Последнюю неделю редакция и читатели 59.RU следили за судьбой милейшего бенгальского котика Лео, которого выхаживали в приюте «Счастливый хвост» — в ночь на 1 ноября котика не стало. От него отказались хозяева, и стресс от потери дома сказался на здоровье Лео — у него развился целый букет серьезных заболеваний, от которых он и умер. Мы спросили у пермского психотерапевта Николая Стрелкова, почему некоторые люди могут так легко отказываться от своих домашних животных.
Психотерапевт говорит, что в таких случаях возможны два варианта развития событий.
— Один вариант — это выбор из двух зол: каждый раз, когда ты выбираешь — ты проигрываешь, — говорит Николай. — Мы можем не знать контекста: в семье мог родиться ребенок, у ребенка началась аллергия на кошку… Или другие экстренные обстоятельства, из-за которых людям приходится принимать такие эмоционально трудные и тяжелые решения.
В таких случаях, добавляет психотерапевт, люди часто выбирают сторону своих сородичей.
Другой случай, думает Стрелков, более знаком многим людям: взяли, поигрались и что-то не понравилось — это может быть связано с нарциссическим типом личности хозяев. Нарциссы часто берут животных, чтобы подкрепить ощущение собственного «Я» и приобрести себе что-то модное, классное, необычное, при этом относясь без должной эмпатии и ответственности. В таких случаях, говорит психотерапевт, домашние животные становятся своеобразным компенсатором личности — они помогают нарциссу почувствовать себя более значимым.
— Но в то же время, когда вдруг что-то меняется, надоедает, такие люди очень легко расстаются со своими питомцами, ни секунды не раздумывая, — рассуждает Стрелков. — Как порой мы можем, не раздумывая, выбрасываем дырявые носки. То есть у таких [нарциссических] людей такое же отношение к живым существам в силу дефекта эмпатии, связанного с особенностями развития по нарциссическому типу.
О том, как Лео лишился своей семьи, в приюте рассказали только после его смерти: в «Счастливый хвост» пришел мужчина с котиком и сказал, что развелся с женой. Женщина уехала в другой регион, а ему предстояло отправится на заработки — о Лео некому было позаботиться. Через неделю он вернулся, сказав, что бывшая жена все-таки заберет котика. Еще через неделю Лео вновь оказался в приюте. Уже когда у Лео начались всевозможные болячки, с приютом связалась бывшая хозяйка и сказала, что котика мужчина сдал назло ей.
— Это та же история, когда люди взаимодействуют с детьми и животными не как с живыми существами, — говорит психотерапевт. — Используют их как рычаги давления, с помощью которых пытаются манипулировать другими. Это тоже свойство личностям нарциссического спектра развития. Мы каким-нибудь гвоздодером гвозди выдираем, надавив на рычаг, например. А когда у человека нет эмпатии, он вместо гвоздодера будет использовать живых существ и неважно — дети это или животные.
Ранее мы рассказывали о котике Сэме, который пострадал, когда залез под капот машины — ему пришлось подрезать ушки и ампутировать лапку.