Экология проблема «Многое вообще нельзя выбрасывать»: в Пермь приехали активисты «Гринпис», чтобы разобрать наш мусор

«Многое вообще нельзя выбрасывать»: в Пермь приехали активисты «Гринпис», чтобы разобрать наш мусор

Они отсортировали целый кубометр мусора по составу

Не каждый готов так копаться в мусоре

Активисты «Гринпис» специально приехали в Пермь, чтобы исследовать наш мусор. А точнее то, что остается уже после сортировки. Специалисты называют это «хвостами». Отсортированные отходы отправляются на переработку, а все «хвосты» хоронятся на обычном мусорном полигоне. Экологи детально разобрали состав этих несортируемых остатков. Эту работу они проводили в нескольких крупных городах России: в Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Егорьевске (туда везут мусор из Москвы и Подмосковья), Ижевске. Главная цель — составить перечень материалов, которые стоит запретить к производству. Экологи хотят максимально упростить материалы, чтобы их было проще сортировать и перерабатывать. Визит состоялся в августе, но только сейчас активисты проанализировали данные, полученные во всех городах, и составили полную картину. Рассказываем, как команда «Гринпис» поработала в Перми и к каким выводам пришла.

10 человек в белых защитных комбинезонах, масках и двух слоях перчаток несколько часов подряд разбирали мусор на полигоне компании «Буматика». Вокруг летали полчища мух, из пакетов лезли тараканы, а к горлу то и дело подкатывала тошнота.

Сначала мусор из общей кучи разложили на маленькие кучки

Для анализа активисты получили кубометр того мусора, который остался уже после сортировки и должен был отправиться на полигон для захоронения. Он весил около 230 килограммов. Разбирать на фракции его начали часов в 10 утра, а закончили работу только ближе к вечеру.

Эколог Дмитрий Нестеров

— Уже в течение нескольких часов мы разбираем мусор. Наша задача — максимально детально разделить эти остатки, — рассказал 59.RU эксперт российского отделения «Гринпис» Дмитрий Нестеров. — Мы раскладываем мусор не только по видам: дерево, стекло, пластик. Мы делим еще более тщательно — на разные виды металла и пластика. И даже выделяем по типу использования, например отдельно пластиковые контейнеры, отдельно пластиковые вилки, отдельно тарелки. Да, это довольно рутинная работа, но она позволяет понять, что является так называемым трудноизвлекаемым товаром и упаковкой.

Бумаги среди такого мусора сравнительно мало

В команде есть участники из пермского отделения. Например, Мария занимается экоактивизмом с 2019 года. Она рассказала, что оказалось для нее самым трудным в такой сортировке.

— В прошлом году мы очищали берег Камы, — вспоминает Мария. — Брали сто метров, собирали мусор, делили его на фракции и отдавали на переработку. Помню, что на пляже было очень много стекла. В этот раз было интересно посортировать смешанные отходы. Получилось довольно жестко. Не так противно разрывать пакеты неизвестно с чем, как противно видеть выбегающих оттуда тараканов. Но спасает, что у нас есть защита: маски, костюмы, санитайзеры. Ну и мы же не просто так ковыряемся в мусоре, у этого есть конкретные цели и задачи.

Взвешивают электронным безменом

После того как всё разделили, началось взвешивание. Например, тяжелее всего оказались органические отходы — это остатки пищи, листья и ветки. Они весили около 130 килограммов. Да, органика весит много, но места занимает мало — в отличие от пластика. Тот почти невесомый, но довольно объемный.

— Наше исследование делается для того, чтобы составить перечень трудноизвлекаемых и трудноперерабатываемых отходов. То есть того, что не востребовано у изготовителя и переработчика, — объясняет Дмитрий Нестеров. — Нам нужна стандартизация упаковки. Например, сейчас хорошо видно, что молочная продукция фасуется в разные виды пластика, и при сортировке сложно отделять один от другого, потому что некогда разглядывать маркировку. В этом случае правильным решением было бы, чтобы напитки разливались в один вид, например в ПЭТ-бутылки, вся бытовая химия — в твердый полиэтилен. И такую же стандартизацию хорошо было бы сделать для еды быстрого приготовления и прочего. Это бы сильно упростило процесс сортировки и ускорило развитие системы раздельного сбора отходов.

Мусор делят очень детально
Активисты предлагают унифицировать упаковку, тогда ее будет проще перерабатывать

Среди отходов также есть резиновые перчатки, одноразовые маски — то есть средства индивидуальной защиты. С их утилизацией ситуация сложная, сетуют в «Гринпис». До сих пор нет единого протокола, что же с ними делать. Если маски и перчатки использовались в больнице, то они должны относиться к отходам с повышенным классом опасности и утилизироваться на спецполигонах — там их обычно сжигают. Если же СИЗы выкинули в обычную мусорку, то они расцениваются как стандартный бытовой мусор. Хотя с началом пандемии коронавируса экологи призывают пересмотреть отношение к утилизации средств защиты.

Из этой же кучи отходов выделили различные средства гигиены: подгузники, прокладки, туалетную бумагу. Много одноразовых влажных салфеток и ватных палочек. Переработать такой мусор невозможно.

Работа заняла почти весь день

— К сожалению, не все понимают, что влажные салфетки сделаны из пластика, — сетуют активисты. — На упаковках нужно писать большими буквами, что они содержат пластик, их нельзя бросать в кусты или смывать в унитаз.

Также проблемы возникают при утилизации блистеров от таблеток и паучей — это фольгированные пакеты. В таких, например, продают корм для животных. Сложность в том, что в такой конструкции уже не отделить фольгу от пластика, а значит, упаковку не переработать.

К сожалению, в «хвостах» много пластика
Отдельно взвешивают даже пластиковые трубочки

— Корзина потребления для всех городов примерно одинакова, — отмечает Дмитрий Нестеров. — Много отходов, которые можно было бы сразу сдать на переработку, например пластик и алюминиевые банки. Также много таких отходов, которые вообще нельзя выкидывать вместе с обычным мусором, например батарейки и аккумуляторы.

Если сравнивать объем, то, по данным «Гринпис», 43,4% от исследуемого мусора составил пластик, 15,3% — бумага, 14,7% — органика, 10,5% — текстиль, 6,3% — дерево, 4,5% — строительный мусор, 1,3% — металл, чуть меньше 1% от объема заняли стекло и отходы, похожие на медицинские (маски, перчатки и т. п.), всего 0,5% пришлось на опасные и электронные отходы. Почти 2% отходов вообще не удалось идентифицировать — это оказался очень мелкий мусор.

Эти банки можно было бы переработать

Если же сравнивать вес, то картина немного меняется. 38,8% занимают органические отходы, 15,2% — пластик, 10,6% — текстиль (его показатели веса и объема оказались практически идентичны), 9,2% — бумага, 8,8% — дерево, 4% — строительный мусор, 2,7% — стекло, чуть меньше 1% составил металл, по весу опасные и электронные отходы составили 1,2%, а мусор, схожий с медицинским, — 0,5%. Неопознанные отходы, которые по объему всего 2%, оказались довольно тяжелыми и заняли 7,8% веса.

Более половины исследуемого мусора заняла одноразовая упаковка. В основном это пластик, бумага и их производные. Треть составили одноразовые пакеты и пленки, еще четверть — контейнеры и подложки, 11% приходится на различные бутылки.

Крышки сложно сортировать, потому что они маленькие

Получается, что 43% отходов составляет пластик. Хотя, казалось бы, именно его должны были извлечь из общей массы при сортировке. Но, во-первых, его очень много в мусоре, во-вторых, он зачастую бывает такого качества и свойства, что для переработки уже непригоден.

Например, полистирольные подложки и очень тонкий пластик, из которого часто делают одноразовые пищевые контейнеры, тоже сложно переработать. Не все за это берутся.

Даже респираторы не спасают от запахов

— Возможно, для кого-то это будет откровением, но не весь пластик можно переработать, — рассказывают активисты. — Общее правило таково: чем толще пластик, тем проще его переработать. Если говорить про бутылки, то белые и кислотные нужно собирать отдельно, вот остальные цвета можно смешивать. Потом они всё равно перерабатываются все вместе с добавлением нужного красителя. А вот полистирол дешевле напечатать новый, чем собирать старый. Из полистирола делают вспененные подложки, стаканчики для йогурта, контейнеры-ракушки.

По итогу исследования «Гринпис» рекомендуют заменить одноразовую упаковку на многоразовую. А то, что заменить невозможно, стандартизировать по составу и внешнему виду, чтобы было проще отсортировать, и выгодно перерабатывать. Еще на этапе дизайна необходимо предусмотреть, чтобы многоразовые товары и упаковка были прочными, их можно было легко починить и переработать.

Все данные тут же заносились в таблицу

Также необходимо поддерживать и развивать раздельный сбор отходов, особенно пищевых. Поскольку именно они загрязняют все остальные.

В Пермском крае сортировка и переработка мусора только внедряется. Около года назад в Перми появились первые контейнеры для раздельного сбора мусора. Их поставили в Дзержинском районе. Туда надо было складывать всё, что можно переработать. Мы рассказывали, что потом происходило с таким мусором.

Также мы рассказывали об особенностях утилизации медицинского мусора, которого из-за пандемии коронавируса стало в разы больше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем