Страна и мир Куда поехать туристу в Прикамье репортаж «Страшный суд», шведская ракушка и иранское серебро: путеводитель для туриста по древней Чердыни

«Страшный суд», шведская ракушка и иранское серебро: путеводитель для туриста по древней Чердыни

Краткий путеводитель по самому древнему городу Пермского края

Общий вид на Чердынь

Август — самое время продолжить летние путешествия. Многие предпочли в этом году заменить дальние туры поездками по Пермскому краю. И это отличный выбор, в Прикамье есть на что посмотреть. Одно из путешествий вы можете совершить в Чердынь — самый древний город Прикамья.

Не удивляйтесь, если вам покажется, что вы попали на 150 лет назад: старые храмы, колокольные звоны, купеческие дома с засовами и ставнями, козы и коровы, беспечно пьющие из центрального фонтана. Рассказываем, что там посмотреть и куда сходить.

Виды с холмов. Их семь, как в Древнем Риме


В конце лета и начале осени пейзажи в Чердыни приобретают контрастные цвета — есть чем полюбоваться. Лучшие панорамы открываются с вершин холмов. Всего их здесь семь, как в Древнем Риме: Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский или Всесвятский. Все они разделены глубокими оврагами. Также прекрасный вид открывается около Иоанно-Богословского собора и с колокольни Воскресенского собора. Добраться до них легко — спросите у местных жителей.

Вид с Троицкого холма на Тайгу и Полюд

Устроившись на смотровой площадке, вы увидите бескрайние таежные просторы и реку Колву. Когда-то она была полноводной рекой, здесь ходили корабли и пролегал водный путь. Еще во второй половине XIX века по ней путешествовал писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и заглянул в саму Чердынь, оставив воспоминание об этом в рассказе «Старая Пермь».

Вдали вы заметите вершину горы Полюд — самую высокую точку в этой части Уральских гор. Она названа именем богатыря, жившего на вишерской земле. По коми-пермяцкой легенде он сражался с богатырем Колчимом. Они кидали в друг друга камни на протяжении многих лет, и Бог наказал обоих за это, превратив в скалы. По другой версии, Полюд сам ушел в каменную гору, где и спит до сих пор. Есть и еще один вариант легенды: богатыри Полюд и Ветлан любили девушку Вишеру и долгое время не могли её поделить. Тогда Бог превратил их в камни Полюд и Ветлан, а девушку — в реку Вишеру, текущую между ними.

Еще один вид, достойный кисти Рериха

Но и это не все, есть еще одна легенда, и она похожа на реальность: на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от нападения вогуло-татарского войска. Богатырь Полюд следил с вершины за набегами неприятеля. Как только они направлялись в сторону Чердыни — на вершине Полюда зажигали костер. К тому моменту, когда войско подходило к городу, Чердынь была готова отразить натиск.

Вечером с холмов можно увидеть живописное и многоцветное небо, а безоблачной ночью в августе — звездный купол, щедро усыпанный звездами.

Чердынский Кремль


Чердынский кремль — единственный в Пермском крае. Это было деревянное оборонительное сооружение города Чердыни и верхней части ремесленного посада. Кремль построили еще в 1535 году на Троицкой горе под наблюдением присланного из Москвы дьяка Семена Давыдова Курчева. От него ничего не осталось. Как он выглядел, можно увидеть в макете местного музея. Несколько лет назад на Троицком холме реконструировали Наугольную и Спасскую башни.

Кремль был на холме, где видны две реконструированные башни. Вид с колокольни Воскресенского собора
Так выглядел деревянный Чердынский Кремль: макет в музее

Иранское серебро и старинные монеты


Роскошные серебряные блюда и чеканные монеты Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии вы можете увидеть в краеведческом музее имени Пушкина. Древнее сасанидское серебро археологи нашли здесь еще в позапрошлом веке и увезли в Эрмитаж. Для местного музея сделали копии в технике гальванопластики.

Одно из иранских блюд: сцена охоты

По предположению историков, серебро попало сюда в обмен на пушнину, которую продавали в Европе и на восток. Чердынь вела активную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северной Югрой. Серебро, которое привозили сюда, отдавали новгородцам, а они оплачивали им часть дани Золотой Орде.

Тогда Чердынь была лакомым куском — она располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей, через нее шел путь в Сибирь и к Ледовитому океану. Новгород и Москва боролись за экономическое господство над Пермским краем. Князья из этих городов добирались сюда по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву.

Ракушки на Иоанно-Богословском монастыре


В прошлые века в Чердыни находилось настолько большое количество храмов, что со стороны казалось, что город состоит только из них. В годы советской власти многие из них уничтожили, снесли главы и расположили в них учреждения. Одна из сохранившихся церквей — храм Иоанна Богослова.

Иоанно-Богословский храм аскетичен

На его месте с 1462 года существовал деревянный Иоанно-Богословский мужской монастырь. В XVI веке царь Иоанн Грозный даровал обители грамоту на самостоятельное ведение хозяйственных и духовных дел. Существует даже легенда, что он сам посещал монастырь, но подтверждения этого факта в рукописях и географических названиях не сохранились.

Каменную Иоанно-Богословскую церковь построили на месте бывшей деревянной в 1718 году. Строили ее пленные шведы, которых сослал сюда Петр I после победы в Полтавской битве. Над окнами скромного храма вы увидите барочные украшения — изогнутые валюты-завитки, а над ними — цветок и ракушку. Декоративный элемент «ракушка» впервые на всем Урале применили именно в этом храме. Идея принадлежала шведам — это украшение давно применяли в Западной Европе. Когда-то окна храма были из слюды, сейчас они хранятся в местном музее. В церкви также сохранился старинный барочный иконостас.

Если обойдете церковь вокруг, то увидите старые могилы священников. На кованых памятниках — лики толстощеких херувимов, напоминающие лики ангелов из собрания Пермской деревянной скульптуры. Также от храма открывается еще круговая панорама на таежные просторы и Полюд.

Барочный иконостас в храме

В давние времена в Чердыни было два монастыря — мужской Иоанно-Богословский и девичий Успенский. Существует легенда, что между ними некогда был подземный ход, монахи и монахини ходили друг к другу в гости. Спустя месяцы после таких визитов из-за стен женского монастыря доносились детские крики — сказывались плоды гостеприимных визитов. Но это всего лишь легенда.

На колокольне Воскресенского собора


Собор был построен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной одноименной церкви. В 1930-е годы его закрыли и разместили здесь дом культуры. В начале 2000-х церковь вновь освятили и открыли для паствы, на колокольне разместили девять новых колоколов. Самый большой весит 2,7 тонны.

Старая немощеная улочка. Вид на Воскресенский собор

Кстати, вы сами можете подняться на самый верх граненной колокольни — вам ее откроют, если вы попросите. Вам предложат сделать любое скромное пожертвование, но на ваше усмотрение — настаивать на этом не будут. Двигаясь внутри башни по лестнице, будьте внимательней — она крутая. С верхней площадки откроются панорамы на весь город, ближайшие деревни, Колву и тайгу. На самой площадке вы сможете разглядеть колокола и рабочее место звонаря.

Внутри башни-колокольни. Каждый день по ней поднимается звонарь, и вы можете
На верхней площадке
Вид с колокольни
Звонница — рабочее место звонаря

Купеческие дома со ставнями


Особого внимания заслуживают купеческие дома, старые лавки, на многих из которых сохранились ставни, которые до сих пор закрывают на засовы с замками. В Чердыни жили купцы Алины, Гусевы, Лунеговы, Надымовы, Ржевины, Ремянниковы, Черных, Юргановы. Именно они жертвовали на строительство местных храмов, богаделен, детских приютов, создавали музеи и библиотеки. С приходом в 1918 году в Чердынь советской власти многих расстреляли, а их дома конфисковали. Кто-то ушел с армией Колчака, который в том же году вошел в городок.

Одна из старых купеческих лавок. Ставням и засовам больше 200 лет

Сохранился целый усадебный комплекс самых известных чердынских купцов Алиных на улице Соборной, 23. Это типичная для Чердыни усадьба с главным каменным домом, служебным корпусом и амбарами. Сейчас здесь размещены редакция газеты «Северная Звезда» и Управление Пенсионного фонда РФ.

Больница. Сумасшествие Мандельштама


На улице Комсомольской, 39 расположен главный корпус районной больницы. Летом 1934 года арестованного за антисталинские стихи Осипа Мандельштама отправили в ссылку в Чердынь. Его сопровождала жена Надежда. На первое время им разрешили поселиться в одной из палат больницы, так как поэт плохо себя чувствовал после Лубянской тюрьмы. Четверо суток в больнице ему мерещились сотрудники НКВД, которые хотели лишить его жизни. Он говорил о самоубийстве, о том, что лучше покончить с собой, чем «попасть в их лапы», и попытался осуществить это. Случай сохранился в изданных записках его жены.

Из одного из этих окон прыгал Мандельштам

— Вдруг, я почувствовала это сквозь сон, все сместилось: он вдруг очутился в окне, а я рядом с ним, — говорится в очерке. — Он спустил ноги наружу, и я успела заметить, что весь он спускается вниз. Подоконник был высокий. Отчаянно вытянув руки, я уцепилась за плечи пиджака. Он вывернулся из рукавов и рухнул вниз, и я услышала шум падения — что-то шлепнулось — и крик… Пиджак остался у меня в руках…

Мандельштама спасла клумба, он отделался вывихом с переломом плечевой кости. Супруга написала о его состоянии во все инстанции, и паре предложили выбрать город для жительства, кроме крупных столичных городов. Супруги выбрали Воронеж. Но пока ждали ответ, оставались в Чердыни. Сумасшедшие Мандельштама продолжалось — он утверждал, что Ахматову «ведут в кабинет», или начинал искать ее тело по чердынским оврагам. Каждый вечер, ближе к шести часам, Мандельштам ждал прихода расстрельной команды. К этому времени он начинал метаться и забивался в угол. Кастелянша больницы (позже она погибнет на Колыме) посоветовала Надежде просто переводить стрелки часов вперед. Увидев, что в «назначенный» час никто не пришел, Мандельштам успокаивался.

Осип и Надежда

Уже на пароходе, увозящем Мандельштама с пермской земли, у поэта исчезли голоса в голове, приступы паники и желание бежать или покончить с собой. Врачи в Воронеже не нашли никаких психических отклонений у поэта. О своем странном состоянии, которое он испытывал на чердынской земле, он написал в стихотворении «Стансы» год спустя:

…Подумаешь, как в Чердыни-голубе,

Где пахнет Обью и Тобол в раструбе,

В семивершковой я метался кутерьме!

Клевещущих козлов не досмотрел я драки:

Как петушок в прозрачной летней тьме,

— Харчи да харк, да что-нибудь, да враки

— Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок. И я в уме/

Кстати, улица, на которой находилась больница, носила тогда имя Сталина.

11 сентября и «Страшный суд»

Церковь Успения Богородицы была сооружена в 1757–1784 годах на месте деревянной, принадлежавшей девичьему монастырю (именно о ней мы рассказывали выше). Монастырь упразднили в 1764 году, и на его месте построили новый каменный храм.

Успенская церковь с восточной стороны

Церковь закрыли в 1932 году, сломали венцы, а библейские сцены на стенах закрасили. Позже пустующий храм передали музею. В 1970-е годы его сотрудники решили открыть здесь выставочный зал и начали ремонт, протянули электрическое отопление. Но после его включения в первый же месяц трубы разорвало, как будто сопротивлялась неведомая сила. Ремонт приостановили и возобновили его только в 2000 году. Восстановили главку и решили расчистить фрески, пригласив реставраторов из Златоуста. Реконструкция шла своим чередом, но одна картина не давалась — краска сходила вместе с изображением. Тогда ее решили не трогать, закрасили белой краской и ушли. Вернувшись в храм на другой день, мастера удивились — со стены сошли все слои поздних красок, раскрыв сюжет Страшного суда. Это произошло 11 сентября 2001 года — в день, когда в Америке рухнули башни-близнецы. После этого сотрудники музея решили открыть здесь «Музей истории веры».

Фреска «Страшный суд»

Попробовать местный хлеб

Ароматный, с хрустящей корочкой местный хлеб можно купить в самой пекарне, которая находится на Яборовой, 21, в бывшей церкви Богоявления Господня. Также свежий хлеб в магазинчиках-филиалах «Хлебушко».

Один из восстановленных деревянных храмов

5 фактов, которые вам не помешает знать


Наберитесь терпения, их будет совсем немного, чтобы поездка в Чердынь была еще интересней.

  • в старинных государевых грамотах Чердынь называли Пермью Великой. Точных сведений о дате основания Чердыни нет, но именно с нее начиналась история Пермской земли;

  • по одной из версий, именно Пермь Великая являлась центром древней страны Биармии, о которой написано в скандинавских сагах;

  • первым населением на этой территории были финно-угорские народы, которые с трудом подчинялись христианизации русских. В период Великого переселения народов — в IV-VII веках, на Урале появились тюркские племена, и часть финно-угорских племён ушла с Пермских земель на Дунай. С X века Прикамье находилось под властью волжских булгар и считалось их колонией. Пермь в арабских хрониках известна так же как Верхняя Булгария, или страна Вису;

  • Чердыни и ее народам посвящены романы Алексея Иванова;

  • имя города происходит от коми-пермяцких слов чер — «приток» и дын — «устье», то есть «поселение, возникшее при устье ручья». По другой версии, название дали по речке Чер у северной части города. Поселение в её устье именовалось Чердын. «Дын» переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо».

Старая фотография города: церквей было очень много

Как доехать:


Расстояние от Перми до Чердыни — 310 километров. Когда-то сюда летали маленькие самолеты, а сейчас можно добраться только на машине или на рейсовом автобусе. Он сделает остановку в Соликамске, где вы можете купить в буфете рядом с автовокзалом пирожки и кофе. Расписание автобуса вы можете уточнить на сайте Пермского автовокзала.

Если бы не машина, кажется, что попали на сотню лет назад

Где остановиться:


Стоимость пребывания в отелях составляет от 550 до 1500 рублей в сутки на человека:

  • мини-отель «Старая пристань», улица Набережная, 2. Телефоны: 8 (34240) 2–83–09, 8–908- 249–01–11;

  • гостиница «Охотничья слобода», улица Лунегова, 16. Телефоны: 8 (342) 293–20–44, 8–902- 471–20–44;

  • гостиница «Северный Урал», улица Верещагина, 1. Телефоны: 8–908–26–80–665, бронирование: 8 (34240) 2–83–91, 2–93–61;

  • гостиница«Уют», ул. Романовская, 14. Телефоны: 8 (34240) 2–95–00, 8–952- 339‑56–76, 8–909–731–46–96.

Встреча у центрального фонтана

Где перекусить:

  • «Чародейка», улица Успенская, 70;

  • закусочная «Метелица», улица Соборная, 22;

  • кафе «Колва», Южный квартал, 13.

Живности здесь хватает. Не удивляйтесь, если к вам подойдут такие прохожие

Что увезти с собой:

  • набор открыток, сувениры, хлеб, пряники и много фотографий.

Мастерские в избе. Почему бы и нет?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления