Бизнес фоторепортаж Стальная палитра: как в Лысьве производят металлопрокат разных цветов и фактур (даже под дерево или кирпич)

Стальная палитра: как в Лысьве производят металлопрокат разных цветов и фактур (даже под дерево или кирпич)

Такой материал используют для отделки зданий

Так выглядит металлопрокат с декоративным полимерным покрытием

На одном из старейших предприятий Прикамья — ММК-Лысьвенский металлургический завод — сегодня выпускают необычный металлопрокат. Его главная особенность — расцветка. Причем она может быть не только однотонной, но и имитирующей дерево, камень и кирпич. Электролитически оцинкованный прокат с полимерным покрытием (так официально называется получаемый материал) используют в разных сферах. Из него делают сайдинг для отделки зданий, металлочерепицу и элементы внутреннего оформления вагонов метро.

Как наносят такое покрытие и получают упакованные в рулоны разноцветные металлические ленты шириной до 1600 миллиметров, мы узнали, побывав на заводе.

Прокат в рулонах поставляют с Магнитогорского металлургического комбината
Прокат везут по железной дороге. В зависимости от толщины и марки стали вес одного рулона может достигать 14 тонн

На ММК-ЛМЗ нет отдельных станков, вместо них — огромные агрегаты, объединяющие множество машин. Оцинкованный прокат с полимерным покрытием производят на агрегатах № 3 и 4. Оба — непрерывного действия, то есть работают круглосуточно. Их останавливают, только чтобы провести профилактику. Расстояние от начала до конца каждого агрегата — 1100 метров.

Экскурсию по заводу для нас провел Владимир Копылов, более 20 лет проработавший главным технологом предприятия

Входные участки обоих агрегатов состоят из разматывателей, сварочной машины и башенного аккумулятора, в котором накапливается металлическая полоса.

Рулон черного проката (без какого-либо покрытия) закрепляют на разматывателе (он слева), и металлическое полотно со скоростью 72 метра в минуту движется к башенному аккумулятору
Металлическая лента загружается в башенный накопитель. Если приглядеться, видна легкая волнистость по краям, дальше ее уберут с помощью правильно-растяжных машин

Когда накопитель заполняется, входной участок останавливают, чтобы выбрать всю загруженную металлическую ленту и направить ее дальше. При этом агрегат продолжает работать: пока первый разматыватель стоит, запускают второй. Концы лент из разных рулонов сваривают, чтобы получалось цельное полотно.

Оператор руководит процессом: координирует подачу и скорость движения ленты, связывается с другими участками

Следующая часть агрегата находится на высоте 9,6 метра. В первую очередь здесь выправляют кромки металлической ленты — так, чтобы не осталось ни намека на волнистость.

На гальваническом участке металлическое полотно поступает на правильно-растяжную машину
Ролики движутся непрерывно

Металл обезжиривают щетко-моечные машины (лента проходит через щелочной раствор при температуре 75 градусов) и протравливают. Очищенная полоса идет на электролитическое цинкование.

На агрегате десять вертикальных ванн цинкования, на каждой по четыре анодных ветви

На оцинкованную металлическую полосу наносят защитное хроматное покрытие и отправляют дальше — на окрасочный участок. Там ее грунтуют и отправляют на просушку в печь, которая нагревается до 240 градусов. После охлаждения полоса возвращается, и поверх грунта полиуретановыми роликами наносят лицевую полиэфирную эмаль. Толщину покрытия закладывают в программу. С обратной стороны также наносят эмаль, но другую — эпоксидную.

Полоса проходит через покрасочную машину и движется дальше...
...в печь: на протяжении 80 с лишним метров лента находится на весу, не прикасаясь к каким-либо поверхностям
В закрытых печах эмаль полимеризуется — так получается полимерное покрытие, которое не выцветает на солнце

Для полимерного покрытия в основном используют эмали марки «Прайм Топ Индастри», для эпоксидного (которое наносят на внутреннюю сторону) — российские эмали.

Полоса с полимерным покрытием направляется на выходной участок, ко второму башенному накопителю — для готовой продукции
На выходе полосу осматривает контролер ОТК: если сотрудница замечает дефект, она нажимает специальную кнопку и записывает, с какого метра он начинается
Плакат-напоминание возле контролера

Имитацию кирпичной кладки, поверхностей из дерева и других материалов создают на агрегате декоративных покрытий итальянской компании Danieli. Его запустили пять лет назад, в марте 2016 года. Старт производству SteelArt дал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Образцы SteelArt с имитацией разных поверхностей

Покрытие наносят на оцинкованный прокат, подготовленный тут же, на ММК-ЛМЗ.

Как и на других участках, работы по созданию SteelArt идут на нескольких уровнях

Входной участок производства состоит из двух разматывателей и сшивной машины. Процесс похож на тот, что при производстве металлопроката с обычным полимерным покрытием, но Danieli не сваривает, а сшивает металлическое полотно. Потом лента идет из башенного накопителя на обезжиривание — в щетко-моечную машину. На металл с обеих сторон наносят защитное хроматное покрытие и направляют к машине для нанесения грунта. Далее — в печь и на охлаждение. А затем наносят покрытие.

Четвертый слой после цинкового, защитного и грунтового полимеризуется в печи при температуре 240 градусов, и металлическое полотно идет на участок принтеров. Там на него наносят специальные чернила — так появляется рисунок.

Всего работает три принтера: их сочетание позволяет получать самые разнообразные расцветки. Когда рисунок меняется, новый настраивают по меткам, чтобы краски не смещались и изображение было четким.

Имитация дуба. Сложно поверить, но полотно металлическое
У входа к одному из принтеров

Эффект 3D, когда поверхность не только визуально, но и на ощупь напоминает определенный материал, создается при помощи лакового покрытия. Как только чернила высыхают, полоса поступает на трехвалковую машину, где на нее наносят защитный лак: гладкий, текстурированный или с тем самым 3D-эффектом.

Рядом с принтерами — образцы рисунков

После сушки — финальная лакировка. При необходимости после этого можно нанести рисунок и на обратную сторону: операции пойдут в том же порядке.

Готовая металлическая полоса «стекает» вниз, где ее наматывают на шпули и отправляют на упаковку
Изображение на металлопрокате вблизи: видна фактура, имитирующая оригинальный материал

Завершающий этап всех работ — упаковка. Смотанные в рулоны металлические полосы краном приносят на соответствующий участок, где их готовят к отправке клиентам.

SteelArt, производство которого показано выше
Два крана несут частично упакованные рулоны. На мониторах над кабинами высвечивается вес грузов
Вблизи видны пластик (он защищает от механических повреждений, сколов и царапин) и специальная пленка (укрывает от атмосферного воздействия). Нередко в состав такой пленки входят ингибиторы — они не дают появиться ржавчине
Уголки нужны, чтобы упаковка не распалась и металлическое полотно не поцарапалось, не повредилось другим образом
Рулоны готовы к отправке

От основания до современности


Лысьвенский металлургический завод основала Варвара Шаховская (урожденная Строганова) в 1785 году. Собственной руды здесь не было, место для строительства выбрали из-за реки Лысьвы: после возведения плотины вода приводила в движение заводские механизмы.

Поначалу на заводе выпускали чугун и изделия из него, потом стали производить металлопрокат и другую продукцию. В XIX веке предприятие обзавелось гербом с изображением единорога — он перешел от нового владельца завода, графа Шувалова. Считается, что клеймо с единорогом имелось на кровле Собора Парижской Богоматери. Документальных подтверждений этому нет, но в 1900 году продукция завода действительно выезжала в Париж — на Всемирной выставке лысьвенское предприятие завоевало золотую медаль.

Тот самый герб с единорогом (на фото здесь и ниже — экспонаты Лысьвенского музея)
На металлическом листе клеймо, напоминающее о победе на Всемирной выставке

В советские годы ЛМЗ оказался не менее востребованным, чем в царской России. Акцент сделали на выпуск хромированной жести, из которой, в частности, изготавливали консервные банки (в 1929 году — 43% от всей хромированной жести Советского Союза). В 1934 году запустили производство автомобильного листа. Незадолго до этого восстановили цех эмалированной посуды, который открывался в 1913 году.

В годы Великой Отечественной войны завод стал выпускать солдатские каски. Всего на фронт из Лысьвы отправили 10,5 миллиона касок, а также 18 миллионов противогазов и 14 миллионов армейских котелков. К производству тогда привлекали даже младших школьников и детсадовцев: приводили их на пару часов. Но, как рассказывают в местном музее, это делали не из-за нехватки рабочих рук, а для того чтобы подкормить детей: во время смены обязательно делали перерыв на обед в заводской столовой.

Знаменитая лысьвенская каска: в местном музее ей посвящена отдельная экспозиция
Подросток за станком на Лысьвенском заводе — герой картины Петра Оборина, делавшего зарисовки в цехах во время войны

Производство проката с покрытиями зародилось в 1979 году. Тогда на ЛМЗ построили комплекс по производству холоднокатаного листового проката и хромированной жести. Оборудование не раз модернизировали. В 1994 году один из агрегатов перевели на электролитическое цинкование — такой прокат нужен был автомобильной промышленности, после распада СССР потерявшей поставщиков из бывших союзных республик.

С 2017 года Лысьвенский металлургический завод входит в состав группы ММК (Магнитогорский металлургический комбинат).

В прошлом году, несмотря на пандемию, Лысьвенский металлургический завод практически не останавливался. Часть сотрудников вывели на удаленку, но все работающие в цехах продолжали трудиться на своих местах. В итоге выдали 268 тысяч тонн проката с полимерным покрытием.

Ранее мы рассказывали о Лысьвенском заводе эмалированной посуды, поначалу входившем в состав ЛМЗ. А также о заводе бытовой техники в том же городе, где выпускают кухонные плиты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем