Город Сергей Никифоров, технический директор ООО «НОВОГОР-Прикамье»: «Более 200 тысяч человек в Перми живут в зоне риска»

Сергей Никифоров, технический директор ООО «НОВОГОР-Прикамье»: «Более 200 тысяч человек в Перми живут в зоне риска»

Как ни странно, но в преддверии зимы отключения воды в Перми не закончились. Кто-то винит в этом власти, кто-то – оператора сетей городского водоканала, компанию «НОВОГОР-Прикамье». О причинах и последствиях таких отключений порталу 59.ru рассказал технический директор «НОВОГОРа» Сергей Никифоров, который также раскрыл секреты бесхозных сетей, последствий «лихих девяностых» и массовых захоронениях во время раскопок.

Традиционный сезон ремонтных работ закончился, однако воду кое-где по-прежнему отключают. В связи с чем продолжаются отключения?

– У нас есть два вида ремонтных работ: планово-предупредительный и аварийный. Как правило, планово-предупредительный ремонт идет круглый год. Хотя зимой наблюдается определенный спад, связанный с погодными условиями.

И при плановом, и при аварийном ремонте отключения воды неизбежны. Есть еще третья категория отключений, которые производятся для врезки отремонтированных и вновь построенных трубопроводов. Но, как правило, пик этих работ приходится на период с августа по октябрь, потому что именно в это время обычно вводится в эксплуатацию большое количество вновь построенных объектов. Конечно, что-то еще сдается и в ноябре, и в декабре.

Что касается отключений, то требования к ним находятся под особым контролем. Так, любое отключение обязательно сопровождается подвозом воды к социальным объектам. Когда происходит плановое отключение, проще – мы прокладываем маршрут и извещаем потребителей. Когда аварийное отключение – мы работаем по заявкам граждан, по информации от жителей. Если у кого-то есть претензии по подвозу воды и другим вопросам – просьба обращаться в нашу информационно-контактную службу по телефону 068.

Еженедельно информация из этой службы поступает мне. Подвоз воды находится под особым вниманием, и, в частности, мы контролируем, чтобы автоцистерны при необходимости работали до 22 часов. Вот, что касается отключений, причин и минимизации дискомфорта с ними связанного.

Многие помнят случаи прошлой зимы, когда после небольших отключений некоторые жители оставались без воды на несколько дней из-за перемерзания труб...

– Действительно, случаев перемерзания трубопроводов было в прошлом году немало. Дело в том, что есть нормативные глубины заложения трубопровода. Анализ проблемных водоводов, выявленных прошлой зимой, показал, что ни один из перемерзших трубопроводов не находился на нормативной глубине. Непонятно, думали люди или нет, когда на свой объект – жилой дом или офис – прокладывали трубопровод на глубине полтора метра или даже меньше. Это при том, что минимально гарантированное промерзание в черте города – 1,8 метра. Значит, труба должна быть заложена минимум на 2,3 метра! С учетом гидрогеологических особенностей в каждой зоне города эта глубина заложения трубы не является предельной, где-то – глубина заложения может быть до 3 метров.

Создается впечатление, что стали чаще отключать – планово или внепланово…

– В этом году мы провели три крупных плановых отключения, которых не было уже давно. Если вернуться на 6-8 лет назад, то отключения Чусовских очистных сооружений (ЧОС) и Большекамского водозабора (БКВ) и Кировских очистных сооружений (КОС), так называемые остановы, проводили два раза в год: весной и осенью. Потом несколько лет – и я не стесняюсь это говорить – по политическим соображениям тогдашние руководители «НОВОГОРа» изменили режим остановов, и проводили их один раз в два года. Этого категорически недостаточно. Сейчас мы вернулись к ежегодным остановам водозаборных сооружений. Но стараемся делать это с минимальными неудобствами для жителей – один раз в год и в летний период, когда не работают учебные заведения, в разгаре – пора отпусков, есть возможность выехать из города.

Что касается всего остального увеличения числа отключений, то сегодня у нас более жесткие требования к работе запорной арматуры. Неработающую задвижку можно отремонтировать, отключая воду на 12-18 часов. Но если зимой случится авария на этом участке, работающая задвижка позволит уменьшить количество отключенных потребителей. И нам придется неожиданно отключать не пять тысяч человек, а гораздо меньше. Я считаю, что лучше два-три плановых отключения летом и осенью, чем одно внеплановое – зимой. Поэтому работа по обеспечению сетей надежной запорной арматурой будет продолжаться.

Еще на увеличение количества отключений влияет то, что немногим более половины сетей в городе закреплены за «НОВОГОРом». Около 30% – это сети, которые не обслуживаются никем: есть среди них бесхозные, есть принадлежащие каким-то компаниям. Но качество обслуживания этих сетей можно считать нулевым. А когда происходят порывы и аварии на этих сетях, то жители города спрашивают с «НОВОГОРа», ведь для многих вода – это «НОВОГОР». А на бесхозных сетях динамика аварийности значительно хуже, чем на наших. По аварийности у нас динамика не увеличивается, даже есть уменьшение, на сетях водоснабжения существенно.

По аварийности на сетях канализации мы пока держимся на прежнем уровне, мероприятия по капремонтам на следующие годы подготовлены, финансирование в части восстановления канализационных объектов начинает иметь преобладающее значение – потому что авария на канализации по своим последствиям серьезнее аварии на водопроводе. Воду подвезти можно, стоки отвести гораздо сложнее – приходится отключать воду.

Позиция администрации в отношении бесхозных сетей в последнее время кардинально изменилась. И с администрациями районов, и с администрацией города мы очень плотно работаем по выявлению этих сетей. Мы заверили администрацию города, что готовы взять под контроль все 100% сетей в Перми. Вопрос в их документировании, юридическом сопровождении передачи. Юридические закавыки существуют – пока процедура передачи бесхозных сетей в аренду «НОВОГОРу» идет не менее полутора лет.

Сейчас наибольшее количество бесхозных сетей сосредоточенов микрорайонах Авиагородок и Владимирский. Самый свежий пример: более двух недель часть жителей этих микрорайонов оставались без воды. Администрация нашла подрядчика, какие-то работы восстановительные они ведут. Но все это непрофессионально и долго.

А как у вас проходит взаимодействие с УК и ТСЖ?

– Вообще, мы в большей части обслуживаем водоводы по системе «до фундамента», за них и отвечаем. Всё, что касается внутридомовых сетей – не наша зона ответственности, хотя жалобы поступают регулярно. Но мы всё равно приходим, обследуем. Зачастую видим: давление на вводе 4 атмосферы, внутри дома – 1,2-1,5 атмосферы. То есть, внутридомовая сеть пришла в негодность, заросла, её надо менять. Здесь практически все те же беды: «лихие 90-е годы» нулевых расходов дают о себе знать.

Мы работаем с управляющими компаниями, ТСЖ. Поэтому жалобы отдельного жителя или квартиросъемщика пересылаем этим организациям. Дело в том, что юридически наш абонент – УК, ТСЖ они и вызывают нас, обозначают, что есть проблема с водой. Совместно обследуем и выясняем, что подлежит ремонту: либо внутридомовые сети, либо наши. В случае необходимости мы проводим замену ввода. У нас существуют ежегодные программы по замене вводов. Замена ввода производится только при отсутствии задолженности УК или ТСЖ перед «НОВОГОРом» и при наличии общедомового прибора учета воды.

Если вернуться к статистике, то какой процент составляют бесхозные сети?

– Мы не знаем точно, сколько в городе сетей, и никто не знает. Мы знаем, сколько наших сетей. Мы знаем, сколько бесхозных сетей выявлено, и сколько из них находится в процессе передачи водоканалу и затем нам в аренду. Есть понимание плотности сетей по городу и территориальных границ города. Исходя из этого, по нашим прогнозам, 30% сетей бесхозны. Либо же они ведомственные, которые не обслуживаются, и ведомство, чьи сети, можно найти с трудом. Либо ведомство знает о своих сетях, но у них нет возможности содержать эти сети. Приведу в пример недавний случай на улице Кирова в Перми, где на сетях «Треста №14», которые вводились в эксплуатацию вместе со строительством дома, случился порыв – очень сильная утечка вплоть до угрозы подмыва фундамента и разлива на улицу Ленина. Естественно, работники треста отключили воду в доме и три дня думали, как же теперь восстанавливать трубу. В итоге по заявке администрации города мы всё сделали.

Есть категория сетей, за которые несет ответственность администрация, у них есть источник финансирования на содержание этих сетей, они передают заявки нам, либо кому-то другому для ремонта.

Самое страшное – это сети, чей собственник не определен. В остальных есть ответственность администрации, водоканала или наша. А там, где сети непонятно чьи, как в микрорайонах Владимирский, Авиагородок – наглядные примеры. А ведь в этих микрорайонах живут десятки тысяч людей. Так, если 30% взять по средней плотности, то 200-250 тысяч человек в Перми живут в зоне риска из-за отсутствия информации о принадлежности сетей водопровода и канализации, которые идут в их дома.

Из ваших сетей, сколько нуждаются в срочной модернизации, замене?

– Полный износ сетей более 70 %. Если мы даже скажем, что износ сетей – чисто бухгалтерская позиция, то, подойдя с чисто технической позиции, надо говорить о срочной замене 15%. И 30-40% сетей нужно будет заменить в течение пяти лет. Залпом все не поменять не только из-за финансовых ограничений, но и потому что сразу весь город не перекопать. Хотя желание провести замену оперативно и тем самым существенно снизить аварийность – огромное.

Чтобы уменьшить отключения, мы сейчас активно применяем схемы, где прокладываются временные трубопроводы. Да, это удорожает ремонт, но это комфортность проживания людей. Кроме требований административных и технических, есть понятия человечности. Во всяком случае, чтобы бездумно, без согласования наш слесарь мог принять решение отключить дом от водоснабжения – сейчас такого нет. Сначала предупредим управляющую компанию, если таковая есть, а там уже от их прыти зависит, как они людей оповестят.

На следующий год мы запланировали закупку еще трех автоцистерн, нам нужно минимум шесть-семь автоцистерн, чтобы качественно и комфортно подвозить воду в периоды отключений. Ведь в 2011 году у нас те же планы – делать летние профилактические отключения: ЧОС, БКВ, КОС. Пока у нас две машины для подвоза воды, к выходу на линию выхода готовится третья.

Насколько сейчас необходимо перекрывать тротуары и дороги, проводить раскопки при существовании метода санации труб?

– Стараемся, конечно, избегать вскрытий дорожного полотна. Предположим, есть 10 метров трубы под проезжей частью основных наших улиц с бордюрами и так далее. Собственно замена трубы будет стоить не более 40% от общей работы, около 60% – благоустройство. Поэтому даже из этих соображений мы избегаем ремонтов под дорогами открытым способом. Вот, например, этим летом на Парковом мы санировали два коллектора. Для этого методом горизонтально направленного бурения сделали третий, переключали поочередно существующие коллекторы. Проработали на временном, не разрушили дорогу, не отключая людей и не ограничивая работу насосной станции.

Мы стараемся избегать больших раскопок, но не всегда получается. Например, при аварийных ситуациях санацию удается использовать редко, где потекло – там потекло. При плановых работах варианты санирования в первую очередь рассматриваются, но не всегда они возможны. Почему? Потому что санирование – это труба в трубе, уменьшение диаметра трубы и гидравлические расчеты в обязательном порядке проводим. И где-то расчеты не дают нужного результата, поэтому необходимо диаметры трубопроводов сохранять, то есть, приходится раскапывать и прокладывать другую трубу того же диаметра.

Но есть перспективы применять санирование чаще. Сегодня значительно снижается объем потребления воды по двум причинам. Во-первых, из-за реализации положений Федерального закона об энергосбережении, согласно которому любой объект должен иметь прибор учета воды. Второе: стоимость воды дошла до некоторого психологического барьера, большинство жителей почувствовало это на семейном бюджете, и устанавливает приборы учета, соответственно, потребление воды снижается. Мы прогнозируем, что тенденция снижения уровня потребления будет сохраняться, и стабилизируется где-то года через три-четыре. И мы по большей части перейдем на санирование, у нас ограничений по пропускной способности не будет.

От чего зависит выбор того или иного способа ремонта трубы?

– Много есть факторов, которые учитываются при принятии решений. И технических, и финансовых. Надежность превалирует над экономичностью. Если трубу закладываем, то должны быть уверены, что 50 лет она прослужит.

Мы используем трубы из полимеров, чугуна, стальная – скорее исключение.

Прошлая зима с её аномальными холодами заставила нас не вылезать из траншей, и люди без воды оставались из-за промерзания грунта. Провели анализ – трещали чугунные трубы 90-х годов. Трубы 60-х, 70-х – разовые аварии. Хорошо показали себя и трубы новые, чугунные с шаровидным графитом.

Расскажите о ситуации в районе гипермаркета «Семья». Есть ли там что-то, что угрожает комфорту жителей?

– Я специалист по воде и канализации. В том микрорайоне, конечно, есть наши сети, и могу сказать, что у нас там всё нормально. К нам вопросов нет. По строительным конструкциям не могу комментировать, так как не специалист. Я не геолог, я – водопроводчик.

Звучало предположение, что проседание грунта произошло из-за воды.

– Комиссия с участием технических служб города обследовала все наши сети – к нам вопросов нет. Там работают ученые, поэтому до вынесения их вердикта комментировать считаю некорректным.

Вы уже приняли меры для перестраховки?

– Мы работаем в составе специально созданной городской комиссии. Информацией владеем, угрозы подземным коммуникациям нет.

При проведении открытых работ случается ли сталкиваться с древностями, ведь городские легенды гласят о подземных туннелях...

– Третий год работаю в Перми, и знаковых объектов не встречалось, чтобы они заслужили внимания и приглашения археологов.

А вот в центре Кунгура, где я работал директором водоканала, был случай с раскопками кладбища, о котором никто не знал. Представляете, прямо посреди Соборной площади, то есть, в самом центре города, нашли целое захоронение: гробы, кости в тряпках, братские могилы, и богатые, и бедные, и большое количество детей. По мнению археологов, подключившихся к раскопкам, когда-то в тех местах была до сих пор неизвестная эпидемия... Мы работы там вели, кстати, со скоростью пять метров в день – из-за того, что археологи работали.

Вы – человек, грубо говоря, ответственный за то, есть ли в домах вода. В связи с таким статусом случались конфликтные ситуации с соседями, случайными людьми?

– Соседи, конечно, знают, где я работаю. А конфликтов… Я в свое время писал: «Прошу принять меня на работу». Я знал, куда иду, меня приняли, платят деньги – я работаю. Я человек взрослый, знаю, на что иду, иду осмысленно. Где-то мы не доработали, когда-то под горячую руку попались. Политик высказался, а в технических нюансах не разобрался. Некомфортных позиций хватает, на такой работе не может быть все гладко.

Вы назвали себя водопроводчиком. Это ваше призвание?

– Так получилось, что работаю в этой сфере с 22 лет, а сейчас мне уже 49. Начинал слесарем на водозаборе на Кунгурском водоканале. Всю жизнь в этом. Был начальником участка, директором водоканалов в Кунгуре, Добрянке, а сейчас технический директор «НОВОГОРа». В большей части занимаюсь водой, но считаю, что сейчас надо больше внимания уделять канализации. Повторю, аварии на канализации страшнее по своим последствиям, по сложности ремонтов. Очистка стоков – тоже на порядок сложнее, так как используем биологически активные, живые организмы.

Сейчас мы сталкиваемся с проблемой бетонных коллекторов, которые разрушаются из-за газовой коррозии. Санация канализационного коллектора гораздо сложнее, чем водопровода. Если вышла на поверхность вода – подмыв, зимой – гололед. А если вышли стоки – запах, антисанитария, бактерии. Прошлой зимой был выход стоков на территории двух детских садов (тоже газовая коррозия разрушила бетон), так вывозили самосвалами грунт, обеззараживание проводили, потом новый грунт завозили.

Тому, кто задумал, начал и продолжает строить в Перми главный разгрузочный коллектор, памятник нужно поставить. Ведь без этого коллектора уже скоро по Петропавловской потекли бы канализационные стоки.

Да, я водопроводчик, но канализация меня заботит даже больше. (Смеётся.)

При таком количестве забот, считаете себя счастливым человеком?

– Из школьных лет запомнил фразу: «Не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть». По такому принципу и живу. А счастье и несчастье – понятия относительные, они у каждого свои. Для меня важно, что дома ждет семья, что все здоровы, что могу видеть результаты своей работы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем