Образование Разговоры о важном подробности «Здоровая страна — это сильная Россия!»: разбираем «Разговоры о важном» о здоровье и влиянии на него фейковых новостей

«Здоровая страна — это сильная Россия!»: разбираем «Разговоры о важном» о здоровье и влиянии на него фейковых новостей

На классном часе учитель коснется темы теракта в Подмосковье

Это кадр из видео, которое покажут студентам. В ролике ребятам расскажут о достижениях российских медиков

«Разговоры о важном» на тему «Россия — здоровая держава» должны были пройти 25 марта, но из-за теракта в Подмосковье тему поменяли, а занятие о здоровье перенесли на 1 апреля. Мы разобрали сценарии уроков: с ребятами побеседуют о здоровом образе жизни, о физическом и психологическом здоровье. Много времени потратят на рассказ о том, как защититься от фейковых новостей.

Двукратный олимпийской чемпион — о здоровом образе жизни

Школьникам покажут видео с Максимом Траньковым — российским фигуристом и двукратным олимпийским чемпионом. Он расскажет детям о здоровом образе жизни.

Максим Траньков делится секретами здорового образа жизни

По словам Максима Транькова, здоровый образ жизни — это комплекс разных факторов. Кому-то помогает зарядка, ранний подъем, а кому-то, наоборот, лучше подольше поспать и попозже лечь. Главное — исключить вредные привычки. За здоровьем, по мнению Транькова, нужно следить в любом возрасте. Сам олимпийский чемпион признается, что в семье его называют супергероем, потому что он практически никогда не болеет.

— Я думаю, что это просто мое уральское здоровье, — признается фигурист.

Максим Траньков делится с ребятами полезными привычками.

— Самое полезное, наверное, это то, что связано с гигиеной: чистим зубы, принимаем регулярно душ, особенно после физических нагрузок, в спорте это тоже очень важно. Второе, наверное, — это на свежем воздухе находиться как можно больше. Сейчас я знаю, что молодежь гораздо больше времени проводит за гаджетами, за компьютерами и так далее, — говорит Траньков. — Может быть, как раз мой иммунитет [крепкий] из-за того, что я на улице вырос, всегда с утра до ночи находился либо на катке, либо на улице, может быть, здесь кроется секрет иммунитета. И, конечно же, больше гулять, больше находиться на улице, общаться на свежем воздухе, выезжать куда-то за город.

Третья привычка — умеренные физические нагрузки, занятия физкультурой, зарядка, игры, например футбол или баскетбол, катание на роликах. Также Траньков советует дисциплинировать себя, соблюдать режим дня.

1–4-е классы: правильное питание и психологическое здоровье

Крепкое здоровье, говорит учитель, нужно и для учебы, и для путешествий, и для занятий спортом. Многое зависит от самого человека, от его отношения к своему здоровью. Затем дети отвечают, как они понимают пословицу «Чистая вода — для хворобы беда», и смотрят видео о том, как правильно мыть руки — оказывается, это тоже надо уметь.

А вы знали, как правильно мыть руки? Ролик вас научит

Учитель рассказывает школьникам о вредных микробах и страшных вирусах. От них мы спасаемся, когда тщательно моем руки. Но для хорошего здоровья этого мало: нужно еще и правильно питаться. Ребята рассматривают «Колесо здоровья», на котором изображены разные продукты. Ребятам расскажут о правилах питания. Например, овощи и фрукты должны составлять основную часть приема пищи (примерно половину тарелки), полезно есть цельнозерновые продукты (овсянку, гречку, ячмень) — это примерно четвертая часть тарелки. Обязательно надо есть рыбу, курицу, фасоль и орехи. Они должны составлять четвертую часть тарелки. Пить лучше воду или чай, а от газировок стоит отказаться. Школьники выполняют задание: им надо определить, какие из продуктов полезные, а какие нет.

Дети должны распределить продукты по двум корзинкам. В одну положить полезные, в другую — вредные

Секрет здоровья, говорит педагог, — 9–10 часов сна и прогулка на свежем воздухе не менее 2–3 часов в день. Но важно и психологическое здоровье. Надо уметь «жить дружно и весело», помогать окружающим, поддерживать их, а для этого нужно тепло и умение понимать себя и других людей.

— Ребята, есть народная мудрость: «Улыбка — это поцелуй души», — говорит учитель. — Сейчас я улыбнусь вам всем, вы «поймаете» мою улыбку и улыбнетесь друг другу. А теперь посмотрите вокруг, подарите улыбку каждому в классе и пожелайте друг другу: «Будьте здоровы!» Берегите свое здоровье, здоровье близких и родных!

5–7-е классы: цифровая и информационная гигиена

Детям говорят, что здоровье — одна из главных жизненных ценностей человека. Педагог приводит статистику Всемирной организации здравоохранения. На здоровье человека влияют четыре фактора: медицина, наследственность, экология и образ жизни, причем последний — больше всего (50%).

Образ жизни, по данным ВОЗ, — главный фактор, влияющий на здоровье человека

— Здоровье во многом зависит от нас самих. Но часто мы, порой не задумываясь о последствиях, вредим своему здоровью, — подытоживает педагог и предлагает ребятам выполнить задание, которое называется «Скрепка».

Детям нужно представить, что скрепка — это их здоровье. Педагог называет четыре действия, например, «Я, как правило, мало сплю, меньше 8 часов», а ребята разгибают скрепку, если они так делают. Учитель предлагает школьникам вернуть скрепке первоначальный вид — сделать это почти невозможно.

— Вывод напрашивается сам собой — навредить здоровью проще, чем его восстановить! — восклицает педагог.

Учитель спрашивает у ребят, что значит вести здоровый образ жизни и есть ли у них полезные привычки.

— Здоровый образ жизни — это поведение и привычки человека, помогающие ему сохранить и улучшить свое здоровье, — обобщает ответы детей педагог. — Вы правы, что сюда относится и правильное питание, и занятия спортом, и режим дня.

Затем школьники выполняют интерактивное задание. Нужно ответить на вопросы из разных секторов — «Питание», «Режим дня» и «Привычки».

В каждом секторе представлен набор тем. Если нажать на иконку, появится вопрос

Всё, что обсудили ребята, касается физического здоровья, но оно тесно связано с психологическим. Чтобы понять связь психологического и физического здоровья, педагог предлагает изобразить его в виде цветка. Корень — это часть нашего здоровья, заложенная предками. Задача человека — «сохранить и нарастить ее». Стебель и листья — это наш образ жизни: привычки и ежедневные действия. Образ жизни отвечает за физическое здоровье. Бутон и цветок — это душевное, психологическое здоровье. Для него важны три составляющие. Их педагог рисует в виде сердцевины цветка и лепестков. Сердцевина — это «позитивное отношение к самому себе». Нужно принимать и поддерживать себя со своими ошибками и недостатками. Внешние лепестки — это «позитивное отношение к миру». Надо понимать, что в мире много разных людей и мнений, в жизни больше хорошего, чем плохого. Средний ряд лепестков — это «позитивное отношение к своему будущему». Это способность мечтать о лучшем, строить планы и реализовывать их.

Со школьниками беседуют о факторах психологического здоровья. Это, например, умение делиться как переживаниями, так и радостью с людьми, которым доверяешь, умение отдыхать (заниматься творчеством, общаться с друзьями, читать книги или смотреть фильмы).

Большое количество разной информации тоже влияет на здоровье, отмечает учитель.

— В случае, если из-за чтения различных негативных новостей вы чувствуете беспокойство, панику, страх или грусть, лучше игнорировать поступающую информацию и отписаться от источников подобных новостей, поскольку это может ухудшать ваше психологическое здоровье, — говорят детям. — Если вы испытываете тревогу от прочтения новостей, не игнорируйте свое эмоциональное состояние, позаботьтесь о себе: хорошо питайтесь, высыпайтесь, разговаривайте о своих переживаниях с близкими, с теми, кому вы можете доверять.

Педагог зачитывает рекомендации специалистов о том, как сохранить психологическое здоровье. Например, нужно замечать хотя бы три события в день, за которые вы благодарны, или интересоваться собственными переживаниями.

Три рекомендации для сохранения психологического здоровья

— Заботясь о своем психологическом здоровье, важно помнить о важности цифровой и информационной гигиены, — говорит педагог школьникам. — Сейчас в интернете можно найти очень много самой разной информации. Познавательная информация приносит нам пользу, однако иногда информация может расстроить, испугать, нарушить ваше душевное равновесие. Это заведомо ложная информация. Это та информация, которая нацелена на то, чтобы вызвать у вас негативные эмоции или манипулировать вашим поведением.

Чтобы избежать всего этого, нужно критически воспринимать информацию, доверять только проверенным источникам, ограничить количество любой получаемой информации (постоянная проверка новостей может тревожить). Также важно заботиться об окружающих, думая, действительно ли они хотят знать то, что вы им рассказываете (сказанное может расстроить или даже шокировать).

А это советы, которые должны помочь оградиться от манипуляций и негативных эмоций

От здоровья каждого из нас зависит здоровье нации. Здоровая страна — это сильная Россия! Будьте здоровы! Формируйте полезные привычки! И пусть каждый новый день приносит вам энергию для хороших и полезных дел! — заканчивает классный час учитель.

8–9-е классы: как защититься от фейковых новостей

С 8–9-ми классами тоже поговорят о здоровом образе жизни, а половину урока посвятят способам защиты от фейковых новостей. По словам педагога, в интернете много новостей о теракте в Crocus City Hall, в том числе фейковых. Их размещают на непроверенных сайтах, в телеграм-каналах, пересылают через чат-боты в мессенджерах.

Распространение ложной информации в интернете может создавать угрозу для психологического здоровья, — утверждает педагог.

Ложную информацию, по словам учителя, распространяют, чтобы посеять панику, испугать, накрутить количество подписчиков, «сформировать ложную точку зрения», а еще ложные новости могут распространять мошенники. Важно анализировать информацию в интернете, игнорировать подозрительные сообщения от незнакомцев и не переходить по ссылкам, обещающим подарки.

— Внимательно присмотритесь к своим подпискам — очень вероятно, что вам приходят уведомления от десятков СМИ, блогеров и телеграм-каналов, пишущих примерно об одном и том же, — говорит учитель. — В результате каждую тревожную новость вы получаете многократно. Возможно, лучшим выходом будет оставить всего два-три источника, которым вы максимально доверяете.

На чтение новостей нужно тратить не больше 45 минут в день

На чтение новостей лучше выделять 30–45 минут в день, а за час до сна их лучше вообще не читать.

При оценке информации смотрите, на что ссылается автор, какие источники он использует, — говорит педагог школьникам. — Важно, чтобы новости были подтверждены достоверными источниками, которыми являются официальные, аккредитованные СМИ, различные государственные ведомства и структуры. Если вы читаете новости в социальных сетях, обращайте внимание на знак верификации рядом с названием группы или канала.

Важно, по словам учителя, не распространять информацию, не внушающую доверие, а еще нужно позаботиться о близких: они могут по-разному реагировать на негативные новости.

10–11-е классы: как защититься от негативного влияния новостей

Половину занятия в старших классах тоже посвятят новостям. По словам учителя, трагедия в Crocus City Hall непосредственно коснулась не только семей пострадавших и погибших, но и множества людей, видевших кадры с места преступления и страдания окружающих.

— Конечно, испытывать в таких обстоятельствах чувства страха, тревоги — нормально, — уверяет педагог. — Однако, причина этих эмоций может быть различная. Информация, распространяемая в интернете, может быть фейковой, ее могут размещать ради собственной выгоды, ради количества подписчиков, комментариев, тем самым загоняя нас в еще больший стресс, искусственно вызывая негативные эмоции, которые в конечном счете скажутся на нашем общем состоянии.

Педагог предлагает ребятам познакомиться со способами противостоять негативному воздействию новостей. Старшеклассникам показывают чек-лист:

  1. Надо обращать внимание на свои источники информации.

  2. Нужно отвечать себе на вопросы. Например, как часто вы читаете новости. Если выяснится, что это происходит чаще 2–3 раз в день, стоит взять ситуацию под контроль: «От того, что мы узнаем новости не первыми, спустя пару часов, мы ничего не потеряем. Четко распределяем время — когда мы будем посещать информационные ресурсы».

  3. Нужно стараться не переходить на эмоции. В разговоре о происходящих событиях с окружающими следует спокойно и аргументированно защищать свою точку зрения, потому что событие пройдет, а близкие люди останутся. Лучше не вступать в дискуссию в интернете, если она перерастает в конфликт, а еще не стоит поддаваться на провокации: «Помните, ведь интернет-собеседнику вы всё равно ничего не докажете, зачем тратить время и свои ресурсы на бесполезную деятельность».

  4. Не стоит самим становиться источниками травматической информации, чтобы не делать хуже ни себе, ни другим.

  5. Нужно сохранять критичность мышления.

Студенты техникумов и колледжей: «Российские врачи — это пример отваги, милосердия и любви»

Студентам включают видео о достижениях российской медицины. Например, Николай Пирогов первым начал оперировать на поле боя, первым применил наркоз для снижения болевой чувствительности у солдат, разработал систему эвакуации раненых, а еще под его покровительством появились первые сестры милосердия. Другой медик Сергей Боткин добился строительства бесплатной больницы в Москве, предложил лечить заболевания системно, придумал измерять температуру термометром и создал карету скорой помощи.

Видео расскажет о знаменитых российских врачах

Благодаря российским медикам, патриотам своей страны, наша медицина развивалась и занимала лидирующие места по многим решениям, — говорит диктор. — Российская медицина подарила миру клеточную теорию иммунитета, исследования по возникновению и развитию атеросклероза, искусственные хрусталики и операцию по лечению глаукомы. А также наши ученые и врачи создали многие новые направления.

Владимир Демихов, говорит диктор, сконструировал и сделал первое в мире искусственное сердце и пересадил сердце, легкие и печень. Врач Леонид Рошаль спасал жизни во многих конфликтах и стихийных бедствиях XX века, а Дмитрий Хубезов в 2022 году ушел добровольцем на СВО, там он координирует работу медиков.

— «В окопах сидят наши дети, они отдают свои жизни. Я обязан быть рядом», — цитирует Хубезова диктор. — Российские врачи — это пример отваги, милосердия и любви. Они готовы рисковать своей жизнью ради спасения сотен других.

Студентам приводят статистику «Института изучения детства, семьи и воспитания». По результатам исследования, здоровье стоит первым в рейтинге того, что студенты СПО желают себе в будущем. Здоровье — один из главных залогов успеха для 49% респондентов. Учитель спрашивает ребят, определяет ли их успех в будущем здоровье, а потом обращает внимание студентов на то, что залог успеха — это еще и высокий уровень интеллекта, профессионализм, целеустремленность и трудолюбие. Правда, без здоровья все эти факторы не будут работать в полную силу.

По словам педагога, подросткам от 15 до 18 лет важно регулярно проходить медосмотры. Ребята узнают, к каким врачам им надо обязательно сходить и какие анализы сдать.

Педагог напомнит студентам, каких врачей нужно посещать регулярно

По определению ВОЗ, здоровье человека — это состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, — обращает внимание студентов педагог.

Физическое здоровье связано с психологическим, отмечает учитель. Психологическое здоровье — «состояние благополучия, при котором у человека есть возможность реализовать личный потенциал, справляться со стрессом, продуктивно и плодотворно учиться и трудиться, а также вносить вклад в развитие общества». Кроме того, психологическое здоровье — это состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между человеком и обществом. При этом психологическое здоровье зависит не только от внешних событий, но и от нас самих. Студенты составляют портрет психологически здорового человека, а потом разбирают способы противостоять негативному воздействию новостей.

Всё это умеет делать психологически здоровый человек

— Итак, здоровье является основополагающей ценностью не только каждого человека, но и всего общества, — заканчивает классный час педагог. — Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Хорошее здоровье (как физическое, так и психологическое), разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Мы заранее изучаем методички занятий и публикуем планы уроков в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем