лагерные ворота со звёздами. На табличках написано, что территорию охраняет ЧОП. Рядом — гудящая трансформаторная будка, провода которой идут в конкретном направлении. Все указывало, что здесь кто-то есть. Только кто?

Бессовестным образом мы проникли на территорию, воспользовавшись дырой в заборе. За ним — постройка со стекляшками вместо окон, пустая, на остатках стекол красной краской написано «Салют». По воспоминаниям пионеров, здесь был клуб, где ребята выступали со спектаклями, капустниками, смотрели кино.


На бывших детских площадках — запустение и покореженные зонты-грибочки над песочницами. В старом фонтане — медвежата и ёжик.

В глубине лагеря мы набрели на деревянный домик с покосившейся верандой. Окна на чердаке выбиты. Внутри — ни мальчишек, ни девчонок, а лишь сломанные полы, брошенная мебель и целая комната, заваленная стульями, стоявшими раньше в старом кинозале.

За первым домом оказался второй. По всей видимости, не так давно в нем кто-то жил — в нескольких комнатах здесь пылились мебель, посуда, груды книг, старые рентгеновские снимки.

В картонных коробках — архивы каких-то выборов и дела общественной организации, связанной с ветеранами Афганистана. Возможно, здесь был какой-то штаб.

Как рассказывают бывшие пионеры, раньше на территории было много других домиков, которые называли «дачки», но от них ничего не осталось. Одна из «дачек» горела, на ее месте — пепелище и груда обугленных досок.

В глубине лагеря видим старую избу, достойную резиденции Бабы-яги. Наверняка бывшие пионеры играли здесь в страшилки.


Внутри — сломанные ящики от овощей — остатки былого склада. А за складом мы неожиданно наткнулись на детскую коляску. И как она здесь оказалась?

На выходе из лагеря находится небольшой домик, в котором, возможно, был сторож. Но время нашей «экскурсии» он не появился. Пес, сидевший рядом со сторожкой, подал при виде нас грозный голос.


Гагаринцы и проказы
Как выяснилось, рядом с «Салютом» был еще один лагерь — «Гагарин», сейчас от него ничего не осталось. А раньше «Гагарин» был более богатым и комфортабельным.

Взаимоотношения пионеров из этих лагерей — особая страничка в истории местности.

— Там были каменные корпуса, крытый бассейн, — вспоминает бывшая пионерка Анастасия Мальцева. — Была там даже большая цепочная карусель, как в парке аттракционов. Дети из соседних лагерей, особенно старшие отряды, регулярно соревновались друг с другом. И не только в официальные спортивные игры, — а, например, старались учудить друг другу больше проказ. Как-то гагаринцы (естественно, под покровом ночи) выкрали у двух старших отрядов всю обувь и, связав ее гирляндой, растянули по всей линейке. Ответ последовал через пару дней. В этой ночной ответной вылазке принимал участие мой отряд. В темноте мы наткнулись на сушилку — веревки, растянутые на улице. И, похитив всё, что там сушилось, украсили линейку гагаринцев. Одну большую одеженцию, — в темноте мы поняли, что это широкие шорты, — мы привязали к флагштоку и подняли. Наутро в лагере гагаринцев были большие разборки. Мало того, что какие-то детки-негодяи всю одежду персонала лагеря узлами повязали, так еще и красные семейные трусы вместо флага повесили. Не знаю, какими санкциями для гагаринцев обернулась эта шалость салютовцев, но нас они не сдавали, как, впрочем, и мы их.

Мастерские, праздники и пейнтбол
Но и после закрытия жизнь лагеря не закончилась. Кто только сюда не приезжал. С 2001 по 2004 годы в одном из домиков организовал творческую мастерскую пермский художник Владимир Семочкин.

— Я был в лагере года три, и два из них жил постоянно, — рассказал Владимир 59.RU. — Нас пригласил туда человек, который взял это место в аренду. Я уехал туда после учебы в академии художеств. Место там чудесное, птицы как в сказке поют. Думал, что уединюсь и буду творить наедине с природой, но за это время повстречал такое количество разных людей, какое в городе, наверное, за этот же отрезок жизни вряд ли встречал. Там столько всего происходило! Рядом со мной жил резчик по дереву, приезжали какие-то люди, проводили там природные славянские праздники. Кто-то оседал и оставался жить, потом уезжал, приезжали другие. В основном это были творческие люди. Была даже мысль создать там что-то вроде города мастеров. Но, видимо, эту идею так и не получилось довести до конца. Возможно, возникли какие-то препоны с чиновниками.

В одном из домиков жил загадочный отшельник. В других домиках, по воспоминаниям бывших пионеров, иногда навещавших лагерь спустя годы, периодически появлялись сектанты. На сайте Teron.online даже появилось фото с таинственным крестом из лагеря. Но, возможно, за сектантов приняли тех любителей славянских обрядов.

По словам Владимира Семочкина, перед его отъездом из лагеря туда приехал мужчина с семьей. Они держали там лошадей.

В 2015 году здесь проводил игры пейнтбольный клуб — до сих здесь можно увидеть импровизированные укрытия из автомобильных шин. А на соснах укреплены конструкции для верёвочного парка.

Кто же хозяин?
По словам Владимира Семочкина, во время его жизни в лагере туда периодически приезжали какие-то люди и говорили, что они хозяева этого места. Но, как сообщили 59.RU в ЧОП «Кама-Групп», которое охраняет лагерь, территория лагеря является муниципальной собственностью и сейчас выставлена на продажу.


Мы сделали запрос в пресс-службу администрации Перми о дальнейшей судьбе лагеря. Но к уже известной информации здесь добавили только то, что вопрос о дальнейшей судьбе муниципального имущества сейчас прорабатывается.
Ранее мы писали, что в Перми появился музей истории пионеров Прикамья. Его открыли во Дворце творчества юных.