Пермяк Александр Мороз содержит двух медведей: взрослую медведицу Машу и медведя-подростка Потапыча. О животных мужчина заботится вместе с другом Валерием. Александр говорит, что Потапыч узнает его и воспринимает как родителя. Когда медведь был маленьким, Александр выгуливал его на поводке, а сейчас он и его друзья борются с ним в вольере. Мы узнали у эксперта, нормально ли это.
Александр Мороз — бизнесмен и спортсмен. Он ведет аккаунт в Instagram, где рассказывает о своей жизни, занятиях борьбой. Также в ленте есть несколько видео с бурым медведем. На кадрах видно, как Александр борется с медведем: хватает его за шкуру и зубы, старается повалить на землю, садится зверю на спину.
Мы связались с Александром, чтобы узнать, как он стал владельцем медведя и не жестоко ли по отношению к животному устраивать такие схватки. Оказалось, что у мужчины не один медведь, а двое: взрослая медведица Маша и медведь-подросток Потапыч. Оба живут в Губахе, для них там построили вольер. Героем видео был младший медведь Потапыч.
— Маша живет у нас давно, уже лет десять. Её кто-то принес маленьким медвежонком. Я уже не помню, при каких обстоятельствах это произошло, — рассказал 59.RU Александр. — В детстве с Машей особо не занимались, не воспитывали её, поэтому близко с ней мы не контактируем. Потапыча я взял три года назад. Узнал, что охотники подстрелили медведицу, у которой остался медвежонок, и пошел за ним. Подумал, что без матери ему не выжить. Стало жалко его, поэтому забрал себе.
По словам Александра, Потапыч тогда был совсем малышом. Он боялся человека, пытался спрятаться от него, вырывался, когда будущий хозяин взял его в руки. Но со временем медвежонок перестал бояться хозяина.
— Я очень много занимался с Потапычем. Он был как ребенок. Я кормил его йогуртом из бутылочки, держа на руках, — вспоминает мужчина. — Кормил Потапыча, гулял с ним на поводке, играл. Мне кажется, он воспринимает меня как родителя. Сейчас я уже не гуляю с Потапычем. Он весит 200 килограммов, мне его не удержать. Но я, как и прежде, приезжаю в Губаху каждую неделю. Когда Потапыч видит меня, он подходит к решетке вольера, просовывает морду между прутьев, показывает, что соскучился, а я целую его в нос. Мой друг Валера вообще находится с медведями постоянно.
Все три года Александр приходит к Потапычу в одной и той же одежде, которую ни разу не стирал. После каждого общения с мишкой Александр просто переодевается в чистые вещи, а «медвежью» одежду прибирает до следующего раза. Мужчина говорит, что медведи десять лет помнят запахи и не любят, когда в их пространство вторгаются незнакомые ароматы.
На видео Потапыч (Маша почти не попадает в кадр) выглядит ухоженным. Видно, что у зверя густая и блестящая шерсть.
— Мы очень хорошо кормим медведей: даем им мясо, колбасу, йогурты, овощи. Потапыч очень любит баклажаны и курагу, — перечисляет Александр.
Александр говорит, что у него есть огромная подборка фотографий и видео с Потапычем, сделанных в разном возрасте. В Instagram фотографий нет, а видеороликов всего три. На всех Александр борется с медведем. Похожие видео есть и у друзей мужчины. Все они профессионально занимаются борьбой.
— Медведю во время борьбы точно не больно. Борьба происходит не всерьез. Потапычу, наоборот, нравится, когда его треплют за шкуру, — утверждает Александр. — А для нас это, наверное, способ проверить свои силы. Хотя, конечно, мы понимаем, что для медведя всё это игра. Он не воспринимает нас как соперников. Бывает, что закрадываются сомнения, что в какой-то момент Потапыч может стать опасным, но я стараюсь об этом не думать. Я хорошо знаю медведя, понимаю его состояние. Если вижу, что он не в настроении — ни сам не пойду к нему в вольер, ни друзей не поведу. Когда кто-то из друзей в вольере, я всегда рядом, страхую, могу отвлечь Потапыча на себя.
Александр говорит, что не планирует куда-то отдавать Машу и Потапыча. Наоборот, он постоянно занимается улучшением условий их жизни, строит новые вольеры.
— Они просто не выживут на воле. Потапыч, например, рос без матери. Он не умеет добывать себе еду, берложиться, ложиться в спячку, — говорит Александр. — Если его отпустить в лес, он пойдет к людям. Возможно, будет вести себя спокойно, возможно — нет. В любом случае велик шанс, что его испугаются и пристрелят. В зоопарк отдавать тоже не буду — там все худые, голодные, не то что у нас.
Помимо медведей, у Александра и Валерия живет лев. Его мужчинам подарил друг, чемпион Европы по боевому самбо и смешанным единоборствам Максим Новоселов.
— Когда лев был поменьше, я к нему подходил. А сейчас вырос, отъелся, стал огромный, диковатый, так что мы с ним обращаемся очень осторожно, — объясняет Александр.
Чтобы узнать, правда ли безопасны схватки человека с медведем, мы обратились к эксперту — известному челябинскому зоозащитнику, ветеринарному врачу, президенту фонда зоозащиты «Спаси меня» Карену Даллакяну. Он основал приют, в котором помогает домашним и диким животным, пострадавшим от человеческой жестокости или во время трагических случайностей, таких как ДТП.
— Сейчас медведь, с которым борются мужчины — подросток, у него детское поведение. Он действительно воспринимает хозяина как родителя, может быть ручным, послушным, веселым, — рассказывает Карен Даллакян. — Свою дикость он проявит позже, после пяти лет, когда у него начнется половое созревание. Тогда он начнет видеть в людях соперников и уже всерьез вести себя так, как его научили в детстве — вступать в борьбу. Это может быть смертельно опасно. Тем более в этом случае речь идет о звере из леса, а не о медвежонке, родившемся в зоопарке или цирке.
Ветеринар и зоозащитник не назвал борьбу физически опасной для самого медведя. Он считает, что дело вовсе не в этом.
— Хозяин медведя хоть и руководствовался благими намерениями, поступил безответственно. Он не должен был забирать медвежонка из леса, — считает Даллакян. — Ему следовало обратиться к биологам, зоологам, в природоохранную прокуратуру. Тогда бы медвежонка смогли определить в реабилитационный центр и подготовить к самостоятельной жизни на воле. Сейчас это уже невозможно. Тем не менее я считаю, что контролирующие органы должны проверить условия жизни медведей, выяснить, насколько они приемлемы. Если что-то не так, нужно или внести изменения, или перевезти медведей туда, где есть все условия. Например, в зоопарк.
Ранее медведю, живущему в Прикамье возле придорожного кафе, начали искать нового хозяина.