Август — самое время продолжить летние путешествия. Многие предпочли в этом году заменить дальние туры поездками по Пермскому краю. И это отличный выбор, в Прикамье есть на что посмотреть. Одно из путешествий вы можете совершить в Чердынь — самый древний город Прикамья.
Не удивляйтесь, если вам покажется, что вы попали на 150 лет назад: старые храмы, колокольные звоны, купеческие дома с засовами и ставнями, козы и коровы, беспечно пьющие из центрального фонтана. Рассказываем, что там посмотреть и куда сходить.
Виды с холмов. Их семь, как в Древнем Риме
В конце лета и начале осени пейзажи в Чердыни приобретают контрастные цвета — есть чем полюбоваться. Лучшие панорамы открываются с вершин холмов. Всего их здесь семь, как в Древнем Риме: Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский или Всесвятский. Все они разделены глубокими оврагами. Также прекрасный вид открывается около Иоанно-Богословского собора и с колокольни Воскресенского собора. Добраться до них легко — спросите у местных жителей.
Устроившись на смотровой площадке, вы увидите бескрайние таежные просторы и реку Колву. Когда-то она была полноводной рекой, здесь ходили корабли и пролегал водный путь. Еще во второй половине XIX века по ней путешествовал писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и заглянул в саму Чердынь, оставив воспоминание об этом в рассказе «Старая Пермь».
Вдали вы заметите вершину горы Полюд — самую высокую точку в этой части Уральских гор. Она названа именем богатыря, жившего на вишерской земле. По коми-пермяцкой легенде он сражался с богатырем Колчимом. Они кидали в друг друга камни на протяжении многих лет, и Бог наказал обоих за это, превратив в скалы. По другой версии, Полюд сам ушел в каменную гору, где и спит до сих пор. Есть и еще один вариант легенды: богатыри Полюд и Ветлан любили девушку Вишеру и долгое время не могли её поделить. Тогда Бог превратил их в камни Полюд и Ветлан, а девушку — в реку Вишеру, текущую между ними.
Но и это не все, есть еще одна легенда, и она похожа на реальность: на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от нападения вогуло-татарского войска. Богатырь Полюд следил с вершины за набегами неприятеля. Как только они направлялись в сторону Чердыни — на вершине Полюда зажигали костер. К тому моменту, когда войско подходило к городу, Чердынь была готова отразить натиск.
Вечером с холмов можно увидеть живописное и многоцветное небо, а безоблачной ночью в августе — звездный купол, щедро усыпанный звездами.
Чердынский Кремль
Чердынский кремль — единственный в Пермском крае. Это было деревянное оборонительное сооружение города Чердыни и верхней части ремесленного посада. Кремль построили еще в 1535 году на Троицкой горе под наблюдением присланного из Москвы дьяка Семена Давыдова Курчева. От него ничего не осталось. Как он выглядел, можно увидеть в макете местного музея. Несколько лет назад на Троицком холме реконструировали Наугольную и Спасскую башни.
Иранское серебро и старинные монеты
Роскошные серебряные блюда и чеканные монеты Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии вы можете увидеть в краеведческом музее имени Пушкина. Древнее сасанидское серебро археологи нашли здесь еще в позапрошлом веке и увезли в Эрмитаж. Для местного музея сделали копии в технике гальванопластики.
По предположению историков, серебро попало сюда в обмен на пушнину, которую продавали в Европе и на восток. Чердынь вела активную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северной Югрой. Серебро, которое привозили сюда, отдавали новгородцам, а они оплачивали им часть дани Золотой Орде.
Тогда Чердынь была лакомым куском — она располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей, через нее шел путь в Сибирь и к Ледовитому океану. Новгород и Москва боролись за экономическое господство над Пермским краем. Князья из этих городов добирались сюда по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву.
Ракушки на Иоанно-Богословском монастыре
В прошлые века в Чердыни находилось настолько большое количество храмов, что со стороны казалось, что город состоит только из них. В годы советской власти многие из них уничтожили, снесли главы и расположили в них учреждения. Одна из сохранившихся церквей — храм Иоанна Богослова.
На его месте с 1462 года существовал деревянный Иоанно-Богословский мужской монастырь. В XVI веке царь Иоанн Грозный даровал обители грамоту на самостоятельное ведение хозяйственных и духовных дел. Существует даже легенда, что он сам посещал монастырь, но подтверждения этого факта в рукописях и географических названиях не сохранились.
Каменную Иоанно-Богословскую церковь построили на месте бывшей деревянной в 1718 году. Строили ее пленные шведы, которых сослал сюда Петр I после победы в Полтавской битве. Над окнами скромного храма вы увидите барочные украшения — изогнутые валюты-завитки, а над ними — цветок и ракушку. Декоративный элемент «ракушка» впервые на всем Урале применили именно в этом храме. Идея принадлежала шведам — это украшение давно применяли в Западной Европе. Когда-то окна храма были из слюды, сейчас они хранятся в местном музее. В церкви также сохранился старинный барочный иконостас.
Если обойдете церковь вокруг, то увидите старые могилы священников. На кованых памятниках — лики толстощеких херувимов, напоминающие лики ангелов из собрания Пермской деревянной скульптуры. Также от храма открывается еще круговая панорама на таежные просторы и Полюд.
В давние времена в Чердыни было два монастыря — мужской Иоанно-Богословский и девичий Успенский. Существует легенда, что между ними некогда был подземный ход, монахи и монахини ходили друг к другу в гости. Спустя месяцы после таких визитов из-за стен женского монастыря доносились детские крики — сказывались плоды гостеприимных визитов. Но это всего лишь легенда.
На колокольне Воскресенского собора
Собор был построен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной одноименной церкви. В 1930-е годы его закрыли и разместили здесь дом культуры. В начале 2000-х церковь вновь освятили и открыли для паствы, на колокольне разместили девять новых колоколов. Самый большой весит 2,7 тонны.
Кстати, вы сами можете подняться на самый верх граненной колокольни — вам ее откроют, если вы попросите. Вам предложат сделать любое скромное пожертвование, но на ваше усмотрение — настаивать на этом не будут. Двигаясь внутри башни по лестнице, будьте внимательней — она крутая. С верхней площадки откроются панорамы на весь город, ближайшие деревни, Колву и тайгу. На самой площадке вы сможете разглядеть колокола и рабочее место звонаря.
Купеческие дома со ставнями
Особого внимания заслуживают купеческие дома, старые лавки, на многих из которых сохранились ставни, которые до сих пор закрывают на засовы с замками. В Чердыни жили купцы Алины, Гусевы, Лунеговы, Надымовы, Ржевины, Ремянниковы, Черных, Юргановы. Именно они жертвовали на строительство местных храмов, богаделен, детских приютов, создавали музеи и библиотеки. С приходом в 1918 году в Чердынь советской власти многих расстреляли, а их дома конфисковали. Кто-то ушел с армией Колчака, который в том же году вошел в городок.
Сохранился целый усадебный комплекс самых известных чердынских купцов Алиных на улице Соборной, 23. Это типичная для Чердыни усадьба с главным каменным домом, служебным корпусом и амбарами. Сейчас здесь размещены редакция газеты «Северная Звезда» и Управление Пенсионного фонда РФ.
Больница. Сумасшествие Мандельштама
На улице Комсомольской, 39 расположен главный корпус районной больницы. Летом 1934 года арестованного за антисталинские стихи Осипа Мандельштама отправили в ссылку в Чердынь. Его сопровождала жена Надежда. На первое время им разрешили поселиться в одной из палат больницы, так как поэт плохо себя чувствовал после Лубянской тюрьмы. Четверо суток в больнице ему мерещились сотрудники НКВД, которые хотели лишить его жизни. Он говорил о самоубийстве, о том, что лучше покончить с собой, чем «попасть в их лапы», и попытался осуществить это. Случай сохранился в изданных записках его жены.
— Вдруг, я почувствовала это сквозь сон, все сместилось: он вдруг очутился в окне, а я рядом с ним, — говорится в очерке. — Он спустил ноги наружу, и я успела заметить, что весь он спускается вниз. Подоконник был высокий. Отчаянно вытянув руки, я уцепилась за плечи пиджака. Он вывернулся из рукавов и рухнул вниз, и я услышала шум падения — что-то шлепнулось — и крик… Пиджак остался у меня в руках…
Мандельштама спасла клумба, он отделался вывихом с переломом плечевой кости. Супруга написала о его состоянии во все инстанции, и паре предложили выбрать город для жительства, кроме крупных столичных городов. Супруги выбрали Воронеж. Но пока ждали ответ, оставались в Чердыни. Сумасшедшие Мандельштама продолжалось — он утверждал, что Ахматову «ведут в кабинет», или начинал искать ее тело по чердынским оврагам. Каждый вечер, ближе к шести часам, Мандельштам ждал прихода расстрельной команды. К этому времени он начинал метаться и забивался в угол. Кастелянша больницы (позже она погибнет на Колыме) посоветовала Надежде просто переводить стрелки часов вперед. Увидев, что в «назначенный» час никто не пришел, Мандельштам успокаивался.
Уже на пароходе, увозящем Мандельштама с пермской земли, у поэта исчезли голоса в голове, приступы паники и желание бежать или покончить с собой. Врачи в Воронеже не нашли никаких психических отклонений у поэта. О своем странном состоянии, которое он испытывал на чердынской земле, он написал в стихотворении «Стансы» год спустя:
…Подумаешь, как в Чердыни-голубе,
Где пахнет Обью и Тобол в раструбе,
В семивершковой я метался кутерьме!
Клевещущих козлов не досмотрел я драки:
Как петушок в прозрачной летней тьме,
— Харчи да харк, да что-нибудь, да враки
— Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок. И я в уме/
Кстати, улица, на которой находилась больница, носила тогда имя Сталина.
11 сентября и «Страшный суд»
Церковь Успения Богородицы была сооружена в 1757–1784 годах на месте деревянной, принадлежавшей девичьему монастырю (именно о ней мы рассказывали выше). Монастырь упразднили в 1764 году, и на его месте построили новый каменный храм.
Церковь закрыли в 1932 году, сломали венцы, а библейские сцены на стенах закрасили. Позже пустующий храм передали музею. В 1970-е годы его сотрудники решили открыть здесь выставочный зал и начали ремонт, протянули электрическое отопление. Но после его включения в первый же месяц трубы разорвало, как будто сопротивлялась неведомая сила. Ремонт приостановили и возобновили его только в 2000 году. Восстановили главку и решили расчистить фрески, пригласив реставраторов из Златоуста. Реконструкция шла своим чередом, но одна картина не давалась — краска сходила вместе с изображением. Тогда ее решили не трогать, закрасили белой краской и ушли. Вернувшись в храм на другой день, мастера удивились — со стены сошли все слои поздних красок, раскрыв сюжет Страшного суда. Это произошло 11 сентября 2001 года — в день, когда в Америке рухнули башни-близнецы. После этого сотрудники музея решили открыть здесь «Музей истории веры».
Попробовать местный хлеб
Ароматный, с хрустящей корочкой местный хлеб можно купить в самой пекарне, которая находится на Яборовой, 21, в бывшей церкви Богоявления Господня. Также свежий хлеб в магазинчиках-филиалах «Хлебушко».
5 фактов, которые вам не помешает знать
Наберитесь терпения, их будет совсем немного, чтобы поездка в Чердынь была еще интересней.
в старинных государевых грамотах Чердынь называли Пермью Великой. Точных сведений о дате основания Чердыни нет, но именно с нее начиналась история Пермской земли;
по одной из версий, именно Пермь Великая являлась центром древней страны Биармии, о которой написано в скандинавских сагах;
первым населением на этой территории были финно-угорские народы, которые с трудом подчинялись христианизации русских. В период Великого переселения народов — в IV-VII веках, на Урале появились тюркские племена, и часть финно-угорских племён ушла с Пермских земель на Дунай. С X века Прикамье находилось под властью волжских булгар и считалось их колонией. Пермь в арабских хрониках известна так же как Верхняя Булгария, или страна Вису;
Чердыни и ее народам посвящены романы Алексея Иванова;
имя города происходит от коми-пермяцких слов чер — «приток» и дын — «устье», то есть «поселение, возникшее при устье ручья». По другой версии, название дали по речке Чер у северной части города. Поселение в её устье именовалось Чердын. «Дын» переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо».
Как доехать:
Расстояние от Перми до Чердыни — 310 километров. Когда-то сюда летали маленькие самолеты, а сейчас можно добраться только на машине или на рейсовом автобусе. Он сделает остановку в Соликамске, где вы можете купить в буфете рядом с автовокзалом пирожки и кофе. Расписание автобуса вы можете уточнить на сайте Пермского автовокзала.
Где остановиться:
Стоимость пребывания в отелях составляет от 550 до 1500 рублей в сутки на человека:
мини-отель «Старая пристань», улица Набережная, 2. Телефоны: 8 (34240) 2–83–09, 8–908- 249–01–11;
гостиница «Охотничья слобода», улица Лунегова, 16. Телефоны: 8 (342) 293–20–44, 8–902- 471–20–44;
гостиница «Северный Урал», улица Верещагина, 1. Телефоны: 8–908–26–80–665, бронирование: 8 (34240) 2–83–91, 2–93–61;
гостиница«Уют», ул. Романовская, 14. Телефоны: 8 (34240) 2–95–00, 8–952- 339‑56–76, 8–909–731–46–96.
Где перекусить:
«Чародейка», улица Успенская, 70;
закусочная «Метелица», улица Соборная, 22;
кафе «Колва», Южный квартал, 13.
Что увезти с собой:
набор открыток, сувениры, хлеб, пряники и много фотографий.