RU59
Погода

Сейчас+27°C

Сейчас в Перми

Погода+27°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +27

2 м/c,

с-з.

743мм 41%
Подробнее
6 Пробки
USD 89,38
EUR 96,87
Семья мнение «Интересно не почему поп-иты популярны, а почему дети живут в таком стрессе». Пермский психолог — о новых детских игрушках

«Интересно не почему поп-иты популярны, а почему дети живут в таком стрессе». Пермский психолог — о новых детских игрушках

Александр Вайнер говорит о причинах стресса, который сегодня начинается уже в детстве

Ваши дети тоже просят купить им поп-ит? Это, конечно, модно, но может быть и обосновано с точки зрения психологии

Пермский психотерапевт Александр Вайнер опубликовал в своем «Инстаграме» свое мнение о популярности среди детей новых игрушек — симпл-димплов, сквишей, поп-итов (сегодня о них наверняка слышал каждый родитель и не только; суть игрушек — как у лопанья пупырчатой пленки — снять стресс). Но больше эта колонка — про причины детского стресса. По договоренности с врачом публикуем ее полностью.

— Поп-ит, симпл-димпл, сквиш — не просто бессмысленное сочетание букв, а вполне себе интересный психический феномен. Для тех, кто не в курсе, это популярные, особенно среди детей, антистресс-игрушки. В чём же секрет этой популярности, опасны они или полезны, и почему дети скупают их в промышленных масштабах? Вопросы, на которые я решил ответить в этой статье.

Секрет популярности игрушек, снижающих психическое напряжение, крайне прост. Вы не поверите, но они достаточно эффективно снижают психическое напряжение. По сходным причинам крайне популярна вода, она очень хорошо утоляет жажду. Не меньшим успехом пользуется и еда. Она уже много веков очень эффективно усмиряет голод. Если серьезно, то интересно не то, почему антистресс-игрушки столь востребованы детьми, а причины, по которым современные дети живут в таком сильном стрессе.

Но прежде чем ответить на этот вопрос, буквально два слова про опасность этих игрушек для психики. Утверждается, что поп-ит:

  • вызывает психическую зависимость;

  • отупляет.

Во-первых, хотелось бы увидеть исследования, доказывающие, что лопанье пузырьковой пленки опасно для психического здоровья. Во-вторых, психическая зависимость предполагает разрушение физической и социальной сферы из-за аддиктивного поведения, чего мы, разумеется, у пользователей этих игрушек не наблюдаем. И, в-третьих, об этом рассказывают люди с такими казенными лицами, что хочется их вернуть обратно на страницы книг Салтыкова-Щедрина.

Так почему же современные дети живут в таком сильном стрессе? Я бы выделил три основные причины.

1. Ситуация в семье. Начиная с первого года жизни ребенок попадает в руки родителей, которые его либо хотели, либо нет. Он не осознает себя как личность, мало что понимает, но именно ощущение желанности первого года жизни становится фундаментом личности, который ни один психотерапевт полностью перестроить не сможет. Недоверие к жизни, граничащее с паранойей, и железобетонная уверенность, что тебе все не рады, — вот чувства и мысли, с которыми нежеланный ребенок существует. Когда он становится взрослым обладателем худо-бедно сформированного мозга, с этим вполне себе можно жить, абсолютное большинство населения планеты справляется. Но в детстве, когда ты еще не научился терпеть, — это достаточно тяжело.

Мало того, ребенок оказывается в двойственной ситуации. С одной стороны, он постоянно подвергается психическому давлению. На него постоянно повышают голос, могут отшлепать, плюс родители конфликтуют между собой. А с другой стороны, те же самые родители не тренируют его терпеть психическое напряжение. Обязанности ребенка минимальны, либо полностью отсутствуют. То есть, с одной стороны, мы вынуждаем человека бегать марафоны, а с другой, пичкаем его плюшками и разрешаем забить на тренировки.

2. Дети перегружены учебой. Жить с постоянным ощущением, что, если не напишешь очередной тест, небо упадет на землю, а Дунай потечет вспять — крайне тяжело. И вот тут вы мне можете возразить. Мол, ты же сам из статьи в статью рассказываешь, как важна хорошая учеба для формирования успешной и эффективной личности. Да, вы правы, рассказываю. Но дело в том, что интеллектуальный потенциал — как рост. Если в детстве постоянно сидеть сгорбившись, вырасти получится только до минимума, предопределенного генетикой. Если же регулярно играть в баскетбол, появляются шансы дорасти до своего потенциального максимума. Но вот выше генетического максимума прыгнуть, увы, не удастся. То есть, наверное, при помощи аппарата Илизарова или дыбы подростка можно растянуть еще на пару сантиметров, но ничего, кроме болезней, это не даст.

Да, самый эффективный тренажер для того, чтобы ребенок научился терпеть психическое напряжение, — это учеба. Но учиться можно в Лиге плюща, а можно — в ПТУ в Бибирево. Родители с упорством роторных канавокопателей запихивают детей в максимально престижные школы и гимназии для удовлетворения собственных амбиций, при этом позволяя им учиться на двойки и тройки. В результате ребенок существует в постоянном стрессе, потому что его интеллектуальный потенциал не дотягивает до уровня учебного учреждения, в которое он попал. Плюс с молчаливого согласия тех же родителей он толком не учится, то есть не получает жизненно важные навыки работы с психическим напряжением.

3. Отсутствие социализации. Выбирая между научением общаться и ничегонеделаньем, мозг подростка, разумеется, выберет второе. Но мы стайные животные. Невозможно лишить мозг общения и надеяться, что голова нам за это не отомстит. Среднестатистический родитель рассуждает так: мой ребенок ходит в школу, туда же ходят и другие дети, наверное, они там общаются. В молодости я, руководствуясь подобной логикой, приглашал девушек на свидания. Мол, я ем и ты ешь, давай делать это вместе. Если ты еще и пьешь, то вообще всё совпало. Формально всё, конечно, так, но есть некоторые нюансы.

Дело в том, что в пубертате изменяются правила игры. Приходится учиться общаться по-новому, заслуживать внимание других людей, а не получать его безусловно, как в детстве. И если у ребенка не получилось завоевать себе место под солнцем в классе сегодня, то, вероятнее всего, это не получится и завтра. Поэтому чем в большем количестве коллективов ребенок задействован, тем больше шансов, что хоть где-нибудь у него получится вписаться. А как он в эти коллективы попадет? Правильно, его туда отведут родители, ну или не отведут. Причем кружки должны выбираться с точки зрения потенциальной возможности взаимодействия. Например, футбол или баскетбол в плане будущей социальной адаптации — это отлично, а беговые лыжи совершенно бесполезны. Важно, чтобы в эти группы ребенок попал заранее, до пубертата. Соломку нужно подстелить до прыжка из самолета, а не после.

А теперь давайте «подобьем деньги». Дома ребенок сталкивается с эмоциональным недержанием родителей. Школа подобрана не по силам. Социализация стремится к нулю. Навыки стрессоустойчивости отсутствуют. Что остается? Правильно, искать средства для сиюминутного снижения стресса. Если ребенок помладше, его заинтересует симпл-димпл, если постарше — снюсы, но при желании он может и совместить...

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем